баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Развитие отраслевого дорожного образования

Рейтинг 0
19158
Татьяна Марканич
проректор РУТ (МИИТ)

Дорожное образование — неотъемлемая составляющая успешного функционирования и дальнейшего развития сферы дорожного хозяйства, направленная на формирование кадрового резерва внутри отрасли. Образование включает в себя не только подготовку новых рабочих и инженерных кадров, но также и поддержку линий непрерывного образования в части повышения квалификации текущих работников дорожного хозяйства. Как успешный пример можно привести созданную в 2019 году в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» на базе ФАУ «РОСДОРНИИ» систему повышения квалификации для работников дорожного хозяйства, ориентированную на обучение применению новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения. К 2024 году планируется повысить квалификации не менее 11 000 работников дорожного хозяйства. Однако мероприятий поддержки и развития отраслевого высшего образования и среднего профессионального образования реализовано не было.

В связи с изменяющейся нормативной правовой базой, увеличением темпов и объемов дорожного строительства, внедрением цифровых технологий формируются абсолютно новые требования к выпускникам вузов и колледжей.

Прогнозное развитие дорожного хозяйства как высокотехнологичной и наукоемкой отрасли, а также санкционные ограничения предопределяют необходимость резкого наращивания интеллектуального потенциала и инженерных компетенций российского дорожного хозяйства.

С целью развития отраслевого образования по запросу Федерального дорожного агентства 1 сентября 2023 года на базе Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ) была создана Академия дорожного хозяйства. РУТ (МИИТ) станет устойчивым фундаментом начала совершенствования системы подготовки кадров, поскольку является системообразующим транспортным университетом, находящимся в ведомстве Минтранса России, а также и одним из крупнейших отраслевых университетов страны. В октябре 2022 года было подписано несколько важных стратегических документов: соглашение о сотрудничестве РУТ (МИИТ) с Федеральным дорожным агентством, а также трехстороннее соглашение о сотрудничестве между отраслевыми вузами РУТ (МИИТ), МАДИ и СиБАДИ.

Первоочередная задача — актуализация методической базы. РУТ (МИИТ) как ведущая образовательная организация транспортного образования в соответствии с протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М. Ш. Хуснуллина от 14 октября 2022 года № МХ-П49-145пр берет на себя роль отраслевого учебно-методического центра образования в сфере дорожного хозяйства. Системе образования уже известна практика создания и функционирования таких центров — федеральных учебно-методических объединений, создаваемых по уровням образования (высшее и среднее профессиональное) в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки.

Существующие стандарты высшего образования не отражают отраслевую специфику — выпускник, завершивший обучение по программе бакалавриата 08.03.01 Строительство, может иметь профиль как строительство автомобильных дорог, так и гражданское строительство. По этой причине становится невозможным проведение анализа количественных показателей по приему, контингенту и выпуску, а в дальнейшем также и невозможно «отследить» выпускников — им присваивается идентичная квалификация (бакалавр и магистр соответственно), федеральные статистические наблюдения № ВПО-1 и СПО-1 не подразумевают сбор информации о направленностях (профилях) образовательных программ, и направленность (профиль) указывается исключительно в сноске в приложении к диплому об образовании.

В январе этого года Отраслевым центром РУТ (МИИТ) уже были разработаны и направлены в Минтранс России два новых федеральных образовательных стандарта высшего образования по программам специалитета: «Автомобильные дороги и аэродромы» и «Мосты и транспортные тоннели».

Ожидается, что введение собственных образовательных стандартов позволит обеспечить внедрение востребованных в дорожном хозяйстве общепрофессиональных компетенций и разграничить строительство и дорожное хозяйство при подготовке высших инженерных кадров.

В дальнейшем Отраслевой центр будет заниматься разработкой востребованных для вузов методической информацией, разработанной совместно с представителями профессиональной среды дорожного хозяйства: рекомендованных образовательных программ, проектов рабочих программ дисциплин, модулей, практик, доступного лекционного материала и иных учебно-методических материалов.

Ключевую роль в подготовке кадров играет преподавательский состав. Пристальное внимание будет оказано развитию кадрового потенциала вузов и колледжей — подготовлены предложения о создании системы повышения квалификации преподавательского состава высших образовательных и средних профессиональных образовательных учреждений. Реализация мероприятий запланирована в период с 2023 по 2025 годы. По итогам мероприятий планируется сформировать реестр образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и среднего профессионального образования в сфере дорожного хозяйства; провести мониторинг кадрового состава образовательных организаций, реализующих указанные образовательные программы; разработать модули дополнительных профессиональных программ — программ повышения квалификации; повысить квалификацию педагогических работников; создать цифровой электронный открытый ресурс в сети интернет.

Стоит отметить еще одно направление развития дорожного образования — это повышение престижности дорожных профессий. В настоящее время отмечается снижение численности обучающихся по инженерным и техническим направлениям подготовки высшего образования (в целом по Российской Федерации). Так, прием на обучение по программе 08.03.01 «Строительство» за последние 5 лет снизился на 10.24%, по магистратуре 08.04.01 «Строительство» — на 8.22%. Наиболее критическая ситуация сложилась по инженерным специальностям: прием по программе специалитета 08.05.02 «Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей» за последние 5 лет снизился на 66.26%.

Все вышеперечисленные мероприятия — это первые шаги к полному обеспечению соответствия отраслевого дорожного образования текущим и долгосрочным кадровым потребностям дорожного хозяйства и вовлечению отраслевых предприятий в функционирование системы образования.

Фото: пресс-служба РУТ (МИИТ)

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через