баннер ИТС регионам Бурятиябаннер ИТС регионам Бурятия

Определение термина ИТС: учиться на чужих ошибках

Рейтинг 5
Михаил Юрьевич Белов
Заместитель начальника управления интеллектуальных транспортных систем ФАУ «РОСДОРНИИ»
Игорь Анатольевич Евстигнеев
АО «Западный скоростной диаметр»
Антон Дмитриевич Журавлев
Заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ»
Николай Юрьевич Торопов
Начальник управления интеллектуальных транспортных систем ФАУ «РОСДОРНИИ»

Одним из критических препятствий на пути цифровизации транспортной отрасли является отсутствие единой терминологии. Эта проблема касается даже основополагающих терминов, одним из которых является ИТС. В России устранению этой проблемы уделяется много внимания. На площадке Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» ведутся публичные обсуждения, совместно с экспертами ФАУ «РОСДОРНИИ» и профессиональным сообществом ведется изучение мировых практик определения ИТС.

На рубеже нового тысячелетия в Российской Федерации произошел лавинообразный рост количества автомобилей. Автомобиль в самом деле перестал быть роскошью, а превратился в средство передвижения. И уже через десять лет, начиная с 2010 года, Россия — как, впрочем, до нее и все государства, обладающие значительным автомобильным парком — столкнулась с системным противоречием между потребностями населения, желающего большей мобильности, и реальной пропускной способностью транспортных магистралей, ухудшением состояния окружающей среды и невысоким качеством транспортных услуг. Спрос на транспорт, когда рост автомобилизации населения превышает рост экономики, не может быть удовлетворен только строительством новой дорожной инфраструктуры. Требуются качественные изменения в дорожно-транспортной отрасли. Примерно в это время в России появилось понятие «интеллектуальная транспортная система» (ИТС), но первые годы оно оставалась почти исключительно в академической среде. Это было обусловлено революционными принципами ИТС по объединению на одной цифровой платформе разнородных функций мониторинга и управления транспортным комплексом, предоставления сервисов участникам дорожного движения. Но с развитием технологий передачи данных и повсеместным внедрением информационных сервисов к концу нулевых годов XXI века ИТС перешли от стадии теоретического обоснования к практическому воплощению.

Первые единичные, но мощные импульсы внедрению ИТС в Российской Федерации придала реализация проектов по формированию ИТС прежде всего в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Казань и Сочи. Крупные проекты по формированию ИТС были также реализованы на автомагистралях М-4 «Дон», Западный скоростной диаметр и Кольцевая автомобильная дорога в Санкт-Петербурге.

Следующий качественный рывок в создании и модернизации ИТС дал федеральный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». В период с 2020 года по 2024 год только в рамках реализации этого проекта на создание и модернизацию ИТС в 64 городских агломерациях из 56 субъектов РФ было выделено из федерального бюджета 22,15 млрд рублей.

По результатам мониторинга технологического развития ИТС в Российской Федерации, проводимого ФАУ «РОСДОРНИИ», к 2024 году на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения (включая дороги, находящиеся в доверительном управлении у Государственной компании «Автодор»), регионального значения и улично-дорожной сети муниципальных образований функционирует более 78 тыс. единиц периферийного оборудования ИТС, внедряются различные подсистемы ИТС, создаются интеграционные платформы ИТС, позволяющие обеспечить реализацию адаптивных способов управления дорожным движением в крупных городских агломерациях.

Как понятие ИТС неоднократно упоминается в таких документах стратегического планирования Российской Федерации, как Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года и Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Наконец, в Указе Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 г. № 529 ИТС, включая автономные транспортные средства, определены как приоритетные направления научно-технологического развития России.

Но на этом хорошие известия заканчиваются. Если подробнее рассмотреть перечень документов по стандартизации в области ИТС, то окажется, что из 70 разработанных предстандартов сегодня актуальны только 18 стандартов, действие остальных было не востребовано и прекращено.

Также до сих пор отсутствует утвержденная перспективная программа стандартизации по приоритетному направлению ИТС. Ее отсутствие, как и отсутствие единого центра компетенции и регулярного финансирования не позволяют наладить и систематизировать разработку документов по стандартизации в этой области.

Получается, что работа может вестись параллельно по одной и той же теме стандартизации, но разными разработчиками. А с учетом «размытости» предметной области ИТС по сферам действия нескольких технических комитетов по стандартизации это приводит к хаотичному выпуску стандартов, зачастую не востребованных потребителями. Так, из 42 стандартов (3 межгосударственных и 39 национальных) больше половины (23 стандарта) в последние годы ни разу не упоминались в технических заданиях к закупочным мероприятиям на создание ИТС, а еще 6 — упоминались не более одного раза. Это очевидно говорит об их низкой востребованности.

Еще более печальная ситуация сложилась в нормативном правовом поле. Само понятие ИТС в правовых актах федерального уровня отсутствует.

Пока же в действующих нормативных правовых документах ИТС представлена только набором входящих в нее периферийных устройств как элементов обустройства автомобильных дорог. Но даже если завтра появится возможность ввести понятие ИТС в законодательное поле Российской Федерации, то возникает другая проблема: отсутствие четкого единого понимания состава, принципов и области действия ИТС. Остановимся на этой проблеме подробнее.

В настоящее время в мире вообще и в России в частности существуют множество различных определений понятия «интеллектуальные транспортные системы».

Мировой опыт

В проекте пересмотренной дорожной карты ЕЭК ООН по ИТС на 2021-2025 годы, представленной на повестке1 83-й сессии Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, обозначена проблема отсутствия на межгосударственном уровне согласованного определения ИТС в связи с тем, что концепция сферы охвата и характера рамок для сбора, обработки, передачи и распространения информации, необходимой для создания ИТС, формировалась различными способами ввиду различий в экономических приоритетах и приоритетах в области развития заинтересованных правительств и учреждений.

В документах ЕЭК ООН под ИТС обычно понимают системы внутреннего транспорта, к которым в целях расширения мобильности применяются информационно-коммуникационные технологии и специально предназначенные для ИТС приложения, технологии и средства связи. Этот подход в целом соответствует определению ИТС Международной организации по стандартизации (ISO). В основополагающем стандарте ISO/TS 14812:2022 Intelligent transport systems — Vocabulary2 (Интеллектуальные транспортные системы — Словарь) термин ИТС определен через последовательное уточнение общего понятий «система», «транспортная система» и «наземная транспортная система»: система, сочетающая в себе несколько элементов, организованных для достижения одной или нескольких заявленных целей, состоящая из информационных, коммуникационных, сенсорных и управляющих технологий и предназначенная для использования в системе наземного транспорта.

Отметим, что в зарубежном экспертном сообществе нет полного согласия относительно точных ограничений понятия «наземная транспортная система». Иногда в него включают паромные переправы, но исключают перевозки по дорогам необщего пользования (например, по промышленным площадкам).

В документах Всемирной дорожной ассоциации ИТС также определяется как система управления и информационные системы, в которых используются интегрированные технологии связи и обработки данных, но уточняются цели такого взаимодействия:

  • повышение мобильности людей и товаров;
  • повышение безопасности, сокращение заторов на дорогах и эффективное управление инцидентами;
  • достижение целей и задач транспортной политики, таких как управление спросом или приоритетные меры в сфере общественного транспорта.

Подобный подход используется в Европейском союзе3, где ИТС означает систему, в которой информационные и коммуникационные технологии применяются в области автомобильного транспорта, включая инфраструктуру, транспортные средства и пользователей, а также в управлении дорожным движением и мобильностью, а также для взаимодействия с другими видами транспорта.

На уровне национального законодательства определение термина ИТС обычно имеет большую конкретизацию. Так, в Китайской Народной Республике значение термина ИТС делится на широкое и узкое. ИТС в широком смысле относится к умному планированию, проектированию, внедрению, эксплуатации и управлению транспортной системой. В узком смысле ИТС в основном относится к умному управлению и организации транспортной системы, т.е., по сути, это традиционная автоматизированная система управления дорожного движения (АСУДД), но использующая современные наукоемкие технологии.

Определение ИТС, используемое китайскими инженерами-транспортниками, таково: ИТС основана на ключевых фундаментальных теоретических исследованиях, передовых технологиях, коммуникационных технологиях, технологиях электронного управления и технологиях компьютерной обработки, эффективно и всесторонне применяемых к наземной транспортной системе для обеспечения крупномасштабного, всестороннего управления в режиме реального времени.

Японское общество исследования транспортных средств, дорог и дорожного движения (VERTIS) считает, что ИТС — это система, использующая самые передовые информационные, коммуникационные технологии и технологии управления для решения различных проблем при дорожном движении (аварии, заторы и ущерб окружающей среде).

В США термин ИТС трансформировался из понятия «управление и обслуживание транспортных систем» (Transportation systems management and operations — TSMO) и в настоящее время означает систему, состоящую из электроники, средств связи или обработки информации, применяемую в транспортной инфраструктуре и транспортных средствах, используемую по отдельности или в комплексе для повышения безопасности и мобильности транспорта, а также для повышения производительности труда. ИТС включают в себя широкий спектр информационных и электронных технологий, основанных на беспроводной и проводной связи.

Французский транспортный кодекс4 определяет ИТС как устройства, использующие электронные информационно-коммуникационные технологии и применяемые в секторе автомобильного транспорта, а также для взаимодействия с другими видами транспорта для улучшения управления дорожным движением, повышения безопасности автомобильного транспорта, повышения его эффективности с точки зрения энергосбережения и снижения воздействия на окружающую среду и обеспечения более безопасного использования.

Термин ИТС в Федеративной Республике Германия закреплен на уровне федерального закона5 и означает системы, использующие информационно-коммуникационные технологии на автомобильном транспорте и на стыке с другими видами транспорта. Закон о саморегулирующихся транспортных системах (ISSG) распространяется на ИТС на автомобильном транспорте и их интерфейсы с другими видами транспорта, но не распространяется на ИТС в сфере общественной безопасности или обороны. В соответствии с законом ISSG определены основные цели создания ИТС:

  • оптимальное использование данных о дорогах, дорожном движении и поездках;
  • непрерывность предоставления услуг ИТС в области управления движением и грузоперевозками;
  • применение ИТС для обеспечения безопасности дорожного движения;
  • связь между транспортным средством и транспортной инфраструктурой.

Определение термина ИТС также закреплено на законодательном уровне6 и в Казахстане: комплекс взаимосвязанных автоматизированных систем, обеспечивающих управление, мониторинг и контроль за дорожным движением и деятельностью по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений, а также сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств, приборов и оборудования, работающих в автоматическом режиме, фиксирующих правонарушения законодательства Республики Казахстан о дорожном движении и об автомобильном транспорте.

В Республике Беларусь применяется сразу несколько определений термина ИТС. Так, в Законе Республики Беларусь «О дорожном движении»7 под ИТС понимается подсистема транспорта для управления дорожным движением и осуществлением транспортной деятельности, основанная на применении информационных и коммуникационных технологий.

В белорусских документах по стандартизации ИТС — это совокупность технических средств и программного обеспечения с информационно-интеллектуальным технологическим управлением объектами транспортной деятельности8. А в других республиканских нормативных9 и методических10 документах под ИТС понимается системная интеграция современных информационных и коммуникационных технологий и средств автоматизации с транспортной инфраструктурой, транспортными средствами и пользователями, ориентированная на повышение безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта.

Последнее приведенное выше определение термина ИТС также принято в документах по стандартизации11 Российской Федерации и очень близко к определению, применяемому в ее отдельных нормативных правовых актах12: система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии, включая цифровой двойник, и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортной системой региона (субъекта Российской Федерации), транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей.

Помимо принятого в национальном стандарте, авторы насчитали еще не менее пяти определений ИТС, применяющихся в настоящее время в организационно-распорядительных документах государственного управления, научной и учебной литературе.

Обобщение опыта

Как можно заметить при систематическом анализе приведенных выше определений термина ИТС, они содержат группы характерных признаков, касающихся состава, целей и сферы применения ИТС. Попробуем сгруппировать части разных определений ИТС по этим признакам в таблице 1.

Таблица 1. Характерные признаки в определениях ИТС.

Состав ИТС Совокупность технических средств и программного обеспечения (Республика Беларусь)
Комплекс взаимосвязанных автоматизированных систем, в том числе сертифицированных специальных контрольно-измерительных технических средств, приборов и оборудования, работающих в автоматическом режиме, фиксирующих правонарушения в области автомобильного транспорта и дорожного движения (Республика Казахстан)
Система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии (Российская Федерация)
Системы, использующие информационно-коммуникационные технологии (Федеративная Республика Германия)
Система, состоящая из информационной, коммуникационной, сенсорной и контрольной технологий (Международная организация по стандартизации (ISO))
ИТС включают в себя информационно-коммуникационные технологии и специально предназначенные для ИТС приложения, технологии и средства связи (Организация Объединённых Наций)
Системы управления и информационные системы (Всемирная дорожная ассоциация)
Устройства, использующие электронные информационно-коммуникационные технологии (Французская Республика)
Система, использующая самые передовые информационные, коммуникационные технологии и технологии управления (Япония)
ИТС основана на ключевых фундаментальных теоретических исследованиях, передовых технологиях, коммуникационных технологиях, технологиях электронного управления и технологиях компьютерной обработки (Китайская Народная Республика)
Системы, в которых применяются информационные и коммуникационные технологии (Европейская комиссия)
Цели ИТС Расширение мобильности (Организация Объединённых Наций)
Повышение безопасности, экологичности, эффективности и комфорта (Международная организация по стандартизации (ISO))
  • повышение мобильности людей и товаров;
  • повышение безопасности, сокращение заторов на дорогах и эффективное управление инцидентами;
  • достижение целей и задач транспортной политики, таких как управление спросом или приоритетные меры в сфере общественного транспорта.
(Всемирная дорожная ассоциация)
Управление дорожным движением и мобильностью, а также взаимодействие с другими видами транспорта (Европейская комиссия)
Обеспечение крупномасштабного всестороннего управления в режиме реального времени (Китайская Народная Республика)
Решение различных проблем при дорожном движении (аварии, заторы и ущерб окружающей среде) (Япония)
Улучшение управления дорожным движением, повышение безопасности автомобильного транспорта, его эффективности с точки зрения энергосбережения и снижения воздействия на окружающую среду, обеспечение более безопасного использования (Французская Республика)
  • оптимальное использование данных о дорогах, дорожном движении и поездках;
  • непрерывность предоставления услуг интеллектуальных транспортных систем в области управления движением и грузоперевозками;
  • применение интеллектуальных транспортных систем для обеспечения безопасности дорожного движения;
  • связь между транспортным средством и транспортной инфраструктурой.
(Федеративная Республика Германия)
Обеспечение заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта (Российская Федерация)
Обеспечение управления, мониторинга и контроля за дорожным движением и деятельностью по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений (Республика Казахстан)
Повышение безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта (Республика Беларусь)
Сфера применения ИТС Системы внутреннего транспорта (Организация Объединённых Наций)
Предназначена для использования в наземных транспортных системах (Международная организация по стандартизации (ISO))
Применяются в области автомобильного транспорта, включая инфраструктуру, транспортные средства и пользователей (Европейская комиссия)
Применяются в секторе автомобильного транспорта, а также для взаимодействия с другими видами транспорта (Французская Республика)
На автомобильном транспорте и на стыке с другими видами транспорта (Федеративная Республика Германия)
Предназначена для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортной системой региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств (Российская Федерация)
Дорожное движение и деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений (Республика Казахстан)
Управление дорожным движением и осуществлением транспортной деятельности (Республика Беларусь)

Таким образом, для установления однозначно понимаемого и непротиворечивого определения термина ИТС необходимо подытожить характеристики ИТС, сформулировав их с учетом принятой в Российской Федерации терминологии в области транспорта, технических и информационных систем.

1. По своему составу ИТС – это автоматизированная система управления13.

Это понятие объединяет и упорядочивает все разрозненные компоненты определения термина ИТС в части ее состава, т.к.:

  • включает программные и аппаратные средства;
  • может являться комплексом взаимосвязанных автоматизированных систем более низкого уровня;
  • включает в себя функцию мониторинга как один из способов получения входной информации;
  • может использовать для автоматизации процессов управления различные современные технологии (информационные, телематические, коммуникационные и другие);
  • может работать в разных режимах функционирования (ручном, автоматизированном и автоматическом).

2. ИТС предназначена для следующих основных целей:

  • повышение безопасности и эффективности дорожного движения;
  • повышение мобильности людей и товаров;
  • повышение комфортности участников дорожного движения;
  • снижение негативного воздействия на окружающую среду;
  • обеспечение взаимодействия с другими видами транспорта.

В Российскую Федерацию термин «мобильность» применительно к транспортным процессам пришел из трудов западных социологов14, где под мобильностью понимается не только телесное перемещение, но и движение различных материальных объектов, изображений, информации15. Фактически в нашем понимании мобильность является обратной стороной перевозки пассажиров, т.е. означает собой способность человека или группы людей к перемещению с использованием одного или нескольких видов транспорта, выбор которых осуществляется пассажирами исходя из критериев безопасности, комфорта, скорости и финансовой доступности16.

3. Сфера применения ИТС распространяется на всех участников дорожного движения по автомобильным дорогам при осуществлении транспортной деятельности.

Эта часть определения термина ИТС требует дополнительных пояснений, связанных с особенностью применения терминологического аппарата в области транспорта, принятого в Российской Федерации:

  • «дорожное движение» – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог17;
  • «участник дорожного движения» – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства18;
  • «автомобильная дорога» – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог19;
  • «транспортная деятельность» – деятельность, связанная с выполнением организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным) и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транспортно-экспедиционная деятельность и другие связанные с перевозкой транспортные работы и/или услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях20.

Таким образом, сфера деятельности ИТС охватывает все процессы, происходящие на автомобильных дорогах и связанные с перемещением грузов и людей.

С учетом проведенного анализа и направленности документов стратегического планирования в сфере транспорта в целом и цифровизации транспорта в частности, в рамках настоящей статьи предлагается следующее определение понятия «интеллектуальная транспортная система»: это автоматизированная система управления, охватывающая все процессы, происходящие в транспортном комплексе в части автомобильного транспорта, предназначенная для обеспечения безопасности, эффективности и экологичности дорожного движения, содержания автомобильных дорог и транспортной деятельности, а также для повышения мобильности и комфортности участников дорожного движения.

Авторы предложенной редакции определения термина ИТС постарались максимально исключить из употребления слабо формализованные, бытовые, сленговые термины и дефиниции, к нашему сожалению, до сих пор регулярно используемые в процессе популяризации ИТС21.

Определение термина ИТС может быть использовано для включения в действующие нормативные правовые и нормативно-технические акты Российской Федерации. Наиболее очевидным выбором является внесение соответствующих изменений в основные понятия, используемые в Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» или в Федеральном законе от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ассоциация «Цифровая Эра Транспорта» и ФАУ «РОСДОРНИИ» обращаются к профессиональному сообществу с предложением рассмотреть приведенную выше формулировку определения термина ИТС и направить свои предложения авторам по адресу электронной почты info@digitalagetransport.ru и its@rosdornii.ru

По результатам рассмотрения обращений на базе Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» организовано публичное обсуждение определения термина ИТС для выработки единого понятийного аппарата в области ИТС.

Фото: freepic.com / Ассоциация «Цифровая Эра Транспорта»

  1. Организация Объединенных Наций. Проект пересмотренной «дорожной карты» ЕЭК ООН по интеллектуальным транспортным системам. ECE/TRANS/2021/15.
  2. www.iso.org/standard/79779.html
  3. DIRECTIVE 2010/40/EU OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 7 July 2010 on the framework for the deployment of Intelligent Transport Systems in the field of road transport and for interfaces with other modes of transport
  4. Code des transports. Chapitre III : Les systèmes de transport intelligents (Article L1513-1)) 15.06.2012.
  5. Gesetz über Intelligente Verkehrssysteme im Straßenverkehr und deren Schnittstellen zu anderen Verkehrsträgern (Intelligente Verkehrssysteme Gesetz - IVSG)
  6. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года № 476-II «Об автомобильном транспорте» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.09.2024 г.). Закон Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года № 194 V «О дорожном движении» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.09.2024 г.)
  7. Статья 18. Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 313-З «О дорожном движении».
  8. Стандарт Республики Беларусь СТБ 2531‒2018 Перевозки пассажиров. Термины и определения
  9. Строительные нормы Республики Беларусь СН 3.03.04-2019 «Автомобильные дороги»
  10. ДМД 33200.8.004-2016 Рекомендации по построению подсистемы управления содержанием автомобильных дорог и безопасности дорожного движения интеллектуальной транспортной системы на автомобильных дорогах Республики Беларусь. Основные принципы построения.
  11. ГОСТ Р 56829-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Интеллектуальные транспортные системы. Термины и определения
  12. Постановление Правительства РФ от 17 октября 2022 г. N 1849 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в отношении реализации инициативы "Беспилотные логистические коридоры"»
  13. ГОСТ Р 59853-2021 ИТ. Автоматизированные системы. Термины и определения
  14. Урри Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для ХХI столетия / Пер. с англ. Д. Кралечкина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.
  15. Мулеев Е.Ю. «Транспортное поведение», «Подвижность» и «Мобильность»: к вопросу о концептуализации терминов // Социологический журнал. 2015. №3.
  16. Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.
  17. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О безопасности дорожного движения".
  18. Там же.
  19. Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
  20. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ N 29-8 от 31.10.2007 о модельном законе "О транспортной деятельности".
  21. Транспортное планирование: терминологический словарь / М. Р. Якимов. – М: Агентство РАДАР, 2022. – 87 с.

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через