баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Центр компетенций ИТС – подготовка кадров, синергия знаний, научно-технологическое развитие

Рейтинг 5
26095
Дмитрий Ольховиков
Исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», руководитель Центра компетенций интеллектуальных транспортных систем

Процесс подготовки кадров для транспортной отрасли — это основа кадрового и инновационного развития одной из базовых отраслей экономики государства — транспортной системы России. В современной реальности выросла значимость отдельного блока в этом процессе — речь про подготовку специалистов, повышение компетентности и познавательного интереса в области цифровой трансформации и цифровизации транспортного комплекса.

Необходимым инструментом для достижения поставленных задач в части транспортного образования сегодня является создание отраслевых центров компетенций. Одним из подобных центров является центр компетенций в области интеллектуальных транспортных систем. О работе центра, обучении региональных специалистов, работе со школьниками и студентами рассказал руководитель центра компетенций, исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Дмитрий Ольховиков.

— Дмитрий Ефимович, расскажите о работе центра компетенций интеллектуальных транспортных систем. Какие направления, проекты, задачи сегодня решают в стенах отраслевого центра?

Д.О.: Центр компетенций ИТС «Дом ИТС» (или как мы его называем «ЦК ИТС») работает уже почти два года. За этот небольшой период мы смогли выстроить системную работу с субъектами в части повышения квалификации специалистов, создать на базе центра уникальную лабораторию, провести ряд отраслевых мероприятий с экспертным сообществом, а также организовать работу со школьниками и студентами. В дальнейшем мы планируем продолжить работу в вышеперечисленных направлениях, развивать их, трансформировать с учетом потребностей отрасли.

Если говорить о задачах, то в первую очередь, хотелось бы подчеркнуть, что интеллектуальные транспортные системы — это больше, чем просто оборудование и технологии. ИТС сегодня строится не только для безопасности дорожного движения, но и для экономической эффективности транспортно-грузовых перевозок, улучшения экологической обстановки, повышения эффективности строительства и содержания дорог, оперативности принятия решений. ИТС — это основа для внедрения высокоавтоматизированных транспортных средств, фундамент обеспечения безопасности и комфорта всех участников дорожного движения, повышения мобильности населения. Помимо прочего важно отметить, что неотделимо от ИТС развиваются и новые технологии — искусственный интеллект, информационное моделирование, V2X.

Задачи по повышению качества подготовки инженерных и ИТ-специалистов являются приоритетными для развития государства. И сфера транспорта (в частности, область ИТС) здесь не исключение. Так что для нашей Ассоциации и для Центра компетенций ключевыми проектами и задачами стали именно повышение кадрового потенциала, формирование программ обучения, содействие в области стандартизации образования, работа с молодым поколением, юными инженерами.

— Как ведется работа по повышению квалификации в области ИТС?

Д.О.: Второй год в центре компетенций мы проводим курсы повышения квалификации для региональных специалистов. На сегодняшний день в наших стенах прошли обучение более 100 сотрудников различных управлений из 23 субъектов РФ и представителей профильного бизнеса. Программы курсов сформированы Ассоциацией «Цифровая Эра Транспорта» совместно с экспертами и образовательным центром Федерального дорожного агентства (ФГАОУ ДПО «Межрегиональный ЦППК»). По итогам обучения слушателям были выданы удостоверения государственного образца.

Что касается непосредственно программы обучения, то мы не ограничиваемся только базовым курсом по ИТС, хотя именно с него мы начали. Не все представители профильных управлений и не из всех регионов еще нас посетили, но стоять на месте мы не можем, в особенности с учетом того, что, по нашему мнению, есть еще целый ряд серьезных вопросов в области ИТС, которым необходимо обучать и в которых надо «прокачивать» специалистов. Это и сами технологии (например, настройка оборудования), и обеспечение информационной безопасности — все это крайне важные вопросы в повестке. Специалист ИТС сегодня (как и сами ИТС, о чем я говорил выше и что также подтверждают коллеги из Ассоциации транспортных инженеров) это не просто инженер АСУДД — это разносторонний, многопрофильный специалист, разбирающийся в программном обеспечении, оборудовании, имеющий понимание и представление об инновационных технологиях, мыслящий категориями не «здесь и сейчас», а в модели «что будет дальше, в будущем».

Так что, помимо базового курса, на котором лекторы из числа отраслевых экспертов и ведущих разработчиков рассказывают о построении интеллектуальных транспортных систем, создании цифровой инфраструктуры автомобильных дорог, подсистемах, модулях и многом другом, нами были сформированы и запущены две программы. Одна из них — курс по информационной безопасности. В его рамках специалисты знакомятся с основными документами в области обеспечения информационной безопасности критической информационной инфраструктуры, общим составом работ по категорированию ИТС, методикой оценки угроз и этапами моделирования угроз, алгоритмом обеспечения ИБ ИТС, организационными и техническими мерами по обеспечению ИБ ИТС, порядком взаимодействия с ГосСОПКА. Трехдневный курс очень насыщен, в нем принимают участие ведущие эксперты с реальным опытом в области информационной безопасности.

— А как выстроена у вас работа с подрастающим поколением, будущими инженерами?

Д.О.: К работе с студентами и школьниками у нас особый подход и особое отношение. Во-первых, уже третий год совместно с ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» мы проводим ИТ-соревнование (хакатон — прим. ред.) в области интеллектуальных транспортных систем и цифровых технологий на транспорте среди учащихся высших учебных заведений. Это крайне важное мероприятие, интересные задачи, работа в команде, нетривиальные решения и удивительно серьезные работающие проекты от совсем молодых ребят. Такие проекты дают молодежи реализовать себя, раскрыть потенциал, приоткрыть двери в ведущие компании и ведомства. Кто-то после участия в таком интеллектуальном соревновании выбирает для себя дальнейший путь именно в транспортной отрасли, кто-то проходит у нас или у компаний-партнеров практику, кто-то готовится к участию в следующем году, чтобы победить — главное, что будущие специалисты в сжатые сроки прокачивают свои навыки, открывают новые знакомства, реализовывают интересные технологичные решения.

Во-вторых, в 2023 году мы начали тесно взаимодействовать с Академией дорожного хозяйства Российского университета транспорта. Студенты Академии всегда участвуют в форуме и выставке «Интеллектуальные транспортные системы России», форуме «Дорожное строительство в России» и других конференциях и мероприятиях, на которых представлены передовые технологии и разработки в области ИТС и цифровых технологий в дорожном хозяйстве и транспорте. В рамках такого участия представители компаний рассказывают молодежи о работе той или иной системы, делятся опытом и материалами. В дальнейшем такая информация определенно будет полезна для выполнения курсовых, дипломных проектов или для творческих работ, для подготовки к ИТ-соревнованиям да и в целом для понимания того, что есть ИТС и где можно себя в этой сфере найти. Также в рамках взаимодействия с Академией экспертами Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» было сформированы две дополнительные профессиональные программы — программа повышения квалификации «Автоматизированные системы маршрутного ориентирования водителей» и курс «Автоматизированные системы управления транспортными потоками».

В-третьих, мы ведем работу со школьниками. Убежден, что для того, чтобы вырастить действительно серьезных специалистов в области ИТС, нацеленных на определенные результаты, знающих, зачем они пришли в ту или иную отрасль или сферу деятельности, базис и само понимание надо закладывать еще со школьной скамьи. Сегодня в некоторых школах уже с 7 класса организованы предпрофессиональные классы: математические, инженерные, ИТ и др. Вкупе с общеобразовательной программой дети могут на более серьезном уровне заниматься теми предметами, в которых они видят свое будущее, погружаться в проекты и обучаться навыкам в том направлении, которое действительно нравится.

С одной из таких школ Москвы — школой 444 — мы сотрудничаем. На постоянной основе в рамках нашего проекта «Транспортный класс» учащиеся инженерных и ИТ-классов школы приезжают к нам в Центр компетенций ИТС на лекции. За год наш центр посетили больше 150 учащихся. Причем запросы разные — от базовых докладов про цифровой транспорт до серьезных лекций по математическому моделированию динамики транспортных потоков или информационной безопасности. Отрадно, что некоторые ребята приезжают к нам повторно, с другими группами. И это уже победа! У многих горят глаза, им действительно интересно. Это доказывает, что и мы свою работу делаем правильно, и школьникам даже уже с 7 класса можно и нужно давать больше профильной информации — они готовы к новым знаниям, готовы к прокачке по определенным тематикам.

Отдельно отмечу, что в этом году к командам студентов из вузов страны в рамках ИТ-соревнования по ИТС присоединились две команды школьников. Они ни в чем не уступали старшим товарищам, а в чем-то даже их превзошли. Показали сумасшедшую командную работу, потрясающие результаты, интересное представление и решение кейсов. А по итогам еще и были награждены дипломами, сертификатами и специальным подарком — 3Д-принтером, на котором теперь работают в школе. Уверен, что кто-то из этих ребят в будущем свяжет свою жизнь с транспортом, ИТС и цифровыми технологиями.

— Проводите ли вы такие проекты в других городах?

Д.О.: Несомненно, крайне важно масштабировать такие проекты. В рамках проведения наших региональных мероприятий мы обязательно проводим на площадке конференции лекции и презентации и приглашаем на них и студентов, и школьников. Опыт показывает, что кроме светофоров и камер фотовидеофиксации нарушений ПДД ребята совсем не знают о других решениях. Для многих из них работать на транспорте — это быть водителем или ремонтировать светофоры. Часто замечаю, как перед лекцией не все понимают зачем они к нам приехали. Зато уже в середине процесса начинается активное обсуждение, вопросы, проявляется интерес к нашей сфере, понимание, что это огромная отрасль, где свое место найдет и инженер, и айтишник, и конструктор...

Различные лекции мы проводили ребятам в Орле, Рязани, Санкт-Петербурге, Калуге, Тюмени, Грозном, Сочи. Конечно, работа в регионах не такая масштабная как хотелось бы, но мы только начали, впереди много работы. Надеюсь, что мы увидим поддержку региональных властей, директоров школ. Также в скором времени будет запущен проект, который позволит увеличить охват школьников в области знаний о ИТС.

— Работа с кадрами ведется, и это внушает оптимизм. А что с самими ИТС?

Д.О.: Конечно, если бы не развивались интеллектуальные транспортные системы, то и не стоял бы вопрос о необходимости кадрового развития. На сегодняшний день в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» мероприятия по внедрению ИТС проводились в 57 городских агломерациях в 51 субъекте страны. В числе лидеров ‒ Тюменская, Красноярская, Белгородская, Сочинская, Тульская, Пермская, Сургутская и Казанская агломерации. На дорогах специалисты устанавливают или модернизируют различного рода оборудование: дорожные контроллеры, детекторы транспорта, метеостанции, обзорные камеры, умные пешеходные переходы, комплексы фото-видеофиксации, табло информирования водителей и многое другое. Создаются и запускаются центры организации движения, в которых собираются данные с ИТС.

Цифры показательны. Например, в Тюменской агломерации, которая достигла второго уровня зрелости, модернизировали ситуационный центр, светофорные объекты на семи крупных перекрестках, внедряют искусственный интеллект. Не отстает и Сочинская городская агломерация, где за 2023 года было модернизировано 11 светофорных объектов, установлено 60 детекторов транспорта, установлена первая метеостанция. В Саратовской области всего на улично-дорожной сети города было размещено и установлено 54 модернизированных дорожных контроллера, 204 видеодетектора транспорта, 39 пунктов учета интенсивности потока с 84 радиолокационными детекторами, 60 видеокамер с функцией видеоаналитики и 13 камер фотовидеофиксации, 4 дорожных динамических табло, 3 метеостанции и 2 экологических станции. И это лишь малая часть. Обо всех городах и субъектах, где внедряется ИТС и устанавливается оборудование, мы постоянно пишем в нашем Telegram-канале «ИТС России» и на портале «ИТС России».

— Какие эффекты от внедрения и модернизации?

Д.О.: Очень хороший вопрос. Понимание эффективности ИТС сегодня является одним из актуальных вопросов. Конечно, по оценкам экспертов, компаний-интеграторов, установка систем положительно влияет на общую ситуацию на дорогах. Повышается пропускная способность перекрестков, уменьшается количество дорожно-транспортных происшествий, в целом повышается безопасность на дорогах. Однако есть и ряд моментов, надо которыми стоит работать сегодня в части эффективности. Начиная с 2018 года, когда в нашей стране стартовал Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в рамках которого реализуется мероприятие «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек» (утверждена распоряжением Минтранса № АК-60-р от 25.03.2020г., прим. ред.), подход к реализации ИТС постоянно эволюционировал. Так, если "Методикой оценки и ранжирования локальных проектов в целях реализации упомянутого мероприятия предусматривалось внедрение обязательных и опционных подсистем ИТС, то с 2022 года действуют «Методические рекомендации по разработке заявок субъектов Российской Федерации на получение иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетами субъектов Российской Федерации в целях реализации мероприятия «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек» в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (Распоряжение Минтранса РФ АК-74-р от 21.03.2022г., прим. ред.). В соответствии с вновь разработанными методическими рекомендациями предусмотрены уровни зрелости ИТС. Соответственно, наличие нескольких нормативных документов, регламентирующих создание и развитие ИТС, привело к появлению модулей и подсистем ИТС, имеющих в своей основе различную нормативно-методическую и технологическую базу.

То есть, в первую очередь, необходимо понимать, насколько эффективно взаимодействуют подсистемы и модули, внедренные в рамках различных нормативных документов и на разных уровнях технологического развития — как на уровнях оперативного взаимодействия между рядовыми пользователями подсистем, так и на уровне взаимодействия интеграционной платформы. Для этого необходимо на первом этапе проводить комплексный анализ физической и функциональной архитектуры модулей и подсистем ИТС, направленный на выявление фактического их состояния и для дальнейшего определения направлений развития с широким внедрением современных технологий ИТС. Мы сейчас в Ассоциации такую работу проводим, эксперты в ряде регионов уже свои независимые заключения сформировали.

— Расскажите про экспериментальную лабораторию на базе Центра компетенций ИТС.

Д.О.: В первую очередь, это единственная подобная лаборатория в России с набором периферийного оборудования и программного обеспечения. Во-вторых, набор оборудования постоянно дополняется новыми решениями, добавляются экспериментальные разработки, которые тестируются в центре. Одной из ключевых задач национального проекта «Безопасные качественные дороги» является отбор и внедрение наиболее эффективных и современных технологий. Дело в том, что на площадке Центра компетенций помимо обучения специалистов совместно с экспертным сообществом, разработчиками, инженерами проводим круглые столы, рабочие группы по актуальным вопросам. Недавно мы провели первое демонстрационное испытание и затем — обсуждение нового решения в области ИТС. Испытания проходили именно на базе нашей уникальной лаборатории в режиме реального времени, выводом информации и данных на экраны, запуском движения на магистрали. И я очень надеюсь, что представленные в лаборатории решения, с которыми знакомятся руководители ведомств в ходе совещаний, специалисты на курсах повышения квалификации, школьники в рамках лекций, будут внедряться по всей стране, сделают дороги безопаснее и комфортнее.

Фото: пресс-служба Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» / Центр компетенций ИТС / ИТС России

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через