баннер ИТС регионам Бурятиябаннер ИТС регионам Бурятия

Технологическое будущее индустрии платных дорог Российской Федерации

Рейтинг 5
Евстигнеев Игорь Анатольевич
Начальник управления ИТС и ИТ АО «Западный скоростной диаметр»

Платные дороги стали неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры России, а их развитие получило новый импульс благодаря современным технологиям и государственным программам. О том, как эволюционировала система платных дорог в стране, какие технологические решения уже внедрены и как новые коммуникационные технологии могут изменить будущее этой отрасли, рассказал Игорь Евстигнеев, начальник управления ИТС и ИТ АО «Западный скоростной диаметр».

Свободное движение товаров и трудовых ресурсов является необходимым источником жизненной силы экономики любой страны. Транспорт увеличивает конкурентоспособность городов, улучшает экономический климат регионов и качество жизни населения. Платные же дороги существовали в той или иной форме с древности, когда плата взималась с двигающихся мимо пешком, в повозках или верхом путешественников — практика, которая сейчас продолжилась и с автомобилями. Проще говоря, пользуясь платными дорогами, человек, прежде всего, покупает время, т.е. очень ценный и, к сожалению, ограниченный для любого ресурс. Время, затрачиваемое людьми на поездки, является таким же важным, как и безопасность движения, удобство и комфорт.

Безусловно, уже сегодня система платных дорог России фактически стала важнейшим направлением транспортной отрасли.

У нас в стране, как и во всем мире, индустрия платных дорог включает в себя создание и эксплуатацию участков, за проезд по которым с водителей взимается плата. Такая система вводится для покрытия расходов на строительство и содержание дороги. С течением времени менялись и способы оплаты. Традиционно плата за проезд оплачивалась вручную на некоем контрольно-пропускном пункте. Сейчас же, хоть платежи по-прежнему на многих пунктах взимания платы и могут производиться наличными, все-таки чаще используется электронная система взимания платы.

В конце 2024 года в рамках Национального проекта «Инфраструктура для жизни» сформирован Федеральный проект «Развитие федеральной сети», в котором поставлена задача осуществлять строительство и реконструкцию платных федеральных автомобильных дорог. Все это будет реализовываться в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы». Данное развитие стало возможным в том числе благодаря тому, что именно в России сейчас накоплен большой прикладной опыт применения различных инфотелекоммуника-ционных технологий в транспортной отрасли.

В не такой далекой перспективе прогресс в технологиях связи — и прежде всего в беспроводных мобильных сетевых технологиях, а также в навигационных системах — способен фактически привести к радикальному переосмыслению возможного развития коммуникации транспортных средств с другими транспортными средствами и с дорожной инфраструктурой.

Ключевым же моментом в системах взимания платы является возможность применения идентификации и классификации транспортных средств. И тут будущее однозначно за технологиями электронного взимания платы, позволяющими осуществлять процесс в режиме свободного потока.

Новые решения

Первоначально отправной точкой для внедрения новых решений для безостановочного проезда является анализ проникновения на рынок активных меток (бортовых устройств): транспондеров на базе технологии выделенной ближней связи на короткие расстояния (Dedicated Short Range Communications, DSRC) или пассивных меток на базе технологии радиочастотной идентификации (Radio Frequency Identification, RFID).

Исходя из анализа мирового опыта, можно сделать вывод, что тип системы взимания платы «Свободный поток» (Free-flow), который в настоящее время успешно применяется в ряде стран, является технически современным инструментом, характеризующимся возможностью масштабирования и применения унифицированных решений. Оборудование «Свободный поток» в автоматическом режиме осуществляет сбор данных о движении и характеристиках ТС в условиях свободного многополосного движения (Multi-lane free flow, MLFF), взаимодействие с электронными средствами оплаты пользователей дороги, временное хранение данных и передачу собранных данных на центральный уровень, а также взаимодействие с центром управления в части предоставления данных для мониторинга системы, обновления справочной информации, режимов работы и версий программного обеспечения.

Конечно MLFF — это здорово, но строительство и эксплуатация таких крупных физических сооружений и серьезных аппаратно-программных комплексов обходятся все же дорого. К сожалению, при низком распространении среди пользователей транспондеров внедрение системы «Свободный поток» становится более сложной задачей, поскольку значительно возрастают расходы на организацию бизнес-процессов по сбору денег при постоплате и взысканию соответствующих штрафов с неплательщиков.

Ещё один очень перспективный вариант оплаты при безостановочном движении может быть реализован с использованием позиционирования на базе спутниковых систем (Global Navigation Satellite System, GNSS). Все относительно просто: зная участок дороги, по которому проезжает транспортное средство, возможно измерить дальность поездки по нанесенной на карту дорожной сети и рассчитать размер платы. Технология, основанная на GNSS в комбинации с каналом коммуникации по сетям сотовой связи GSM, считается следующим шагом в развитии систем взимания платы за проезд.

Во многих странах пока данная технология активно применяется только для взимания платы с грузовиков весом более 3,5 тонн (GNSS может использоваться и в других сферах, например, при парковке и страховании). Но уже сейчас, благодаря развитию этой технологии, фактически сложился новый термин «GPS-толлинг», а он в свою очередь дал широкое развитие понятию «сбор за пробег с пользователей» (Mileage Based User Fee, MBUF).

Текущие проблемы

Главная проблема состоит в том, что в большинстве стран для финансирования автомагистралей и дорог правительства полагаются на налог на топливо. Большая часть финансирования государственных транспортных программ поступает от акцизных сборов на бензин, который служит косвенным показателем использования дорог, поскольку уплаченные налоги примерно соответствуют пройденным километрам.

Однако жизнь не стоит на месте и происходят серьезные изменения в автомобильной промышленности:

  • автопроизводители стали производить все более эффективные транспортные средства, соответственно автомобилисты платят меньше налогов на топливо;
  • постепенно растет количество транспортных средств, работающих на экологически чистом топливе, и гибридных автомобилей.

Как восполнить дефицит финансовых средств? И тут актуальной снова становится относительно старая идея — брать деньги в зависимости от пройденного расстояния на базе спутниковых технологий сначала с грузовиков, а потом, может быть, и с легковых машин.

В случае применения данной технологии отпадает необходимость оборудования рамок (придорожная инфраструктура требуется только для эпизодического контроля), а обозначение начала и конца платной сети является виртуальным. Участки регистрируются в бортовом устройстве, а транспортное средство отмечает в них свою локализацию. Технология дает возможность гибко менять размеры и параметры платной сети дорог, фактически применять динамическое ценообразование платы за проезд.

Постоянно увеличивающиеся точность и надежность спутниковых систем геолокации позволяют с оптимизмом оценивать использование данной технологии при построении систем сбора платы в будущем. Высокоточные GNSS-приёмники теперь используются в бортовых устройствах (On Bord Unit, OBU) и других телематических устройствах, обеспечивая превосходное геопозиционирование при относительно низкой стоимости. Большинство современных смартфонов также используют многосотовые чипсеты и могут обеспечивать высокую точность определения местоположения даже в сложных городских условиях.

Когда автомобиль проезжает по заданному участку, обнаруженному при помощи сигналов позиционирования, в бортовом устройстве регистрируются данные об этом передвижении, при необходимости с датой и временем записи или иными данными. Бортовое устройство формирует событие тарификации, которое может быть реализовано либо непосредственно с использованием информации о проезде через данную точку («толстое» или умное бортовое устройство), либо в дальнейшем оценкой зарегистрированных данных о проезде в центральной системе («тонкое» бортовое устройство).

С технической точки зрения чаще всего проблемы возникают, если вы передвигаетесь по бесплатной дороге, которая идет параллельно в непосредственной близости от платной дороги. Происходит много ложных срабатываний из-за неточности определения геолокации в приложении.

Нормативно-технические документы

В системах подобного класса предъявляются высокие требования к уровню надежности и охраны передаваемых данных — в частности, в случае платежных операций. Стандарты ISO 17575-1:2016 («Электронное взимание платы — определение интерфейса приложения для автономных систем — Часть 1: взимание платы»), ISO 17575-2:2016 («Электронное взимание платы — определение интерфейса приложения для автономных систем — Часть 2: связь и подключение к нижним уровням») и ISO 17575-3:2016 («Электронное взимание платы — определение интерфейса приложения для автономных систем — Часть 3: Контекстные данные») создают основу для обеспечения эксплуатационной совместимости различных систем электронного сбора платы с использованием спутникового позиционирования и сетей сотовой связи и, в частности, определяют структуру роуминга бортового оборудования между различными системами сбора платы, даже если их политики и тарифные сетки различаются1.

Важную роль играет также стандарт ISO 13143-1:2020 "Электронный сбор платежей. Оценка бортового и придорожного оборудования на соответствие ISO 12813. Часть 1. Структура набора тестов и цели тестирования«2. Этот документ определяет процесс и тесты для оценки бортового и придорожного оборудования, которое использует технологию спутникового позиционирования для сбора данных, необходимых для взимания платы за пользование дорогами.

Принцип работы спутниковых систем навигации основан на измерении расстояния от антенны на объекте, координаты которого необходимо получить, до спутников, положение которых известно с большой точностью. Метод измерения расстояния от спутника до антенны приёмника базируется на том, что скорость распространения радиоволн предполагается известной. Бесспорным преимуществом подхода является то, что спутниковые системы покрывают почти всю территорию земного шара, что дает возможность расширять систему взимания платы в соответствии с ростом транспортной сети государства. Однако нужно понимать, что теоретически позиционирование и связь должны быть обеспечены для транспортного средства непрерывно, а на практике это пока не так. Не всегда в зоне видимости ТС находится достаточное количество спутников, а сети сотовой связи не всегда обеспечивают сто-процентное покрытие. На 2025 год только три спутниковые системы обеспечивают полное покрытие и бесперебойную работу для всего земного шара: GPS, ГЛОНАСС и «Бэйдоу». Системы Galileo, DORIS, IRNSS и QZSS пока находятся в стадии развертывания.

К важным плюсам относится и то, что применение систем с использованием GNSS упрощает взимание платы за проезд на основе пройденного ТС расстояния для всех типов дорог в сети платных дорог.

Это объясняется тем, что развертывание системы не требует установки и эксплуатации придорожной инфраструктуры, такой как пункты взимания платы или платные порталы на основе микроволнового излучения. В таких системах также необходимо обеспечить возможность идентификации и определения местоположения автомобиля на дороге.

Мировые тенденции

На данный момент каждая страна ищет свой путь развития платных дорог и, соответственно, систем взимания платы. Так, Европейская служба взимания платы за проезд (European Electronic Toll Service, EETS) в последнее время стала серьезным игроком на рынке, открыв его для ряда специализированных поставщиков по всей цепочке создания стоимости услуг взимания платы за проезд, таких как бортовое оборудование, программное обеспечение для точных карт и логистики. Ключевым нормативно-правовым документом в области электронных систем взимания платы в Европейском союзе является Директива 2004/52/EC Европейского парламента и Совета от 29 апреля 2004 года о совместимости электронных систем взимания платы за проезд в Сообществе3. Согласно данной Директиве электронные системы взимания платы, внедренные после 1 января 2007 года, должны поддерживать хотя бы одну из следующих технологий: спутниковое позиционирование, мобильную связь по стандарту GSM-GPRS или микроволновую технологию 5,8 ГГц.

В части необходимости обеспечения разумной унификации Европейский союз выпустил Постановление «Регламент Комиссии (ЕС) 2020/204 от 28 ноября 2019 года о подробных обязательствах поставщиков услуг европейской электронной системы взимания платы за проезд, минимальном содержании заявления о домене европейской электронной системы взимания платы за проезд, электронных интерфейсах, требованиях к компонентам совместимости и отмене Решения 2009/750/EC». Соответственно практически все OBU с поддержкой EETS стали включать технологию GNSS.

Главная идея этих инициатив — выполнять услуги международных перевозок грузов с одним бортовым устройством и при этом оплачивать проезд грузовика в разных странах Европейского союза без ограничений.

В Европе много видов бортовых устройств для этих целей, самые известные из них — это ViaBox, Go Box, Satellic и TollCollect OBU.

Электронная плата за проезд на основе GNSS используется для взимания платы с грузовиков массой свыше 3,5 тонн за пользование дорогами по всей национальной сети автомобильных дорог в европейских странах, таких как Германия, Словакия, Венгрия, Бельгия, Чешская Республика, Болгария и Польша. Относительно скоро электронную плату за проезд на основе GNSS должны внедрить Литва и Нидерланды.

В 2021 году Литва объявила тендер на создание «Электронной системы информации о дорожных сборах», в котором основное внимание уделялось требованиям к программному обеспечению для взимания платы за проезд, а не к требованиям к аппаратному обеспечению OBU. По сути, новая плата будет зависеть не от времени поездки (электронные виньетки), а от пройденного расстояния. Впервые в Европе должна была быть разработана и закуплена национальная система взимания платы за проезд, основанная на приложении для смартфона, но на текущий момент внедрение системы затягивается из-за судебных разбирательств. Пока планируется ее внедрить с 1 января 2026 года.

В Нидерландах внедрение системы также идет негладко. В 2007 году в этой стране сначала законодательно закрепили внедрение системы взимания платы с грузовиков с помощью GNSS к 2011 году, а по всей стране — к 2016 году. Официальное отклонение предложенного национального дорожного сбора в Нидерландах было закреплено после того, как в марте 2010 года крупнейшая партия в правительстве Нидерландов (то есть Христианско-демократический призыв) проголосовала против. Теперь снова вернулись к этой идее. Сейчас там планируют создать общенациональную систему взимания платы за проезд, основанную на GNSS, которая, скорее всего, будет распространяться на все пассажирские транспортные средства в дополнение к грузовым.

В Чехии все микроволновые метки уже заменены на обязательные OBU, поставляемые оператором платных дорог, аналогично подходу, принятому в Словакии и Германии.

В Польше в 2021 году была введена новая система электронной оплаты проезда по принципу «принеси своё устройство» (BYOD, Bring Your Own Device). Теперь пользователи платных дорог в Польше могут оплатить проезд в электронном виде следующими способами:

  • используя устройства GPS-слежения, которые являются частью так называемой системы внешней локализации, предоставляются уполномоченными операторами ELS;
  • через бортовые устройства на базе GNSS (OBU) от одного из авторизованных операторов OBU в Польше;
  • с помощью бортовых устройств (OBU) на базе GNSS от одного из аккредитованных международных поставщиков услуг Европейской системы взимания платы за проезд (EETS);
  • с помощью смартфона (или планшета), который использует приложение e-TOLL.

Новое приложение e-Toll было загружено почти 1 миллион раз, и пользователи платных дорог больше не обязаны получать OBU от оператора взимания платы за проезд или от поставщика услуг взимания платы за проезд. С помощью смартфона пользователи могут либо заранее приобрести маршрутный билет для конкретной поездки, либо активировать приложение для оплаты проезда на своём смартфоне, которое работает так же, как устройство слежения или OBU для оплаты проезда. Так что Польша стала первой европейской страной, внедрившей смартфоны для общенациональной системы взимания платы за проезд в зависимости от расстояния.

Азия стала новым центром притяжения для решений в области взимания платы за проезд на основе спутниковых технологий. Так, Индонезия и Сингапур стали первыми азиатскими странами, внедрившими решения на основе GNSS, а Индия планирует последовать их примеру. Но впереди всех идет Индонезия. За семь лет все пункты взимания платы будут убраны, когда новая система многополосного движения без взимания платы будет полностью введена в эксплуатацию на всей сети автомагистралей протяжённостью 2000 км. Индонезийская система взимания платы за проезд на основе спутниковой связи также станет крупнейшей в мире: она будет обслуживать не менее 50 миллионов пользователей.

При этом у индонезийских водителей будет выбор: приобрести одноцелевой GNSS OBU или использовать свои собственные смартфоны. Ожидается, что по меньшей мере 10 миллионов водителей выберут бесплатное приложение для смартфонов. Идея в том, что если не покупаешь GNSS OBU, а хочешь пользоваться своим смартфоном, то сам несешь ответственность за правильную установку и работу приложения при въезде на платные дороги.

Практический опыт говорит о том, что идут значительные энергозатраты для работы приложений для смартфонов, которым постоянно требуется позиционирование по GNSS, и на то, что у пользователей неизбежно возникнут проблемы, когда в их телефонах закончится заряд. Если же водитель покупает GNSS OBU, то ему не нужно беспокоиться о том, правильно ли работает приложение на смартфоне, достаточно ли заряда аккумулятора и т.д. Коммерческие транспортные средства, скорее всего, предпочтут OBU, поскольку в таких транспортных средствах обычно несколько водителей, которым в противном случае пришлось бы регистрироваться на своих личных телефонах каждый раз, когда они садятся за руль транспортного средства, за проезд которого взимается плата.

Электронная плата за проезд на основе GNSS в Российской Федерации

Как было написано выше, сейчас в мире пока активно внедряется спутниковая система взимания платы за проезд именно для грузовиков. В России это система взимания платы "Платон«4. Система «Платон» обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и распространяется на все автомобильные дороги общего пользования федерального значения.

Оплата проезда осуществляется двумя способами: с помощью маршрутной карты или бортового устройства. Расчёт производится в зависимости от фактического пробега транспортного средства (с 1 февраля 2025 года размер платы составляет 3,34 руб. за километр). Все собранные средства, по данным Росавтодора, направляются в Дорожный фонд РФ на приведение федеральных автомобильных трасс в надлежащее состояние. На начало 2025 года в системе «Платон» зарегистрированы свыше 861 тысячи грузоперевозчиков и более 1,915 миллиона транспортных средств массой свыше 12 тонн, причем четверть из них принадлежит иностранным логистическим компаниям. Оператором системы является компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (далее -— РТИТС).

Система «Платон» использует несколько моделей бортовых устройств. Для повышения точности устройства предусмотрено использование спутниковой системы навигации. Внутри бортового устройства находятся коммуникационный модуль GSM/GPRS, навигационный модуль ГЛОНАСС/GPS — предусмотрена двухсистемность. В основе работы лежит формируемая маршрутная карта. Это документ, формируемый на основании данных о планируемом маршруте, предоставляемых владельцем транспортного средства, и являющийся основанием для расчёта платы в счёт возмещения вреда при отсутствии бортового устройства.

Маршрутная карта содержит следующие данные:

  • сведения о государственном регистрационном знаке транспортного средства;
  • дату и время выдачи маршрутной карты;
  • срок её действия с указанием даты и точного времени;
  • сведения об общей протяжённости участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включенных в маршрут;
  • описание маршрута в привязке к участкам федеральных дорог, для прохождения которого выдан данный документ и размере платы.

Оформление маршрутной карты возможно в Центрах обслуживания пользователей, через терминалы самообслуживания, в личном кабинете на сайте системы «Платон». РТИТС проверяет наличие системы «Платон» следующими способами:

  • при проезде фур через стационарные рамки;
  • путём мобильного контроля через специально оборудованные автомобили.

«Платон» — серьезный цифровой источник достоверной и юридически значимой информации об интенсивности движения грузовиков на федеральных трассах. Более того, накопленный массив данных за годы работы системы дает возможность объективного анализа состояния рынка, сравнения показателей по месяцам, дням и даже по часам, а также прогнозирования развития ситуации в будущем.

К сожалению, в «Платоне» было решено отказаться от добавления модулей DSRC в бортовые устройства, что, скорее всего, было ошибочным и недальновидным решением. В большинстве стран бортовые устройства GPS совмещены с DSRC транспондерами — это дает серьезные преимущества. При проезде рубежей контроля от бортового устройства в этом случае в систему поступает следующая информация: класс (определяется лазерным сканером), фотография с распознанным номером, а также считанные данные DSRC, облегчающие идентификацию пользователя. В России же для легковых транспортных средств пока это с технической стороны громоздко и дорого, а также организационно и юридически сложно.

Недостатки и преимущества электронной платы за проезд на основе GNSS

В целом система имеет ряд недостатков:

  • необходимость обязательного использования бортовых электронных устройств;
  • дорогостоящие и сложные специализированные OBU или не достаточно надежные пока смартфоны;
  • высокие начальные затраты на разработку программного обеспечения;
  • высокие эксплуатационные расходы, связанные с оплатой мобильного интернета;
  • возможные ошибки точности определения платных маршрутов, связанные с близко расположенными параллельными бесплатными маршрутами. В условиях плотной дорожной сети, где платные и бесплатные дороги находятся близко друг от друга, скачки трека могут приводить к ошибочному выставлению счета;
  • возможное отсутствие спутниковых данных на отдельных участках (тоннели, в условиях плотной городской застройки и т.п.);
  • отсутствие интероперабельности по данной технологии;
  • влияние атмосферных помех;
  • вероятность неоптимальной ориентации антенны и ослабление сигнала транспортным средством;
  • требует объективной системы контроля для минимизации количества мошеннических действий.

До недавнего времени городская среда создавала серьёзные проблемы с точки зрения точности определения местоположения и многолучевых эффектов, которые она оказывает на спутниковые сигналы. Эти проблемы можно легко решить с помощью многочастотных наборов микросхем GNSS, которые за последние несколько лет стали довольно дешёвыми.

Все же пока не так все позитивно. Например, военная операция на Украине показала, что сегодня относительно легко незаконно манипулировать сигналами спутникового позиционирования, чтобы обмануть OBU и заставить его думать, что он находится совсем не там, где реально.

Однако у решения есть и ряд значимых преимуществ:

  • технологическая независимость от инфраструктуры дорожной сети;
  • отсутствие крупных затрат при строительстве придорожной инфраструктуры для системы взимания платы;
  • невысокие эксплуатационные расходы на оборудование для оператора платных дорог;
  • гибкость в определении и модификации параметров платных участков дорог, в том числе возможность введения покилометрового сбора;
  • гибкость в тарификации платных участков, возможность введения тарификации в зависимости от класса ТС по вредным выбросам, времени движения по участкам дорог и др.;
  • постоянный рост надежности и точности позиционирования с развитием спутниковых технологий;
  • совместимость с другими технологиями (DSRC и GSM).

Электронное устройство, установленное в автомобиле, постоянно позиционирует его на электронной карте, фиксируя пройденный путь по платным дорогам, и сообщает данные в центр оплаты, где с ранее оплаченного счёта снимаются соответствующие суммы.

Бортовые электронные устройства

В части этих электронных устройств есть два подхода:

  • применение специализированных ОВU;
  • применение обычных смартфонов.
  • Специализированные OBU. В этом случае бортовой блок представляет собой сложное и довольно дорогое электронное техническое устройство, позволяющее однозначно идентифицировать и определять местоположение транспортного средства с помощью электронной системы взимания платы. OBU, устанавливаемое на лобовом стекле и представляющее собой единый блок, было впервые представлено в 2010 году в Словакии и стало теперь обычным явлением по всей Европе.

    Модели этих бортовых устройств объединяют три ключевые технологии в работе электронной системы оплаты проезда:

    • технология спутникового позиционирования GPS или ГЛОНАС (обеспечивает сбор данных об использовании платных участков дороги);
    • технология GSM/GPRS для связи в мобильных сетях (используется для передачи данных между бортовым устройством и другими информационными системами в электронной платной системе);
    • технология DSRC для контроля плательщиков в рамках процесса сбора платы за проезд.

    Систему сбора платы на основе пройденного расстояния, предусматривающую непрерывное измерение показателей, можно создать путем объединения систем GNSS, сотовой связи и технологии DSRC.

    Точные оценки положения, полученные с использованием ГЛОАСС/GPS, можно сравнивать с бортовой или внешней базой данных о дорожной сети, чтобы определить наиболее вероятный участок, по которому едет автомобиль. При этом на каждом участке дороги может использоваться свой собственный тариф. Работа данных устройств и связанный с ним мониторинг маршрута также позволяют использовать решение в таких областях, как управление спасательными службами, отслеживание тяжелых транспортных средств и общественного транспорта в условиях городского движения. Бортовое устройство включает функции фильтрации любых помех при измерении, эффектов отражения от близко расположенных объектов (например, зданий) и искажений из-за атмосферных возмущений.

    При въезде на платный участок, как правило, устанавливается стационарное оборудование контроля, состоящее из DSRC приемопередатчиков, задача которого идентифицировать ТС. Если ТС оборудовано бортовым устройством, инициируется начало сбора данных по технологии спутникового позиционирования. Если бортовое устройство не обнаружено (отсутствует или выключено) или на счете пользователя недостаточно средств для оплаты, инициируется технология автоматического распознавания номерных знаков (Automatic number-plate recognition, ANPR) для фиксации нарушения. Аналогичным образом контролируется выезд с платного участка. Бортовое устройство периодически направляет данные о местонахождении в центральную систему, используя мобильные сети передачи данных, где происходит фиксация маршрута, расчет стоимости поездки и списание средств с лицевого счета.

    Есть и очевидные проблемы: операторам платных дорог придётся полагаться на широкий спектр оборудования и операционных систем для смартфонов и они не смогут контролировать точность определения местоположения, доступность подключения к сети передачи данных или общую производительность системы платных дорог.

    Обычные смартфоны. По мере того, как использование смартфонов становится все более распространенным явлением, некоторые компании, управляющие платными дорогами, стали разрабатывать специальные приложения для мобильных телефонов, чтобы недорого автоматизировать и ускорить оплату сборов с платных дорог.

    Как было описано выше, в Европе в последние годы приложения для смартфонов широко используются в качестве инструментов управления учётными записями для пользователей дорог, которые управляют своими платежами за проезд по платным дорогам. Известно несколько успешных реализаций и вне Европы.

    Например, в Австралии (на автомобильной дороге Sydney Orbital Network) с 2018 года активно применяется сервис оплаты проезда без транспондера с помощью приложения LinktGO5. Оно работает на всех платных дорогах Австралии и использует GPS телефона пользователя дороги для записи его поездок в режиме реального времени. Просмотреть и оплатить поездку можно прямо с телефона.

    В США одним из таких успешных приложений является Alabama Freedom Pass mobile, используемое для привязки учетных записей клиентов на сайтах, управляемых оператором American Roads LLC6. Приложение взаимодействует в режиме реального времени с системой обработки транзакций объекта для идентификации и списания средств со счетов клиентов или выставления счетов по кредитной карте.

    Подводя итоги

    Любая услуга, которой мы пользуемся в повседневной жизни должна осуществляться в рамках правовой основы, и при этом являться проверяемой, надежной, точной, защищенной и экономически эффективной. Деятельность систем взимания платы не исключение.

    Для любой системы взимания платы необходима эффективная политика контроля, обеспечивающая соблюдение правил оплаты проезда, сдерживания попыток уклониться от платежа и бизнес-процессы взыскания оплаты.

    Есть серьезные предпосылки постепенного перехода всех платных дорог России на безостановочные системы оплаты:

    • высокий процент пользователей, использующих транспондеры;
    • высокая степень информационного оповещения населения о вводе платности и об основных аспектах оплаты;
    • поддержка со стороны государственных органов, позволяющая ввести эффективную систему взыскания в случае неоплаты проезда;
    • интероперабельность между электронными средствами оплаты внутри страны, а также (по мере возможности) интероперабельность с электронными средствами оплаты соседних стран (для России — страны Таможенного союза, Европы).

    Есть и серьезные проблемы, которые нужно решать:

    • потери выручки из-за нераспознанных номеров;
    • потери выручки из-за иностранных ТС;
    • высокие затраты на маркетинг;
    • слабая эффективность системы взыскания с неплательщиков.

    Электронные системы взимания платы за проезд представляют собой сложные распределенные системы, использующие критически важные технологии, такие как выделенная связь малой дальности и глобальные навигационные спутниковые системы, которые подвержены определенному случайному поведению, способному повлиять на расчет сборов.

    Таким образом, для защиты интересов различных заинтересованных сторон, в частности пользователей услуг и взимателей платы за проезд, важно определить показатели, которые измеряют производительность системы в том, что касается расчета сборов, и гарантировать, что потенциальные возникающие ошибки с точки зрения размера и вероятности являются приемлемыми. Эти показатели станут важным инструментом при установлении требований к системам, а также для проверки возможностей системы как во время приемки, так и в течение срока эксплуатации системы.

    Нужно быть готовым, что следующими крупными изменениями на рынке станут оплата проезда на легковых автомобилях в зависимости от расстояния и городские системы оплаты проезда.

    В будущем хорошо продуманная система взимания платы за проезд по дорогам общего пользования с помощью GNSS для легковых автомобилей не должна полностью полагаться на специализированные устройства, а также должна поддерживать использование смартфонов, которые уже широко применяются в других транспортных приложениях, таких как парковка, совместное использование автомобилей, электросамокатов или оплата общественного транспорта. Гибкость технологии спутникового позиционирования позволяет взимать плату за проезд по всем категориям дорог, а не только по автомагистралям или скоростным дорогам. Вместо того чтобы взимать плату за проезд по конкретным дорожным сетям, подход, основанный на GNSS, позволяет экономически эффективно взимать плату за проезд по всем дорогам или за проезд всех транспортных средств в специальных зонах, таких как зоны с низкой загруженностью и низким уровнем выбросов (например, курортные районы).

    Нужно смотреть правде в глаза: пользователи дороги будут стремиться к уклонению от оплаты проезда, если правила, действующие в системе взимания платы, им непонятны, если предполагаемый риск обнаружения неоплаты невелик и если предполагаемый штраф меньше, чем плата, взимаемая с пользователей.

    В будущем видится, что операторы дорог должны предложить водителям различные способы учёта пробега транспортного средства:

    • разрешений на время;
    • разрешений на пробег;
    • оплаты по пройденному расстоянию после поездки;
    • автоматической оплаты за пробег без информации о местоположении транспортного средства;
    • автоматической оплаты за пробег с информацией о местоположении транспортного средства.
    • Очень хочется надеяться, что в будущем разрыв между политикой сбора платы и технологическими возможностями человечества значительно сократится, что обеспечит возможность широкого использования гибридных технологических решений, в том числе с элементами спутникового позиционирования, адаптированных под конкретные сегменты пользователей.

      Уже сейчас при реализации систем взимания платы необходимо выстраивать эффективные процедуры взаимодействия с государством в целях взыскания платы за проезд с неплательщиков. Количество пользователей дороги, с которых неправильно были взысканы штрафы, также должно быть очень маленьким, в противном случае может пострадать авторитет работы системы сбора платы в целом.

      Информирование участников дорожного движения о системе контроля соблюдения требований оплаты проезда путем целевой рекламы и других средств может послужить достаточным фактором сдерживания попыток неплатежа и повысить доверие к индустрии платных дорог Российской Федерации.

      Возврат к списку

      Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через