баннер ИТС регионам Бурятиябаннер ИТС регионам Бурятия

Где есть дорога – есть логистика, а значит – есть жизнь

Рейтинг 5
42148
Алексей Самбуевич Цыденов
Глава республики Бурятии, председатель комиссии Госсовета по направлению «Эффективная транспортная система»

Бурятия — это важнейший транспортно-логистический центр России. Улучшение транспортного каркаса, цифровая трансформация, внедрение интеллектуальных транспортных систем, мероприятия по обновлению подвижного состава, обеспечению и повышению безопасности дорожного движения — в числе приоритетных направлений в республике.

О цифровой трансформации, развитии транспортно-логистического комплекса и интеллектуальных технологий на транспорте в Бурятии рассказал глава республики, председатель комиссии Госсовета по направлению «Эффективная транспортная система» Алексей Цыденов.

— В 2024 году Бурятия заняла второе место по темпам промышленного роста. Одним из источников таких высоких результатов, несомненно, можно считать работу транспортного комплекса. Расскажите про основные направления в области развития транспортно-логистического комплекса.

А.Ц.: Есть несколько основных направлений, одно из них касается развития Восточного полигона и увеличения транспортно-грузового потока на железной дороге. В настоящее время на участке Байкало-Амурской магистрали в границах Республики Бурятия завершены работы по I этапу развития железнодорожной инфраструктуры, построены и введены в постоянную эксплуатацию 11 объектов. Открыто движение поездов на вновь построенных путях. В 2021 году компанией ОАО «РЖД» начата реализация II этапа модернизации БАМа. В 2024 году полномасштабно были развернуты работы по комплексным инфраструктурным проектам «БАМ-2» и «Транссиб 7 суток». В целом пропускная способность Байкало-Амурской магистрали за последние 12 лет увеличилась втрое и продолжает расти.

Также мы развиваем мощности автомобильных грузовых перевозок. В 2024 году в рамках развития логистической инфраструктуры был открыт таможенно-логистический терминал «Кяхта». Он обладает значительным преимуществом, поскольку отсюда начинается автомобильная дорога АН-3 Кяхта—Улан-Батор—Эрлянь—Тяньцзинь, являющаяся кратчайшим путём до китайской границы. Кроме того, у терминала имеется статус обособленного таможенного поста, что означает прохождение через него всего импортного груза. Новый терминал сегодня представляет полный спектр необходимых логистических услуг. Инвестиции в проект составили 437,52 млн рублей. В состав комплекса входят таможенный терминал, складские помещения, зоны досмотра, погрузочно-разгрузочные площадки, гостиница, ресторан и другие объекты. Общая площадь терминала достигает 188 800 квадратных метров.

Современные склады обеспечивают возможность ежедневного оформления более 200 единиц грузового автотранспорта, полностью соответствуя требованиям Федеральной таможенной службы РФ. Пропускная способность терминала позволяет одновременно осматривать не менее 500 машин. Нижняя площадка способна обслуживать до 150 машин, верхняя — до 300 единиц техники. На начальном этапе эксплуатации здесь будет задействовано 50 человек, а в дальнейшем планируется создание 150 новых рабочих мест. Помимо открытия нового терминала, в Бурятии запланированы реконструкции других логистических объектов. В частности, в ближайшее время ожидается реконструкция терминалов в Мондах и Наушках, а в 2025 году — в Тальцах.

— Алексей Самбуевич, вы председатель комиссии Госсовета «Эффективная транспортная система». С 1 января 2025 года стартовала реализация 19 новых национальных проектов, которые касаются практически всех сфер, в том числе транспорта. Как в Республике Бурятия стартовала работа по проектам?

А.Ц.: В настоящее время осуществляется сбор и обобщение потребности с муниципальных образований и перевозчиков республики. Заявочная кампания Минтранса России еще не стартовала, но Республика Бурятия обязательно будет участвовать.

В целом можно отметить, что Бурятия в предыдущие годы успешно реализовала ряд федеральных программ. Например, благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» автопарк республики пополнился 151 автобусом большого и среднего класса. Они стали частью масштабной программы по модернизации общественного транспорта Бурятии, которая началась в 2022 году. Новые автобусы начали обслуживать маршруты в районах Бурятии, а также в столице республики городе Улан-Удэ, связывая центр города с отдалёнными микрорайонами: 115-й, Восточный, Сокол, Аэропорт, поселок Забайкальский, Сосновый бор, Звездный и т.д. Благодаря увеличению количества транспортных средств на линиях, частота рейсов существенно возросла, а интервалы между ними сократились, а вместе с тем снизилось в два раза и количество жалоб от населения.

Суммарно республика, участвуя в различных федеральных программах с 2019 года, закупила в Улан-Удэ 15 трамвайных вагонов и 209 автобусов. В 2020 году закупили 2 автобуса для Муйского района. В 2022 году — 14 автобусов для городов Кяхты, Северобайкальска и Закаменска.

— Цифровая трансформация — одна из национальных целей развития страны до 2030 года. В Бурятии успешно стартовал и продолжает свое развитие ряд важных проектов. Расскажите подробнее про совершенствование цифровизации и реализацию проектов в области цифровой трансформации транспорта.

А.Ц.: Действительно, сегодня с проблемами возросшей транспортной нагрузки, пробками в часы пиковых нагрузок, экологическими проблемами сталкиваются не только мегаполисы, но и небольшие города. При этом говорить о развитии городской уличной сети в условиях высокого роста числа личных автомобилей не представляется возможным. Поэтому одним из ключевых аспектов усовершенствования и оптимизации транспортной инфраструктуры является цифровая трансформация, внедрение интеллектуальной транспортной системы (ИТС). В Республике Бурятия работа по созданию ИТС началась в 2020 году. Мы поставили перед собой задачу по улучшению транспортной инфраструктуры, выстраиванию эффективного обеспечения организации движения в городе Улан-Удэ — столице нашего региона, где наблюдается высокая концентрация транспортных потоков. После того как заявка была одобрена и наш регион включили в перечень субъектов РФ по реализации мероприятий по внедрению ИТС в рамках реализации федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные качественные дороги», была собрана группа по созданию ИТС, определена подрядная организация, разработан проект. В него вошли такие направления, как внедрение подсистем управления дорожным движением, управления городским общественным транспортом с обеспечением приоритетного движения, мониторинга параметров транспортных потоков, фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, мониторинга метеорологической обстановки, мониторинга и управления парковочным пространством и так далее. Сегодня работа продолжается по новому национальному проекту «Инфраструктура для жизни».

— Основной целью нового национального проекта «Инфраструктура для жизни» является обеспечение граждан социально значимой инфраструктурой нового качества. И именно эффекты для жителей, эффекты для населения — важнейший критерий при реализации проектов. Какие вы могли бы уже выделить эффекты, в том числе от внедрения интеллектуальной транспортной системы, которая активно развивается в Улан-Удэ?

А.Ц.: С внедрением ИТС в Улан-Удэ появилась возможность удалённой настройки и управления светофорами, а также применения координированного управления сразу несколькими светофорными объектами в связке, применение так называемой ленты координации. В настоящее время координированная работа светофорных объектов применяется на 12-ти магистральных улицах города. Это важный инструмент для повышения эффективности и безопасности дорожного движения, позволяющий операторам быстро реагировать на изменения в трафике и адаптироваться к ним. Благодаря координированному управлению время движения транспортных средств по магистральным улицам города в утренние и вечерние часы пик сократилось на 15%.

Средняя скорость транспортного потока увеличилась с 15,5 до 22,8 км/ч, несмотря на двукратный рост количества автомобилей за последние 10 лет (при средней скорости в городах РФ 27 км/ч). Еще подчеркну, что использование собранных данных о движении транспорта помогает точнее планировать строительство новых дорожных объектов, оптимизировать транспортные потоки и снизить нагрузку на магистрали. Пассажиры общественного транспорта оценили информационные табло на остановочных пунктах с указанием ближайшего маршрута и времени его прибытия, а также онлайн-сервис, где также можно отследить движение автобусов.

— Как вы оцениваете влияние передовых технологий на обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе и в Республике Бурятия?

А.Ц.: Положительно. Мероприятия по ремонту дорог выходят далеко за рамки простого восстановления дорожного полотна. Важной составляющей являются комплексные меры по повышению безопасности, включающие установку дорожных знаков, барьерного и пешеходного ограждений, устройство тротуаров, остановочных пунктов, светофоров, систем освещения и пешеходных переходов. В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», реализуемого с 2019 по 2024 годы, в Бурятии были проведены масштабные улучшения дорожной инфраструктуры. Эти усилия позволили значительно повысить уровень безопасности на дорогах и сократить число смертей в результате дорожно-транспортных происшествий.

— Отдельно хотелось бы затронуть развитие искусственного интеллекта. Сегодня это, несомненно, тренд во всех областях — транспорта, дорожного хозяйства, пассажирских перевозок и т.д. Эффективный инструмент в управлении. Внедряются ли подобные решения сегодня у вас?

А.Ц.: Республика Бурятия стала пилотным регионом для испытания беспилотных авиационных систем. Мы провели тестирование их использования в здравоохранении, в том числе в рамках совершенствования деятельности службы медицины катастроф. В 2023-2024 годах мы организовали серию тестовых полётов для перевозки медикаментов и биоматериалов в отдалённые и труднодоступные районы республики. Результаты оказались положительными, и теперь министерство здравоохранения Бурятии планирует организовать постоянную доставку грузов с помощью беспилотников.

Для этого в республике планируется построить пять посадочных площадок в некоторых наших удалённых населённых пунктах, чтобы обеспечить взлёт и посадку беспилотных воздушных судов. Это мероприятие включено в федеральный проект «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем».

Мы также рассматриваем перспективы использования высокоавтоматизированных транспортных средств для перевозки грузов через границу. Это поможет нам сократить расходы на транспортировку, таможенные и пограничные процедуры. Во всём мире это направление активно развивается, и Республика Бурятия идёт в ногу со временем.

— Алексей Самбуевич, вы реализовывали проекты на железной дороге, работали заместителем министра транспорта РФ, возглавляете госсовет по транспорту. Важнейшим вопросом вы всегда выделяли развитие общественного транспорта страны. Расскажите о развитии пассажирского транспорта и цифровых сервисов в Республике Бурятия.

А.Ц.: В столице Бурятии функционирует цифровой сервис, позволяющий отслеживать общественный транспорт в режиме реального времени. Через онлайн-портал можно определить местоположение автобусов и трамваев, найти ближайшую остановку, построить оптимальный маршрут и получить сведения о закрытых дорогах. Данные обновляются каждые 20–40 секунд, а при расчете маршрутов учитывается наличие пробок. Кроме того, в Улан-Удэ на сегодняшний день все муниципальные маршруты оснащены безналичной системой оплаты проезда. На межмуниципальных маршрутах республики также реализована возможность отслеживания автобусов в режиме реального времени и возможность безналичной оплаты проезда. Работа в этом направлении продолжается.

— Каким вы видите будущее транспортного комплекса в Республике Бурятия и развитие цифровых технологий в целом в стране?

А.Ц.: Благодаря ряду ключевых факторов можно говорить о перспективном развитии транспортного комплекса и развитии цифровых технологий в России и, в частности, в Республике Бурятия. Так, уже сегодня в Бурятии реализовываются проекты по улучшению дорожной сети, включая федеральные и региональные трассы. Это положительно влияет на доступность и качество транспортных услуг. Увеличение инвестиций в общественный транспорт улучшает мобильность населения, разгружает улицы.

Кроме этого, развитие транспортной инфраструктуры прямо влияет на социально-экономическое развитие, поэтому, там, где есть дорога, есть логистика, то есть и жизнь.

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через