ИТС с прицелом на будущее: опыт Пермского края
В Пермском край много внимания уделяется задачам снижения количества дорожно-транспортных происшествий и повышения безопасности на дорогах. Важная роль при этом отводится цифровым решениям и в том числе - интеллектуальным транспортным системам. О том, какие инструменты в регионе уже доказали свою эффективность и какие только планируется внедрить, рассказывает Сергей Вешняков, министр транспорта Пермского края.
– Сергей Валерьевич, в Пермском крае с 2021 года ведется внедрение интеллектуальной транспортной системы. За это время уже удалось добиться многого. Расскажите подробнее про развитие ИТС в регионе.
С.В.: На самом деле колоссальная работа началась еще в 2020 году, тогда был проведен аудит текущего состояния информационных систем и периферийного оборудования транспортного комплекса в регионе, были выявлены слабые места, и с учетом полученных результатов был выбран курс внедрения интеллектуальной транспортной системы в Пермской городской агломерации. На сегодняшний день, в том числе благодаря поддержке федерального бюджета, выполнен большой комплекс мероприятий: утверждены документы транспортного планирования, внедрена интеграционная платформа, созданы 8 функциональных модулей, произведена интеграция 7 инструментальных подсистем, а также расширилась зона покрытия техническими средствами. Помимо этого, созданы подсистемы, функционирующие на основе технологий искусственного интеллекта. При этом особое внимание уделялось требованию к внедрению разработок только отечественного производства. Впереди еще немало задач, решение которых позволит повысить качество исходных данных, минимизировать ухудшение обстановки на улично-дорожной сети города, повысить дорожную безопасность населения, а также усилить влияние искусственного интеллекта на принятие решений в области управления дорожным движением.
– Какое влияние на жителей Пермского края, Перми в том числе, оказывает интеллектуальная транспортная система?
С.В.: С момента внедрения и развития ИТС в регионе расширилась зона покрытия техническими средствами, которые позволяют более качественно проводить анализ функционирования улично-дорожной сети, тем самым обеспечивают возможность управления большим количеством светофорных объектов на основании оперативных данных о дорожной обстановке. Это в свою очередь повышает мобильность населения, сокращает транспортные задержки для всех участников дорожного движения. Централизация получаемых данных от различных систем в одном рабочем окне позволяет следить за операционной картиной на улично-дорожной сети, следовательно, повышается скорость реагирования на инциденты и прочие изменения сложившейся транспортной обстановки.
– Достаточно ли только внедрения ИТС для решения задач обеспечения безопасности дорожного движения?
С.В.: Основная цель внедрения ИТС – снизить уровень аварийности в регионе и повысить уровень безопасности для всех участников дорожного движения.
Вместе с ИТС внедряется программно-аппаратный комплекс «Пешеходный переход» на региональных автомобильных дорогах Пермского края. Комплекс предназначен для обеспечения благоприятных и безопасных условий для движения пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах в светлое и тёмное время суток и включает в себя установку дублирующих дорожных знаков 5.19.1(2) «Пешеходный переход» над проезжей частью, светодиодных знаков и светодиодных светильников, приводящихся в действие от нажатия кнопки пешеходом. Комплекс сокращает количество наездов на пешеходов, особенно в темное время суток. На дорогах уже установлено 450 комплексов, работа продолжается. Параллельно с внедрением ИТС в регионе ведутся работы по расширению адресного перечня мест установки комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. Работы ведутся совместно с ГУ МВД России по Пермскому краю, учитывая статистику дорожно-транспортных происшествий. Помимо замены устаревших комплексов производится установка новых технических средств в очагах аварийности и потенциально опасных участках.
Дополнительной мерой по устранению очагов аварийности на автодорогах Пермского края является установка передвижных комплексов фиксации нарушений ПДД. Также с 2023 года на наиболее аварийных участках автомобильных дорог Пермского края работают 7 мобильных комплексов отечественного производства.
– Отдельно хотелось бы выделить как раз работу по обеспечению безопасности дорожного движения. Расскажите про технологии БДД, которые внедряются в регионе?
С.В.: Обеспечение безопасности дорожного движения – это постоянная работа, которая проводится на всех этапах жизненного цикла дороги от ее проектирования до содержания.
Проекты реконструкции, капитального ремонта дорог разрабатываются с учетом всего спектра мероприятий по повышению уровня безопасности дорожного движения: разделению конфликтующих потоков участников дорожного движения, созданию безопасных условий для обгонов, поворотов, разворотов, установке средств регулирования дорожного движения, размещению комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, улучшению информационного обеспечения водителей.
Ремонты улиц в краевом центре организуются с применением комплексного подхода: выполнению работ предшествует этап анализа и корректировки проектов организации дорожного движения с тем, чтобы в процессе ремонта сразу же выполнить мероприятия по повышению безопасности и эффективности дорожного движения. В ходе ремонтов обустраиваются недостающие тротуары, пешеходные переходы (в том числе регулируемые), устанавливаются технические средства организации дорожного движения, обустраиваются парковочные места, корректируется профиль проезжей части.
В населенных пунктах Пермского края успешно применяются методы успокоения транспортного потока, направленные на минимизацию риска ДТП и снижение тяжести их последствий.
К таким методам относятся обустройство перекрестков с круговым движением, в том числе малого радиуса, островков безопасности, искусственных неровностей, канализированных полос, устранение избыточной ширины полос движения, оборудование недостающих пешеходных переходов. В отдельных случаях для проверки эффективности разработанных проектных решений они в экспериментальном порядке реализуются с помощью мобильных конструкций (водоналивных блоков, делинеаторов, гибких сигнальных столбиков, передвижных островков безопасности). После подтверждения эффективности решение закрепляется в конструкции участка дороги.
– Строительство и ремонт дорог для Пермского края — одно из приоритетных направлений. Как цифровые технологии помогают вам в части дорожного строительства?
С.В.: В дорожном хозяйстве при строительстве и ремонте активно применяются цифровые технологии. Так, на этапе определения потребности в ремонте осуществляется инструментальная диагностика. В последствии применяются паспорта автомобильных дорог в электронном виде и детальные геокарты дорог и геоподложки с геодезической точностью.
Также Пермский край является одним из передовых регионов, который уже обладает опытом применения информационных моделей не только на этапе проектирования, но и на этапе выполнения строительно-монтажных работ крупного объекта транспортной инфраструктуры — строительство автомобильной дороги «Переход ул. Старцева — пр. Октябрят — ул. Целинной» на участке ул. Уинская от ул. Юрша до ул. Грибоедова.
На данном объекте применяются технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла, что позволяет заказчику работ иметь постоянный доступ к наглядной и объективной информации о фактическом ходе выполнения СМР в виде визуализации процессов строительства на информационной модели, отчетов и дашбордов.
Заказчик работ получает возможность обеспечивать эффективный контроль за ходом реализации государственных контрактов с использованием современных инструментов обмена информацией, оперативность получения которой позволяет существенно повысить уровень информационной поддержки принимаемых решений.
Для оценки перспективной интенсивности транспортных и пассажирских потоков на участках нового строительства автомобильных дорог в регионе, а также при реконструкции используются инструменты транспортного моделирования и прогнозирования. Использование транспортной модели не только позволяет повысить точность оценки социально-экономической эффективности принимаемых решений, но и способствует снижению бюджетных затрат в строительстве инфраструктурных объектов и в целом при градостроительном планировании.
Помимо этого, на региональных дорогах края осуществляется мониторинг состояния поверхности дорог и окружающей среды с помощью дистанционных датчиков состояния поверхности дорожного полотна и автоматических метеостанций.
Фото: пресс-служба Правительства Пермского края / пресс-служба Губернатора Пермского края / Министерство транспорта Пермского края / Интеллектуальные транспортные системы России
Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через