баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Цифровизация транспортной деятельности в Евразийском экономическом союзе

Рейтинг 0
41604
Арзыбек Орозбекович Кожошев
член Коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии

Сегодня цифровая трансформация транспортного комплекса является одним из приоритетных направлений в контексте углубления евразийской интеграции и формирования единого информационного пространства государств-членов ЕАЭС. Об этом рассказал член Коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Арзыбек Орозбекович Кожошев.

Сегодня цифровая трансформация транспортного комплекса является одним из приоритетных направлений в контексте углубления евразийской интеграции и формирования единого информационного пространства государств-членов ЕАЭС. Об этом рассказал член Коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Арзыбек Орозбекович Кожошев.

Цифровая трансформация сегодня – наиболее яркий и динамично развивающийся трек на мировом рынке. И сфера транспорта не является исключением. Объективная необходимость в обеспечении непрерывных процессов по повышению безопасности перевозки, снижению времени простоя транспортных средств и автоматизации управленческой деятельности стимулируют транспортные компании к активному внедрению цифровых технологий. Нивелируя физические границы взаимодействия хозяйствующих субъектов, цифровизация способствует развитию международной торговли и повышению роли интеграционных объединений в вопросах технологической совместимости инноваций и обмена лучшими реализованными практиками.

С момента создания Евразийский экономический союз стабильно укрепляется в современной системе международных отношений в качестве эффективного регионального объединения, в пределах которого действуют принципы 4-х свобод перемещения: товаров, капитала, услуг, рабочей силы.

Динамика основных экономических показателей государств ЕАЭС за последние 5 лет представлена ниже:

  • валовой внутренний продукт составил 2,6 триллиона долларов США и увеличился на 6,4%;
  • промышленное производство достигло отметки 1,7 триллиона долларов США и выросло на 12%;
  • производство продукции сельского хозяйства составило 166,4 миллиарда долларов США и увеличилось на 15,1%.

Одной из ключевых сфер взаимодействия, обеспечивающих поступательное развитие экономической интеграции на евразийском пространстве, выступает транспорт.

В условиях фундаментальных перемен, создания новых торговых рынков и трансформации транспортных коридоров особое значение приобретают вопросы бесшовности перевозок и создания устойчивого транспортно-логистического каркаса Большой Евразии.

Эффективность реализации указанных направлений напрямую зависит от качества интеграционного взаимодействия, главным индикатором которого выступают принятые стратегические документы. В Евразийском экономическом союзе это:

  • Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года;
  • Основные направления и этапы реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств-членов ЕАЭС (ОНСТП);
  • Планы мероприятий («дорожные карты») по реализации ОНСТП на каждый трехлетний период;
  • Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года;
  • Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь».

Анализ положений стратегических документов, принятых в ЕАЭС, а также их роль в определении цифровой повестки на транспорте представлены в таблице.

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года 29 мая 2014 года, главы государств - Закреплено проведение скоординированной (согласованной) транспортной политики; - определены договоренности по видам транспорта. - Развитие инноваций в сфере транспорта определено в качестве одной из задач ОНСТП; - закреплена договоренность об осуществлении обмена информацией, полученной по результатам транспортного контроля, в электронном виде.
Основные направления и этапы реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств-членов ЕАЭС (ОНСТП) 26 декабря 2016 года, главы государств - Обозначены цели и задачи ОНСТП; - определены общие и отраслевые направления интеграции. - Развитие инноваций, расширение научно-технического сотрудничества, внедрение ИТС и применение современных технических средств определены в качестве приоритетов реализации ОНСТП; - развитие ИТС определено в качестве отдельного направления ОНСТП в сфере автомобильного транспорта; - согласовано создание интегрированной информационной базы данных авиационных событий для систем управления безопасностью полетов.
План мероприятий («дорожная карта») по реализации ОНСТП в области воздушного транспорта на 2018-2021 годы 14 августа 2017 года, главы правительств - Определены конкретные мероприятия по реализации направлений интеграции в сфере воздушного транспорта, обозначенных в ОНСТП (аналитическая работа, рекомендации, проекты актов органов ЕАЭС). - Подготовлен аналитический доклад о расширении научно-технического сотрудничества, обмене передовым опытом, планировании совместных исследований в целях разработки и внедрения инновационных технологий, технических средств и процедур в области гражданской авиации.
План мероприятий («дорожная карта») по реализации ОНСТП на 2018-2021 годы 25 октября 2017 года, главы правительств - Определены конкретные мероприятия по реализации направлений интеграции, обозначенных в ОНСТП (аналитическая работа, рекомендации, проекты актов органов ЕАЭС). - Создана рабочая группа по выработке предложений по развитию науки и инноваций в сфере транспорта. Подготовлены: - аналитический доклад о принципах и подходах цифровой логистики в сфере транспортных услуг государств-членов; - аналитический доклад о существующих в государствах-членах ЕАЭС интеллектуальных транспортных системах, используемых в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства; - Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 декабря 2020 г. № 27 «О согласованных подходах к взаимодействию национальных интеллектуальных транспортных систем, в том числе в целях совершенствования транспортного (автомобильного) контроля»; - Рекомендация Коллегии Комиссии от 26.11.2019 № 38 «О согласованных подходах по внедрению безбумажных технологий при организации и оформлении перевозок грузов в международном сообщении и устранению недостатков в организации движения поездов».
План мероприятий («дорожная карта») по реализации ОНСТП на 2021-2023 годы 20 августа 2021 года, главы правительств - Определены конкретные мероприятия по реализации направлений интеграции, обозначенных в ОНСТП (акты органов ЕАЭС, международные соглашения). - Проведен пилотный проект по обмену электронной международной транспортной накладной e-CMR (для автомобильного транспорта) между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь с применением механизма доверенной третьей стороны; - проведено технологическое тестирование информационного взаимодействия национальных сегментов в рамках общего процесса интегрированной информационной системы ЕАЭС «Информационное обеспечение транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе ЕАЭС».

Таким образом, можно констатировать, что сегодня в ЕАЭС разработаны и согласованы общие подходы по сотрудничеству в сфере цифровизации транспортной деятельности, а также определены перспективные направления развития интеграции в этой области.

Одной из первых реализованных задач стало обеспечение информационного взаимодействия государственных органов при проведении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе ЕАЭС.

Для этих целей создана и успешно функционирует интегрированная информационная система Союза1, которая за счет интеграционного сегмента объединяет государственные информационные системы уполномоченных органов государств ЕАЭС.

В сфере транспорта создан отдельный общий процесс – информационное обеспечение транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе ЕАЭС (общий процесс № 46), который предполагает в режиме реального времени обмен сведениями о результатах транспортного контроля, включая информацию об оплате сборов, штрафов и об устранении нарушений.

В перспективе доступ к этому общему процессу будет предоставлен и перевозчику, который через национальные информационные системы будет иметь возможность получать необходимую информацию.

В настоящее время государства ЕАЭС завершили этап технологического тестирования информационного взаимодействия национальных сегментов и проводят доработку программного и операторского обеспечения, необходимого для ввода общего процесса № 46 в промышленную эксплуатацию.

Центральным элементом процесса цифровизации транспортной деятельности выступает электронный документооборот.

По данным Международного союза автомобильного транспорта, единая система перехода от бумажного документооборота к электронной информации позволит сектору грузоперевозок и логистики к 2040 году сэкономить 20–27 млрд евро2.

На национальном уровне наши страны уже добились больших успехов. В электронный вид переводится все больше документов, используемых в перевозочной деятельности. Так, в Российской Федерации до 90% перевозочных документов должно быть переведено в цифру в среднесрочной перспективе3.

На международном уровне интеграционные решения в данной области находятся на разных стадиях реализации в соответствии с отраслевой спецификой каждого вида транспорта.

На всем пространстве колеи 1520 используется единая форма электронной железнодорожной накладной СМГС.

На сегодняшний день железные дороги Беларуси, Казахстана и России перевели на безбумажные цифровые технологии практически все грузовые железнодорожные перевозки, за исключением отдельных категорий грузов, отказавшись от перевозочных документов традиционной формы на бумажных носителях.

Результаты проводимой работы сформировали основу для комплексной технологии цифровых безбумажных импортно-экспортных железнодорожных перевозок.

Утверждена Концепция развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств – членов ЕАЭС4. Ее реализация позволит создать условия для полного перехода на электронный документооборот и обеспечения соблюдения принципа однократного представления и многократного использования данных. В части воздушного транспорта прорабатывается инициатива по внедрению интегрированной информационной базы данных авиационных событий для систем управления безопасностью полетов государств-членов, направленной на координацию усилий государств-членов по единому подходу к применению стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в сфере безопасности полетов.

В сфере автомобильного транспорта внедрение электронного документооборота апробируется посредством проведения пилотных проектов.

Так, в 2021-2023 годах Республика Беларусь и Российская Федерация успешно реализовали пилот по трансграничному электронному обмену накладной e-CMR для автомобильного транспорта при осуществлении международных автомобильных перевозок. В процессе заполнения e-CMR отдельные блоки сообщения подписывались электронными цифровыми подписями участников перевозки двух государств. Это позволило не только реализовать трансграничную передачу электронной транспортной накладной e-CMR, но и осуществить проверку иностранных электронных подписей с применением механизма доверенной третьей стороны.

Результаты проекта:

  • подписание документа занимает до 10 секунд;
  • на проверку иностранной подписи уходит до 30 секунд.

В текущем году масштаб данного проекта планируется увеличить с привлечением к участию всех государств ЕАЭС.

Следующим шагом на пути к созданию на евразийском пространстве единого цифрового контура в сфере транспорта и инфраструктуры является реализация экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза. Проект подразумевает создание электронных сервисов по наиболее актуальным вопросам международной транспортной деятельности, таким как применение электронных транспортных накладных и специальных разрешений на перевозку отдельных категорий грузов, а также бронирование очереди в пунктах пропуска. Реализация сервисов позволит повысить эффективность функционирования евразийских транспортных коридоров и минимизировать количество барьеров в ходе перевозок, а также обеспечит гармонизацию применяемых цифровых инструментов управления перевозками.

Отдельным вектором деятельности Евразийской экономической комиссии является работа по внедрению интеллектуальных систем в транспортной деятельности.

С учетом разного уровня внедрения интеллектуальных транспортных систем в государствах ЕАЭС, а также различий в национальных системах нормативно-правового регулирования данной сферы, усилия Евразийской экономической комиссии сконцентрированы на обеспечении информационного взаимодействия национальных ИТС.

В завершающей стадии подготовки находится Концепция взаимодействия национальных интеллектуальных транспортных систем государств ЕАЭС, подразумевающая создание единого информационного пространства, на котором перевозчик будет получать стандартизированную информацию о погодных условиях, возможных заторах и дорожно-транспортных происшествиях.

Совокупность мер, принимаемых Евразийской экономической комиссией, будет способствовать созданию в регионе Большой Евразии развитой сети транспортной и логистической инфраструктуры, восприимчивой к интеллектуальным технологиям и цифровым решениям.

Фото: Интеллектуальные транспортные системы России (ИТС России) / Shutterstock / пресс-служба ЕЭК

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через