баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Быстрее, комфортнее, безопаснее!

Рейтинг 3
1987
Темникова Юлия Юрьевна
заместитель начальника ГУП «Московский метрополитен» по развитию клиентских сервисов и работе с пассажирами

— Проект Московское центральное кольцо за свой совсем недолгий срок существования уже стал неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры города. Большое количество жителей Москвы уже не мыслят свою логистику без использования МЦК. Как удалось за столь короткий срок совсем новую транспортную систему интегрировать в городскую транспортную инфраструктуру?

Ю. Т. Действительно, Московское центральное кольцо (МЦК) один из крупнейших инфраструктурных проектов, реализованных в кратчайшие сроки и не имеющий аналогов в России.

МЦК фактически стал второй кольцевой линией метро. У метро и МЦК единая тарифная система, навигация и сервисы для пассажиров. Каждая из 31 станции МЦК представляет собой полноценный транспортно-пересадочный узел, с которого пассажиры могут пересесть на автобусы, троллейбусы, электробусы или трамваи. Сейчас горожанам доступны 20 пересадок на метро и 9 на пригородные поезда.

Успешность проекта в первую очередь характеризует его востребованность. В будние дни поезда МЦК перевозят более 470 тысяч пассажиров, тогда как по итогам 2017 ежедневный пассажиропоток составлял более 420 тысяч человек. Каждый день пассажиры МЦК, которые ранее пользовались только метро, экономят от 9 до 16 минут. При этом больше всего времени экономят пассажиры Калужско-Рижской линии метро — около 16 минут за поездку. С начала этого года уже больше 100 миллионов пассажиров проехали по МЦК. Для сравнения это 70% всего населения России.

3687851.jpg

— Московское Центральное Кольцо — результат коллаборации двух крупнейших игроков транспортного рынка — ГУП «Московский метрополитен» и ОАО «РЖД». Сложно ли было организовать взаимодействие? Есть ли планы по расширению сотрудничества?

Ю. Т. Сотрудничество с «Российскими железными дорогами» позволяет адаптировать существующую рельсовую инфраструктуру к нуждам мегаполиса.

Для создания удобных пересадок между станциями МЦК и платформами пригородных электричек, чтобы переход занимал минимум времени, ОАО «РЖД» совместно с правительством Москвы реализует специальную программу по интеграции МЦК с пригородным железнодорожным сообщением. МЦК объединено с 9 радиальными направлениями. Вместе с коллегами из ОАО «РЖД» мы продолжаем работать над тем, чтобы эти пересадки стали более комфортными. Так до конца этого года новая пересадка будет организована для пассажиров Павелецкого направления.

Позже временная пересадка между Нижегородской МЦК и платформой Карачарово станет полноценным транспортно-пересадочным узлом (ТПУ), в состав которого войдут также две станции метро «Нижегородская улица» Большой кольцевой и Некрасовской линии. Все они будут объединены тёплым контуром. При этом время на пересадку между МЦК и платформой пригородного железнодорожного сообщения сократится с 15 минут в несколько раз.

ТПУ МЦК спроектированы и построены таким образом, чтобы пассажирам было удобно пересаживаться на разные виды транспорта. Система крытых переходов и галерей защищает пассажиров от дождя, холода и других неблагоприятных погодных явлений. Для маломобильных групп населения предусмотрены лифты и эскалаторы, которые делают поездку более комфортной.

В сотрудничестве с РЖД мы реализуем и другой крупный транспортный проект, еще более сложный и масштабный — Московские центральные диаметры. В конце 2019- в начале 2020 года пассажиры уже смогут оценить первые диаметры.

— Недавно Россия принимала Чемпионат мира по футболу. Серьезный наплыв туристов, участников мероприятий был и в Москве. Как вы справились с такой сложной задачей, какие новшества в работе МЦК и Метрополитена были введены на момент проведения ЧМ-2018?

Ю. Т. Московский транспорт в принципе очень активно развивается. Наш столичный метрополитен — первый в мире по темпам обновления подвижного состава. Еще до проведения Чемпионата мира мы стали лидерами по количеству доступных способов оплаты проезда.

Мы один из самых надежных метрополитенов мира.

11f7184886705a898969a9eafeb2fdcf338edf4d71137500a0de2d1497a7a0a2.jpg

Все это — не подготовка к Чемпионату, а постоянная планомерная работа, которая и позволила нам оставить такие позитивные впечатления у иностранных туристов.

В летнее время традиционно количество пассажиров в метро и на МЦК снижается, поэтому прирост, вызванный наплывом болельщиков, несущественно повлиял на среднюю загруженность метрополитена. В дни Чемпионата мира мы перевозили примерно на 300 тысяч пассажиров больше, чем в обычные летние дни, при общем среднем пассажиропотоке практически в 9 млн пассажиров в остальное время года.

Работа по транспортному обслуживанию была организована по отработанной схеме, которую мы апробировали еще во время Кубка Конфедераций и тестовых матчей. Для этого на линиях, станции которых находятся вблизи стадионов (Сокольническая, Таганско-Краноспресненская и МЦК), перед началом матчей и после их окончания поезда ходили так же часто, как в часы пик.

Нам удалось пропустить в метро всех болельщиков, которые выбрали нас после матчей, а также сократить время развоза. Например, зрители уходили с «Лужников» в среднем за 1 час 15 минут — на 15 минут быстрее, чем в день открытия Чемпионата. Со стадиона «Спартак» болельщики в среднем уходили за 1 час, дважды — за 55 минут.

Точечные изменения в работе вестибюлей и скорректированные графики движения поездов позволили не допустить скопления пассажиров на платформах и в вестибюлях. Если говорить о новинках, то хотелось бы отметить, что специально к Чемпионату мира мы организовали прямые трансляции футбольных матчей на наших экранах в вагонах поездов. Более 20 млн человек посмотрели трансляции игр в вагонах метро, наши пассажиры даже катались в поездах на Кольцевой линии, чтобы досмотреть игру.

— Какие интеллектуальные системы, цифровые системы на данный момент помогают управлять МЦК и метрополитеном?

Ю. Т. Если говорить о развитии современных технологий в метро и МЦК, то в первую очередь стоит отметить удобство оплаты проезда. Мы являемся лидером среди метрополитенов мира по количеству способов оплаты проезда.

С 2016 года реализуется проект безналичной оплаты проезда с помощью банковских карт, в том числе поддерживающими технологии PayPass и PayWave, а также смартфонами с функцией Android Pay, Apple Pay и Samsung Pay.

Почти на 100 станций действует технология оплаты проезда при помощи бесконтактных карт MasterCard и Visa. Для оплаты проезда нужно приложить ее к считывающему устройству на турникете. До конца года такие ридеры появятся на турникетах всех станциях метро.

На 5 станциях МЦК — Лужники, Измайлово, Деловой центр, Локомотив и Площадь Гагарина — есть возможность оплатить проезд с помощью системы Alipay. Такая опция впервые реализована в метро за пределами Китая. Это пилотный проект, и в ближайшее время метрополитен оценит его эффективность. Во всех кассах и автоматах по продаже билетов принимаются к оплате China Union Pay. Кроме того, оплатить проезд банковской картой можно в любой кассе метрополитена и МЦК.

Сервис «Мобильный билет» позволяет оплачивать проезд на всех видах транспорта города Москвы, а стоимость проезда аналогична билету «Кошелек» на транспортной карте «Тройка». Пополнение транспортного приложения, размещенного на NFC SIM-карте, происходит путем перевода средств со счета мобильного телефона на транспортное приложение. Оплата проезда осуществляется одним касанием телефона к валидатору транспортного операатора.

Мы развиваем карту «Тройка» сразу по нескольким направлениям — как по типам носителей и сфере применения, так и по каналам распространения и пополнения. Карта «Тройка» уже выпускается в различных современных форматах — карты, кольцо, брелоки, браслеты, жетоны.

В период Чемпионата мира мы впервые массово применили технологию бесконтактного прохода через турникеты в метро. В вестибюлях и турникетах на некоторых станциях были установлены специальные UHF-антенны, которые считывали RFID-метки, встроенные в паспорта болельщиков. Сейчас мы изучаем, как можно использовать эту практику в дальнейшем.

— Не секрет, что на эффективность работы любого предприятия, на прибыль в особенности, оказывают влияние клиентские сервисы, которые неразрывно связаны с интеллектуальными системами городов. Расскажите об опыте метрополитена в этом вопросе. Какие решения уже работают? Какова их эффективность? Какие сервисы для пассажиров «подземки» и МЦК появятся в ближайшем будущем?

Ю. Т. Мы уделяем большое внимание развитию клиентских сервисов. Около полугода назад мы запустили новую систему онлайн-информирования пассажиров на экранах в подвижном составе. Сейчас 1896 вагонов оснащены 8720 экранами, на которых транслируется важные изменения в работе городского транспорта и другая полезная пассажирская информация. При нештатных ситуациях на экраны оранжевой строкой выводятся оповещения для пассажиров. При необходимости уведомления могут быть полноэкранными, а пассажирам сообщат не только о нарушении движения, но и предложат алгоритм действий.

Также хотелось бы упомянуть еще об одном востребованном сервисе — это стойки «Живое общение». Они функционируют по примеру сервисных центров на вокзалах и аэропортах. На справочно-информационных стойках пассажиры метро могут получить любые консультационные услуги, касающиеся проезда в метрополитене и наземном городском транспорте. Сейчас они есть на 13 станциях метро и 5 станций МЦК. В следующем году будет установлено еще 10 стоек.

Если подробнее говорить о внедрении современных технологий для оплаты проезда, стоит отметить развитие карты «Тройка». Сейчас 90% пассажиров общественного транспорта предпочитают оплачивать проезд при помощи данной транспортной карты.

В то же время карта «Тройка» — это и ключ к городским сервисам. С помощью билета «Кошелёк» карты «Тройка» можно оплатить проход в музей «Лунариум» Московского Планетария, Третьяковскую галерею, Музей советских игровых автоматов, Московский зоопарк, а зимой — оплатить проход на катки, например, в парке имени Горького. В сентябре в список добавились еще 19 музеев, среди которых Государственный Дарвиновский музей, Московский музей современного искусства, музей имени Н. А. Островского, «дом Гоголя», Московская государственная картинная галерея Василия Нестеренко и другие.

Купить и пополнить карту «Тройка» можно не только в кассах метро, но и билетных автоматах транспортного комплекса, через обширную сеть агентов, с помощью онлайн-сервисов: мобильное приложение «Метро Москвы», SMS-команд, сайты mos. ru, transport. mos. ru. Кроме того, в уже 40% установленных банкоматов на станциях метро также можно пополнить билет «Кошелек» карты «Тройка» без комиссии.

Популярностью у пассажиров пользуются автоматы по продаже билетов (АПБ). На станциях метро уже установлено 20 АПБ нового поколения. В них можно купить карту «Тройка», пополнить баланс билета «Кошелёк» и записать на неё билет тарифом «Единый» на все типы поездок. Сейчас они работают в тестовом режиме, после завершения и настройки работы автоматов, мы установим еще 580 таких автоматов нового поколения с расширенным функционалом.

— Какие интеллектуальные системы на данный момент помогают управлять метрополитеном

Ю. Т. Гордость Московского метро — инновационный поезд «Москва». Он соответствует самым современным требованиям. Салоны вагонов оснащены обновленной системой информирования, интерактивными дисплеями и зарядками для мобильных устройств. Эти сервисы не только повышают информированность пассажиров и помогают выбрать наиболее оптимальный маршрут. Они оборудованы современными цифровыми устройствами, что оптимизирует их эксплуатацию. Сейчас таких вагонов в метро уже более 600, а до 2023 года всего будет закуплено более 3,5 тысяч таких вагонов.

Автоматически в поездах меняется режим освещения. Утром свет белый, яркий, холодный — он пробуждает пассажиров перед началом рабочего дня. Вечером тон освещения желтый, спокойный, теплый, это помогает нашим пассажирам расслабиться.

AGER0502.jpg

Раскрывая тему интеллектуальных систем и цифровизации, нельзя обойти инфраструктурную составляющую. Для пассажира она незаметна, но не менее важна для его безопасности и комфорта, а также эффективности работы самого предприятия. Сюда можно отнести диагностику пути и безопасность движения, обновление эскалаторов, оптимизацию использования энергоресурсов, внедрение современных автоматизированных средств для ремонта и многое другое.

Например, на новых эскалаторах используется сенсорная панель управления для регулировки режимов работы эскалатора, ранее для регулировки использовались механические переключатели. Для плавного запуска эскалатора в работу внедрены частотные преобразователи. Плавный разгон не только более комфортный для пассажиров — он позволяет экономить электроэнергию.

Метро проводит глобальную работу по повышению эксплуатационной надежности и обновлению устройств автоматики и телемеханики движения поездов метрополитена, испытание и внедрение новых систем и оборудования на основе современных микропроцессорных устройств, обеспечивающих диспетчерское управление и безопасность движения поездов.

Цифровые технологии используются и для повышения безопасности пассажиров. В метрополитене создан работающий круглосуточно Центр управления обеспечения транспортной безопасности. Сюда стекаются все данные с объектов инфраструктуры метро.

Сегодня в метро и на МЦК установлено 19 тысяч камер видеонаблюдения, подключенных к интеллектуальной системе видеонаблюдения. Они есть на каждой станции, и дают возможность рассмотреть любого входящего и выходящего пассажира. Камеры подключены к системе интеллектуального видеонаблюдения, которая вычисляет нестандартные ситуации на объектах метрополитена. В любое время дежурный оператор обрабатывает информацию с камер и готов оперативно отреагировать на нештатную ситуацию, связавшись с нужным подразделением метрополитена или сотрудниками правопорядка. Данные с камер видеонаблюдения хранятся на серверах, надежно защищенных от сбоев и несанкционированного доступа. Создание такой централизованной системы позволило снизить время реагирования на нестандартные ситуации в 10 раз.

Для мониторинга путей, туннелей и кабеля в метро работает уникальный диагностический комплекс «Синергия 2». Прямо во время движения он оценивает наши пути по 80 параметрам! Мы измеряем все: от износа рельс до габаритов бортового камня. Комплекс позволяет распознать сколы и трещины всего в несколько нанометров (в 10 раз тоньше человеческого волоса). В «Синергии-2» есть и камеры видеонаблюдения, и лазерные датчики, и ультразвуковые измерители. Благодаря этому комплексу мы фактически свели на нет человеческий фактор при обследовании путей. Службы получают самые актуальные и точные данные в режиме онлайн. Диагностический комплекс может работать как днем, во время движения поездов, так и в периоды «технологических окон», когда напряжение с контактного рельса снято.

Подытоживая, важно отметить, что Московский метрополитен — ведущее метро в мире как по инфраструктурным, так и по пассажирским показателям. Оно является лидером по объему перевозки пассажиров (2.5 млрд пассажиров в год) и интервалу движения (1.5 мин в час-пик), работе в самых экстремальных условиях (при температурах от −40 до +40 и осадках). Входит в топ-3 по информированию пассажиров среди всех метрополитенов мира.

Такие высокие показатели обеспечиваются благодаря внедрению современных технологий и развитию инфраструктуры, а также слаженной работе более чем 60 тысяч сотрудников.

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через