баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Технологии информационного моделирования – неотъемлемая часть цифровой трансформации дорожной отрасли

Рейтинг 5
19126
Сергей Гошовец
начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Федерального дорожного агентства

Применении технологий информационного моделирования в проектирование объектов различных областей строительства в последнее время выходит на новый уровень, ведь задача массового внедрения ТИМ ставится на государственном уровне. Не исключением стала и дорожная отрасль.

О развитии технологий информационного моделирования в сфере дорожного хозяйства рассказал начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Федерального дорожного агентства Сергей Гошовец.

ТИМ в дорожном хозяйстве

Применение технологии информационного моделирования (ТИМ) предполагает создание и ведение в актуальном состоянии информационной модели дорожного объекта на протяжении всего его жизненного цикла. Это помогает ускорить процесс разработки и реализации проектов, сократить расходы при строительстве, реконструкции, содержании и ремонте автомобильной дороги, в том числе — оптимально спланировать очерёдность работ и повысить их качество.

Главными задачами внедрения технологий информационного моделирования в дорожном хозяйстве, прежде всего, являются расширение возможностей отечественного программного обеспечения, позволяющего создать корректную информационную модель, формирование необходимых мощностей для хранения и обработки цифровых данных, а также развитие кадрового потенциала проектировщиков, строителей и заказчиков.

При использовании программных средств различного назначения важно создать цифровую вертикаль, которая бы позволила участникам рынка действовать в одном поле, говорить на одном языке, работать по единым правилам и с одним целеполаганием.

ТИМ на этапах жизненного цикла объекта

Программные продукты для проектирования объектов дорожно-транспортного строительства должны позволять специалистам выстроить эффективную комплексную производственно-технологическую цепочку: от подготовки исходных данных для проектирования до передачи проектных решений на строительную площадку, в том числе и для 3D-систем автоматического управления дорожно-строительными машинами. Важно получить полноценную информационную модель (ИМ) объекта транспортной инфраструктуры, чтобы обеспечивать контроль принятых проектных решений на всех этапах жизненного цикла.

Для стадии строительства и ремонтных работ разработчики уже предлагают широкий спектр решений в области систем управления проектами. Сегодня такие инструменты способны решать задачи и без привязки к информационной модели объектов, но все же большая эффективность должна достигаться за счет использования модели непосредственно при проведении работ на объектах. Модули по управлению строительными ресурсами, техникой, персоналом, сметами и процессами в целом уже используются в ряде крупных дорожно-строительных организаций.

Важным тезисом (и об этом говорит в первую очередь Минстрой России) является то, что эффективность использования технологий информационного моделирования в области объектов капитального строительства достигается именно на стадии эксплуатации объекта. И здесь мы видим тесную взаимосвязь между ТИМ и интеллектуальными транспортными системами. Ключевой задачей для нас является диагностика и мониторинг объекта, оперативной обстановки на нём — это интенсивность дорожного движения, метеоусловия, диагностика элементов искусственных сооружений, мостов и путепроводов, состояние дорожного полотна и так далее. Поставщиками таких данных, которые могут и должны передаваться в информационную модель, как раз и являются подсистемы интеллектуальных транспортных систем. Важно не только реагировать на текущие изменения конструкций или состояния инфраструктуры вследствие инцидентов, ДТП, иных чрезвычайных ситуаций, но и иметь возможность создавать прогнозную модель объекта, планировать проведение ремонтных работ, в том числе обеспечивая межремонтные сроки.

Любые события, происходящие на дороге время эксплуатации, должны быть в полной мере отражены в истории объекта, что даст возможность в дальнейшем анализировать эффективность проведения работ по содержанию, планировать будущие работы, предпринимать необходимые меры. Применение ТИМ в эксплуатации объекта — это одна из важнейших целей нашей деятельности.

Смета также должна быть интегрирована в ИМ. Должны быть взаимоувязаны программные продукты создания информационных моделей и сметно-расчетных комплексов, предназначенных для автоматизации работы специалистов-сметчиков, что позволит формировать сметную документацию на основе информационной модели автомобильной дороги.

Среда общих данных

Кроме того, благодаря созданию общей информационной среды, ТИМ позволяет следить за прогрессом реализации этапов строительства, реконструкции или ремонта, обеспечивать контроль всех технических планов и актуальность внесенных данных. Это делает процесс реализации проекта максимально прозрачным и открытым.

Роль и место среды общих данных общих ТИМ являются определяющими. Сегодня уже есть значительные наработки в том, чтобы развернуть подобную информационную систему для совместной работы внутри проекта между подрядчиками и субподрядчиками. В то же время актуальным для нас является вопрос определения единой среды общения между заказчиком и подрядными организациями. Не секрет, что сегодня функциональность сред общих данных ряда производителей такого ПО определяется локальными потребностями заказчиков, но я убеждён, что мы должны выстроить и определить единый функционал данного элемента — среды общих данных.

Направления развития ТИМ

Также перед нами стоит ряд важных задач локального характера, которые необходимо проработать, определить единые позиции и подходы. Так, есть понимание необходимости формирования или дополнения отраслевого классификатора информации, которая будет использоваться при построении модели. Здесь мы особое внимание уделяем опыту ОАО «РЖД», которое эту работу уже проводит — учитывая ряд схожих инфраструктурных элементов и в целом «родственные» нам инфраструктурные объекты, считаю, что в вопросах развития ТИМ в дорожном строительстве необходимо идти в тесной связке, бок о бок с железнодорожниками.

Много внимания мы уделяем и взаимодействию с Минстроем России, ФАУ «Главгосэкспертиза России». За последний год на площадке Минстроя определены ключевые направления и контуры развития ТИМ в целом, роль ГИСОГД РФ и многое другое.

В тесном взаимодействии с ними предстоит большая работа и в области создания отраслевой нормативной базы, методологического сопровождения и рекомендаций. В первую очередь, это касается формирования перечня требований и стандартов, которые государственный заказчик должен предъявлять к проектной документации, содержащей информационные модели объектов, строительство которых будет вестись за счет средств федерального бюджета. Разработка подобных стандартов — важный шаг в нашей практике. Свод информационных требований бюджетных заказчиков должен учитывать и требования действующих федеральных нормативных документов в сфере ТИМ.

Практическая ценность развития ТИМ должна быть отображена в пилотных проектах, а результаты принятых решений подтверждены на практике. Поэтому мы обязательно должны будем на конкретных объектах отрабатывать отдельные блоки вопросов в этой сфере. Сегодня на ряде объектов мы уже реализуем и отрабатываем вопросы внедрения локальных систем управления проектом, так что в скором времени сможем представить его результаты.

Подготовка специалистов в сфере технологий информационного моделирования должна иметь системный и структурный характер.

Нехватка кадров, как на стороне подрядных организаций, так и на стороне заказчиков, очевидна. В то же время с оптимизмом можно отметить начатую комплексную работу по реализации концепции дорожного образования в дорожной отрасли — в этой стратегии вопросы подготовки ТИМ учтены. Важным шагом для дорожного образования стало создание Академии дорожного хозяйства на базе Российского университета транспорта, создание профильных лабораторий, учебных планов, в том числе и по тематике ТИМ. Уверен, что в ближайшее время мы сможем добиться в этом направлении первых успехов.

Рабочая группа ТИМ в Федеральном дорожном агентстве.

Проработка обозначенных выше вопросов, связанных с применением технологии информационного моделирования в сфере дорожного хозяйства, сегодня чётко выстроена: при Федеральном дорожном агентстве создана Рабочая группа по внедрению информационного моделирования в сфере дорожного хозяйства. В состав Рабочей группы входят как представители подведомственных учреждений Федерального дорожного агентства, так и подрядные организации, поставщики программного обеспечения и неравнодушные к теме ТИМ специалисты и организации.

Функцией секретариата Рабочей группы наделена Ассоциация «Цифровая Эра Транспорта», на базе которой в еженедельном режиме проходят рабочие совещания, острые дискуссии, позволяющие по каждому блоку вопросу прийти к «общему знаменателю», согласованности позиций. Эта работа ведется на принципах открытости. Я приглашаю всех заинтересованных коллег присоединиться к этой работе. Убежден, что только совместными усилиями широкое внедрение ТИМ в дорожной отрасли станет возможным как часть цифровой трансформации дорожной отрасли.

А ведь именно цифровая трансформация является одной из национальных целей развития страны и ключевым направлением дорожной отрасли. Цифровизация наряду с административной и профессиональной трансформацией должна содействовать повышению качества работ, оптимизации бюджетных расходов и сокращению сроков дорожного строительства, что является одними из основных задач Федерального дорожного агентства.

Фото: Интеллектуальные транспортные системы России (ИТС России)

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через