Определение термина ИТС: учиться на чужих ошибках
Одним из критических препятствий на пути цифровизации транспортной отрасли является отсутствие единой терминологии. Эта проблема касается даже основополагающих терминов, одним из которых является ИТС. В России устранению этой проблемы уделяется много внимания. На площадке Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» ведутся публичные обсуждения, совместно с экспертами ФАУ «РОСДОРНИИ» и профессиональным сообществом ведется изучение мировых практик определения ИТС.
На рубеже нового тысячелетия в Российской Федерации произошел лавинообразный рост количества автомобилей. Автомобиль в самом деле перестал быть роскошью, а превратился в средство передвижения. И уже через десять лет, начиная с 2010 года, Россия — как, впрочем, до нее и все государства, обладающие значительным автомобильным парком — столкнулась с системным противоречием между потребностями населения, желающего большей мобильности, и реальной пропускной способностью транспортных магистралей, ухудшением состояния окружающей среды и невысоким качеством транспортных услуг. Спрос на транспорт, когда рост автомобилизации населения превышает рост экономики, не может быть удовлетворен только строительством новой дорожной инфраструктуры. Требуются качественные изменения в дорожно-транспортной отрасли. Примерно в это время в России появилось понятие «интеллектуальная транспортная система» (ИТС), но первые годы оно оставалась почти исключительно в академической среде. Это было обусловлено революционными принципами ИТС по объединению на одной цифровой платформе разнородных функций мониторинга и управления транспортным комплексом, предоставления сервисов участникам дорожного движения. Но с развитием технологий передачи данных и повсеместным внедрением информационных сервисов к концу нулевых годов XXI века ИТС перешли от стадии теоретического обоснования к практическому воплощению.
Первые единичные, но мощные импульсы внедрению ИТС в Российской Федерации придала реализация проектов по формированию ИТС прежде всего в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Казань и Сочи. Крупные проекты по формированию ИТС были также реализованы на автомагистралях М-4 «Дон», Западный скоростной диаметр и Кольцевая автомобильная дорога в Санкт-Петербурге.
Следующий качественный рывок в создании и модернизации ИТС дал федеральный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». В период с 2020 года по 2024 год только в рамках реализации этого проекта на создание и модернизацию ИТС в 64 городских агломерациях из 56 субъектов РФ было выделено из федерального бюджета 22,15 млрд рублей.
По результатам мониторинга технологического развития ИТС в Российской Федерации, проводимого ФАУ «РОСДОРНИИ», к 2024 году на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения (включая дороги, находящиеся в доверительном управлении у Государственной компании «Автодор»), регионального значения и улично-дорожной сети муниципальных образований функционирует более 78 тыс. единиц периферийного оборудования ИТС, внедряются различные подсистемы ИТС, создаются интеграционные платформы ИТС, позволяющие обеспечить реализацию адаптивных способов управления дорожным движением в крупных городских агломерациях.
Как понятие ИТС неоднократно упоминается в таких документах стратегического планирования Российской Федерации, как Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года и Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Наконец, в Указе Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 г. № 529 ИТС, включая автономные транспортные средства, определены как приоритетные направления научно-технологического развития России.
Но на этом хорошие известия заканчиваются. Если подробнее рассмотреть перечень документов по стандартизации в области ИТС, то окажется, что из 70 разработанных предстандартов сегодня актуальны только 18 стандартов, действие остальных было не востребовано и прекращено.
Также до сих пор отсутствует утвержденная перспективная программа стандартизации по приоритетному направлению ИТС. Ее отсутствие, как и отсутствие единого центра компетенции и регулярного финансирования не позволяют наладить и систематизировать разработку документов по стандартизации в этой области.
Получается, что работа может вестись параллельно по одной и той же теме стандартизации, но разными разработчиками. А с учетом «размытости» предметной области ИТС по сферам действия нескольких технических комитетов по стандартизации это приводит к хаотичному выпуску стандартов, зачастую не востребованных потребителями. Так, из 42 стандартов (3 межгосударственных и 39 национальных) больше половины (23 стандарта) в последние годы ни разу не упоминались в технических заданиях к закупочным мероприятиям на создание ИТС, а еще 6 — упоминались не более одного раза. Это очевидно говорит об их низкой востребованности.
Еще более печальная ситуация сложилась в нормативном правовом поле. Само понятие ИТС в правовых актах федерального уровня отсутствует.
Пока же в действующих нормативных правовых документах ИТС представлена только набором входящих в нее периферийных устройств как элементов обустройства автомобильных дорог. Но даже если завтра появится возможность ввести понятие ИТС в законодательное поле Российской Федерации, то возникает другая проблема: отсутствие четкого единого понимания состава, принципов и области действия ИТС. Остановимся на этой проблеме подробнее.
В настоящее время в мире вообще и в России в частности существуют множество различных определений понятия «интеллектуальные транспортные системы».
Мировой опыт
В проекте пересмотренной дорожной карты ЕЭК ООН по ИТС на 2021-2025 годы, представленной на повестке1 83-й сессии Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, обозначена проблема отсутствия на межгосударственном уровне согласованного определения ИТС в связи с тем, что концепция сферы охвата и характера рамок для сбора, обработки, передачи и распространения информации, необходимой для создания ИТС, формировалась различными способами ввиду различий в экономических приоритетах и приоритетах в области развития заинтересованных правительств и учреждений.
В документах ЕЭК ООН под ИТС обычно понимают системы внутреннего транспорта, к которым в целях расширения мобильности применяются информационно-коммуникационные технологии и специально предназначенные для ИТС приложения, технологии и средства связи. Этот подход в целом соответствует определению ИТС Международной организации по стандартизации (ISO). В основополагающем стандарте ISO/TS 14812:2022 Intelligent transport systems — Vocabulary2 (Интеллектуальные транспортные системы — Словарь) термин ИТС определен через последовательное уточнение общего понятий «система», «транспортная система» и «наземная транспортная система»: система, сочетающая в себе несколько элементов, организованных для достижения одной или нескольких заявленных целей, состоящая из информационных, коммуникационных, сенсорных и управляющих технологий и предназначенная для использования в системе наземного транспорта.
Отметим, что в зарубежном экспертном сообществе нет полного согласия относительно точных ограничений понятия «наземная транспортная система». Иногда в него включают паромные переправы, но исключают перевозки по дорогам необщего пользования (например, по промышленным площадкам).
В документах Всемирной дорожной ассоциации ИТС также определяется как система управления и информационные системы, в которых используются интегрированные технологии связи и обработки данных, но уточняются цели такого взаимодействия:
- повышение мобильности людей и товаров;
- повышение безопасности, сокращение заторов на дорогах и эффективное управление инцидентами;
- достижение целей и задач транспортной политики, таких как управление спросом или приоритетные меры в сфере общественного транспорта.
Подобный подход используется в Европейском союзе3, где ИТС означает систему, в которой информационные и коммуникационные технологии применяются в области автомобильного транспорта, включая инфраструктуру, транспортные средства и пользователей, а также в управлении дорожным движением и мобильностью, а также для взаимодействия с другими видами транспорта.
На уровне национального законодательства определение термина ИТС обычно имеет большую конкретизацию. Так, в Китайской Народной Республике значение термина ИТС делится на широкое и узкое. ИТС в широком смысле относится к умному планированию, проектированию, внедрению, эксплуатации и управлению транспортной системой. В узком смысле ИТС в основном относится к умному управлению и организации транспортной системы, т.е., по сути, это традиционная автоматизированная система управления дорожного движения (АСУДД), но использующая современные наукоемкие технологии.
Определение ИТС, используемое китайскими инженерами-транспортниками, таково: ИТС основана на ключевых фундаментальных теоретических исследованиях, передовых технологиях, коммуникационных технологиях, технологиях электронного управления и технологиях компьютерной обработки, эффективно и всесторонне применяемых к наземной транспортной системе для обеспечения крупномасштабного, всестороннего управления в режиме реального времени.
Японское общество исследования транспортных средств, дорог и дорожного движения (VERTIS) считает, что ИТС — это система, использующая самые передовые информационные, коммуникационные технологии и технологии управления для решения различных проблем при дорожном движении (аварии, заторы и ущерб окружающей среде).
В США термин ИТС трансформировался из понятия «управление и обслуживание транспортных систем» (Transportation systems management and operations — TSMO) и в настоящее время означает систему, состоящую из электроники, средств связи или обработки информации, применяемую в транспортной инфраструктуре и транспортных средствах, используемую по отдельности или в комплексе для повышения безопасности и мобильности транспорта, а также для повышения производительности труда. ИТС включают в себя широкий спектр информационных и электронных технологий, основанных на беспроводной и проводной связи.
Французский транспортный кодекс4 определяет ИТС как устройства, использующие электронные информационно-коммуникационные технологии и применяемые в секторе автомобильного транспорта, а также для взаимодействия с другими видами транспорта для улучшения управления дорожным движением, повышения безопасности автомобильного транспорта, повышения его эффективности с точки зрения энергосбережения и снижения воздействия на окружающую среду и обеспечения более безопасного использования.
Термин ИТС в Федеративной Республике Германия закреплен на уровне федерального закона5 и означает системы, использующие информационно-коммуникационные технологии на автомобильном транспорте и на стыке с другими видами транспорта. Закон о саморегулирующихся транспортных системах (ISSG) распространяется на ИТС на автомобильном транспорте и их интерфейсы с другими видами транспорта, но не распространяется на ИТС в сфере общественной безопасности или обороны. В соответствии с законом ISSG определены основные цели создания ИТС:
- оптимальное использование данных о дорогах, дорожном движении и поездках;
- непрерывность предоставления услуг ИТС в области управления движением и грузоперевозками;
- применение ИТС для обеспечения безопасности дорожного движения;
- связь между транспортным средством и транспортной инфраструктурой.
Определение термина ИТС также закреплено на законодательном уровне6 и в Казахстане: комплекс взаимосвязанных автоматизированных систем, обеспечивающих управление, мониторинг и контроль за дорожным движением и деятельностью по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений, а также сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств, приборов и оборудования, работающих в автоматическом режиме, фиксирующих правонарушения законодательства Республики Казахстан о дорожном движении и об автомобильном транспорте.
В Республике Беларусь применяется сразу несколько определений термина ИТС. Так, в Законе Республики Беларусь «О дорожном движении»7 под ИТС понимается подсистема транспорта для управления дорожным движением и осуществлением транспортной деятельности, основанная на применении информационных и коммуникационных технологий.
В белорусских документах по стандартизации ИТС — это совокупность технических средств и программного обеспечения с информационно-интеллектуальным технологическим управлением объектами транспортной деятельности8. А в других республиканских нормативных9 и методических10 документах под ИТС понимается системная интеграция современных информационных и коммуникационных технологий и средств автоматизации с транспортной инфраструктурой, транспортными средствами и пользователями, ориентированная на повышение безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта.
Последнее приведенное выше определение термина ИТС также принято в документах по стандартизации11 Российской Федерации и очень близко к определению, применяемому в ее отдельных нормативных правовых актах12: система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии, включая цифровой двойник, и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортной системой региона (субъекта Российской Федерации), транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей.
Помимо принятого в национальном стандарте, авторы насчитали еще не менее пяти определений ИТС, применяющихся в настоящее время в организационно-распорядительных документах государственного управления, научной и учебной литературе.
Обобщение опыта
Как можно заметить при систематическом анализе приведенных выше определений термина ИТС, они содержат группы характерных признаков, касающихся состава, целей и сферы применения ИТС. Попробуем сгруппировать части разных определений ИТС по этим признакам в таблице 1.
Таблица 1. Характерные признаки в определениях ИТС.
Состав ИТС | Совокупность технических средств и программного обеспечения (Республика Беларусь) |
Комплекс взаимосвязанных автоматизированных систем, в том числе сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств, приборов и оборудования, работающих в автоматическом режиме, фиксирующих правонарушения в области автомобильного транспорта и дорожного движения (Республика Казахстан) | |
Система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии (Российская Федерация) | |
Системы, использующие информационно-коммуникационные технологии (Федеративная Республика Германия) | |
Система, состоящая из информационной, коммуникационной, сенсорной и контрольной технологий (Международная организация по стандартизации (ISO)) | |
ИТС включают в себя информационно-коммуникационные технологии и специально предназначенные для ИТС приложения, технологии и средства связи (Организация Объединённых Наций) | |
Системы управления и информационные системы (Всемирная дорожная ассоциация) | |
Устройства, использующие электронные информационно-коммуникационные технологии (Французская Республика) | |
Система, использующая самые передовые информационные, коммуникационные технологии и технологии управления (Япония) | |
ИТС основана на ключевых фундаментальных теоретических исследованиях, передовых технологиях, коммуникационных технологиях, технологиях электронного управления и технологиях компьютерной обработки (Китайская Народная Республика) | |
Системы, в которых применяются информационные и коммуникационные технологии (Европейская комиссия) | |
Цели ИТС | Расширение мобильности (Организация Объединённых Наций) |
Повышение безопасности, экологичности, эффективности и комфорта (Международная организация по стандартизации (ISO)) | |
| |
Управление дорожным движением и мобильностью, а также взаимодействие с другими видами транспорта (Европейская комиссия) | |
Обеспечение крупномасштабного всестороннего управления в режиме реального времени (Китайская Народная Республика) | |
Решение различных проблем при дорожном движении (аварии, заторы и ущерб окружающей среде) (Япония) | |
Улучшение управления дорожным движением, повышение безопасности автомобильного транспорта, его эффективности с точки зрения энергосбережения и снижения воздействия на окружающую среду, обеспечение более безопасного использования (Французская Республика) | |
| |
Обеспечение заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта (Российская Федерация) | |
Обеспечение управления, мониторинга и контроля за дорожным движением и деятельностью по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений (Республика Казахстан) | |
Повышение безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта (Республика Беларусь) | |
Сфера применения ИТС | Системы внутреннего транспорта (Организация Объединённых Наций) |
Предназначена для использования в наземных транспортных системах (Международная организация по стандартизации (ISO)) | |
Применяются в области автомобильного транспорта, включая инфраструктуру, транспортные средства и пользователей (Европейская комиссия) | |
Применяются в секторе автомобильного транспорта, а также для взаимодействия с другими видами транспорта (Французская Республика) | |
На автомобильном транспорте и на стыке с другими видами транспорта (Федеративная Республика Германия) | |
Предназначена для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортной системой региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств (Российская Федерация) | |
Дорожное движение и деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений (Республика Казахстан) | |
Управление дорожным движением и осуществлением транспортной деятельности (Республика Беларусь) |
Таким образом, для установления однозначно понимаемого и непротиворечивого определения термина ИТС необходимо подытожить характеристики ИТС, сформулировав их с учетом принятой в Российской Федерации терминологии в области транспорта, технических и информационных систем.
1. По своему составу ИТС – это автоматизированная система управления13.
Это понятие объединяет и упорядочивает все разрозненные компоненты определения термина ИТС в части ее состава, т.к.:
- включает программные и аппаратные средства;
- может являться комплексом взаимосвязанных автоматизированных систем более низкого уровня;
- включает в себя функцию мониторинга как один из способов получения входной информации;
- может использовать для автоматизации процессов управления различные современные технологии (информационные, телематические, коммуникационные и другие);
- может работать в разных режимах функционирования (ручном, автоматизированном и автоматическом).
2. ИТС предназначена для следующих основных целей:
- повышение безопасности и эффективности дорожного движения;
- повышение мобильности людей и товаров;
- повышение комфортности участников дорожного движения;
- снижение негативного воздействия на окружающую среду;
- обеспечение взаимодействия с другими видами транспорта.
В Российскую Федерацию термин «мобильность» применительно к транспортным процессам пришел из трудов западных социологов14, где под мобильностью понимается не только телесное перемещение, но и движение различных материальных объектов, изображений, информации15. Фактически в нашем понимании мобильность является обратной стороной перевозки пассажиров, т.е. означает собой способность человека или группы людей к перемещению с использованием одного или нескольких видов транспорта, выбор которых осуществляется пассажирами исходя из критериев безопасности, комфорта, скорости и финансовой доступности16.
3. Сфера применения ИТС распространяется на всех участников дорожного движения по автомобильным дорогам при осуществлении транспортной деятельности.
Эта часть определения термина ИТС требует дополнительных пояснений, связанных с особенностью применения терминологического аппарата в области транспорта, принятого в Российской Федерации:
- «дорожное движение» – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог17;
- «участник дорожного движения» – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства18;
- «автомобильная дорога» – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог19;
- «транспортная деятельность» – деятельность, связанная с выполнением организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным) и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транспортно-экспедиционная деятельность и другие связанные с перевозкой транспортные работы и/или услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях20.
Таким образом, сфера деятельности ИТС охватывает все процессы, происходящие на автомобильных дорогах и связанные с перемещением грузов и людей.
С учетом проведенного анализа и направленности документов стратегического планирования в сфере транспорта в целом и цифровизации транспорта в частности, в рамках настоящей статьи предлагается следующее определение понятия «интеллектуальная транспортная система»: это автоматизированная система управления, охватывающая все процессы, происходящие в транспортном комплексе в части автомобильного транспорта, предназначенная для обеспечения безопасности, эффективности и экологичности дорожного движения, содержания автомобильных дорог и транспортной деятельности, а также для повышения мобильности и комфортности участников дорожного движения.
Авторы предложенной редакции определения термина ИТС постарались максимально исключить из употребления слабо формализованные, бытовые, сленговые термины и дефиниции, к нашему сожалению, до сих пор регулярно используемые в процессе популяризации ИТС21.
Определение термина ИТС может быть использовано для включения в действующие нормативные правовые и нормативно-технические акты Российской Федерации. Наиболее очевидным выбором является внесение соответствующих изменений в основные понятия, используемые в Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» или в Федеральном законе от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Ассоциация «Цифровая Эра Транспорта» и ФАУ «РОСДОРНИИ» обращаются к профессиональному сообществу с предложением рассмотреть приведенную выше формулировку определения термина ИТС и направить свои предложения авторам по адресу электронной почты info@digitalagetransport.ru и its@rosdornii.ru
По результатам рассмотрения обращений на базе Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» организовано публичное обсуждение определения термина ИТС для выработки единого понятийного аппарата в области ИТС.
Фото: freepic.com / Ассоциация «Цифровая Эра Транспорта»
- Организация Объединенных Наций. Проект пересмотренной «дорожной карты» ЕЭК ООН по интеллектуальным транспортным системам. ECE/TRANS/2021/15.
- www.iso.org/standard/79779.html
- DIRECTIVE 2010/40/EU OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 7 July 2010 on the framework for the deployment of Intelligent Transport Systems in the field of road transport and for interfaces with other modes of transport
- Code des transports. Chapitre III : Les systèmes de transport intelligents (Article L1513-1)) 15.06.2012.
- Gesetz über Intelligente Verkehrssysteme im Straßenverkehr und deren Schnittstellen zu anderen Verkehrsträgern (Intelligente Verkehrssysteme Gesetz - IVSG)
- Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года № 476-II «Об автомобильном транспорте» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.09.2024 г.). Закон Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года № 194 V «О дорожном движении» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.09.2024 г.)
- Статья 18. Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 313-З «О дорожном движении».
- Стандарт Республики Беларусь СТБ 2531‒2018 Перевозки пассажиров. Термины и определения
- Строительные нормы Республики Беларусь СН 3.03.04-2019 «Автомобильные дороги»
- ДМД 33200.8.004-2016 Рекомендации по построению подсистемы управления содержанием автомобильных дорог и безопасности дорожного движения интеллектуальной транспортной системы на автомобильных дорогах Республики Беларусь. Основные принципы построения.
- ГОСТ Р 56829-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Интеллектуальные транспортные системы. Термины и определения
- Постановление Правительства РФ от 17 октября 2022 г. N 1849 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в отношении реализации инициативы "Беспилотные логистические коридоры"»
- ГОСТ Р 59853-2021 ИТ. Автоматизированные системы. Термины и определения
- Урри Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для ХХI столетия / Пер. с англ. Д. Кралечкина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.
- Мулеев Е.Ю. «Транспортное поведение», «Подвижность» и «Мобильность»: к вопросу о концептуализации терминов // Социологический журнал. 2015. №3.
- Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.
- Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О безопасности дорожного движения".
- Там же.
- Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
- Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ N 29-8 от 31.10.2007 о модельном законе "О транспортной деятельности".
- Транспортное планирование: терминологический словарь / М. Р. Якимов. – М: Агентство РАДАР, 2022. – 87 с.
Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через