баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Приоткрыть дверь в эру беспилотников

Рейтинг 5
2434
Ольховиков Дмитрий Ефимович
главный редактор журнала «Интеллектуальные транспортные системы России», исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта»

По прогнозам аналитиков банка Barclays, глобальный рынок коммерческих беспилотников в ближайшие пять лет вырастет в десять раз — до $40 млрд. Однако о грядущем и довольно скором запуске беспилотников в разных сегментах экономики и эксперты, и пресса говорят уже настолько давно, что хочется узнать о каких-либо конкретных результатах, чтобы понять, не остановился ли этот рынок в своем развитии. О том, как сегодня обстоят дела с беспилотными технологиями в нашей стране, рассказывает главный редактор журнала «Интеллектуальные транспортные системы России», исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Дмитрий Ольховиков

Сидя дома за чашечкой уютного утреннего кофе, невольно тянешься к одному из гаджетов, чтобы проверить почту, посмотреть актуальные новости, кинуть взгляд на заметки и посты в социальных сетях, забронировать каршеринг для поездки в офис или на встречу, удаленно завести свой автомобиль или вызвать такси. А может быть, воспользоваться удобным и комфортным общественным транспортом, предварительно посмотрев в приложение на телефоне, проанализировав и выбрав для себя оптимальный вариант маршрута и передвижения.

Еще недавно это казалось нам чем-то нереальным, непонятным, отчасти пугающим. Никто не думал, что развитие цифровых технологий во всех отраслях, в том числе на транспорте, будет идти в таком темпе. Нас уже не удивляют вышеперечисленные возможности, бесконтактные системы оплаты, парковки и так далее. И все чаще мы начинаем обсуждать такие перспективные технологии, как умный беспилотный транспорт, подключенные автомобили.

Ни для кого не секрет, что мы уже давно отошли от крылатого выражения про дураков и дороги. Транспорт становится умнее, комфортнее, безопаснее. В дорожном хозяйстве тоже технологии не стоят на месте: ведется внедрение BIM-технологий, инновационных материалов. Развитие инфраструктуры, внедрение ИТС в регионах, национальные проекты — все говорит о серьезной работе. Внедрение цифровых технологий и автоматизации в управление компаниями, ведомственными департаментами тоже играет свою роль в улучшении и ускорении процессов трансформации транспортного комплекса страны.

Рисунок1.jpg

Так как время и технологии не стоят на месте, мы все ближе и ближе оказываемся к новой транспортной эре — эре беспилотного транспорта, подключенных автомобилей, «умного» города. Так давайте разберемся, что нас ждет в реальности, готовы ли мы к внедрению инноваций, сможем ли довериться искусственному интеллекту.

В нашей стране о появлении беспилотного транспорта говорят давно. Беспилотное такси, беспилотные грузоперевозки, умный общественный транспорт, бесконтактная беспилотная доставка товаров и продуктов... Казалось бы, само время требует этого. Но что же существует в действительности?

Фактор времени

Для повышения качества жизни людей, для обеспечения социально-экономического развития и экономически эффективных перевозок грузов, для снижения издержек и повышения уровня безопасности и комфорта, а также для обеспечения экологической безопасности транспортная отрасль должна развиваться опережающими темпами. Новые технологии, такие как беспилотные, несомненно, могут стать решением этой задачи. Беспилотный транспорт позволит устранить проблему неквалифицированных водителей, определенно повлияет на уровень безопасности дорожного движения, уменьшит себестоимость перевозок.

фото-2-беспилоты.jpg

Как следует из проекта транспортной стратегии Российской Федерации, запуск первых беспилотных автомобилей во всех сферах и отраслях (автомобильной, пассажирских перевозок, железнодорожной, логистической и грузовых перевозок и др.) должен состояться уже в 2030 году.

Хотя мы слышим и прогнозы запуска технологий многим ранее. По словам заместителя министра транспорта РФ Алексея Семенова, первые беспилотники на дорогах общего пользования появятся уже в 2024 году. Получается, каких-то 4 года нас отделяет от возможности помахать из окна своего автомобиля проезжающему мимо по выделенной полосе трассы М-11 большегрузу без водителя.

Реальность это или фантастика? Пока не ясно, но уже сейчас понятно, что есть целый ряд задач, которые необходимо решить отрасли для введения и реализации столь амбициозных проектов.

Закон и порядок

В первую очередь, развитию рынка беспилотного транспорта мешает отсутствие законодательной базы. По словам заместителя министра транспорта Алексея Семенова, на сегодняшний день отсутствует полный комплект нормативно-технической базы. Эта проблема существует не только в России, но и во всем мире. Это, конечно, приоритет в работе регулятора. В рамках поручения Президента РФ Владимира Путина Министерством транспорта разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение возможности тестирования и поэтапного ввода в эксплуатацию на дороги общего пользования высокоавтоматизированного транспорта без присутствия инженера-испытателя в салоне. Этот комплекс включает разработку нормативно-правовой и нормативно-технической базы, принципов классификации, учета и порядка расследования правонарушений, прав и обязанностей участников дорожного движения, а также разработку и создание цифровых интеллектуальных систем учета и организации движения высокоавтоматизированного транспорта, выделение специальных тестовых зон для опытной эксплуатации.

В помощь регулятору, в том числе и по вопросам нормативно-правового плана, в скором времени будет создан неформальный консорциум производителей беспилотных автомобилей, в который войдут СБЕР, КАМАЗ, Яндекс, ГАЗПРОМНЕФТЬ, Группа ГАЗ, Аврора-роботикс, Star Line и другие компании.

По словам директора центра компетенций по обработке данных для государственных органов ПАО Сбербанк, основателя Исследовательского центра «Робоправо» Андрея Незнамова, консорциум инициирован в рамках поручения Президента России Владимира Путина по созданию плана развития и внедрения беспилотного транспорта в нашей стране. Ключевые задачи, которые будут решать компании консорциума, это развитие и модернизация инфраструктуры, развитие регулирования, создание полигонов, сертификация, стандартизация систем связи и многое другое.

«Наши законы часто просто не проработаны для искусственного интеллекта или роботизированных систем. В конце прошлого века, когда были утверждены правила дорожного движения, никто не думал и не предполагал, что на дороги общего пользования активно начнут внедрять беспилотные технологии. По действующим ПДД во многих странах беспилотники даже тестировать нельзя. Поэтому перед нами остро встал вопрос о развитии регулирования», — рассказал Андрей Незнамов.

Вопросами нормативно-правового регулирования занимается и компания Яндекс. По словам генерального директора Яндекс. Такси Даниила Шулейко, сейчас эксплуатация беспилотных автомобилей в России регулируется Постановлением Правительства № 1415. Постановление разрешает тестировать беспилотные автомобили в ряде регионов, но лишь с инженером-испытателем в салоне и не предполагает возможности запуска коммерческих сервисов роботакси. Автомобили Яндекса тестируются в Москве и Иннополисе в соответствии с этим постановлением.

«С точки зрения уровня развития технологий мы готовы запускать полноценный сервис беспилотного такси без инженера в салоне в Иннополисе и других небольших городах. Однако пока ограничивающим фактором для таких запусков служит регулирование. По мере дальнейшего развития технологии мы будем готовы к таким запускам во все более сложных условиях, а через 3-4 года сможем осуществлять полностью автономные поездки в час пик в центрах мегаполисов. Важно, чтобы в дальнейшем регулирование не просто успевало за темпами развития технологии, но и создавало для этого благоприятную среду», — прокомментировал нашему журналу Даниил Шулейко.

По словам эксперта, в апреле Яндекс вместе с другими компаниями подготовил план развития законодательства для беспилотного транспорта в ответ на поручения Президента и Правительства РФ. Это предложение включает как комплексную работу над ФЗ, так и внесение изменений в действующее Постановление для поэтапного перехода от тестирования к полноценной эксплуатации беспилотного транспорта. «Итоговый план изменений в законодательстве был представлен 31 августа, и мы продолжаем находиться в диалоге с профильными министерствами. Принятие предложенных мер создаст благоприятные условия для развития российской технологии. Это позволит России оставаться среди мировых лидеров в области беспилотного транспорта», — говорит Даниил Шулейко.

Полную версию статьи читайте в новом 14-м выпуске журнала (ноябрь 2020)

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через