Новая аэромобильность России
Мировой опыт
«Четыре года назад в США была запущена концепция городской аэромобильности (UAM, urban air mobility). В 2019 году проект трансформировался в так называемую «новую аэромобильность» (AAM, Advanced Air Mobility). Аналогичные проекты стали появляться и в других странах. В Китае создана система UTMISS. В ходе пилотного проекта на Хайнане за два месяца весной 2021 г. совершено порядка 250 тыс. полетов БАС. В 2020 г. в запущена Израильская национальная программа развития БАС (Israel’s National Drone Initiative). Триггером запуска программы стала пандемия COVID-19. Сейчас реализуется четвертый этап из восьми запланированных, а это десятки одновременных полетов БАС в условиях города», — рассказывает о мировом опыте внедрения проектов новой аэромобильности Андрей Яблоков, эксперт ИКАО, член рабочих групп RTCA и EuroCAE.
По словам эксперта, в Европе также параллельно ведутся несколько десятков проектов НИОКР, связанных с новой аэромобильностью. Некоторые из них: USPACE4UAM, CORUS-XUAM, MoNIfly, AiRMOUR, LABYRINTH и др. Согласно ожиданиям специалистов, коммерческие пассажирские перевозки с помощью аэротакси в Европе вероятнее всего начнутся уже в 2025–2027 годах.
«В 2021 г. инвестиции в рынок новой аэромобильности составили порядка 7 млрд долл. США. Пять разработчиков eVTOL (Blade Air Mobility, Joby Aviation, Lilium, Archer Aviation, Vertical Aerospace) вышли на биржу, их общая капитализация составила порядка 11 млрд долл. США. Deloitte прогнозирует к 2025 г. рост мирового рынка новой аэромобильности до 17 млрд долл. США. При этом 13 млрд придутся на рынок грузовых авиаперевозок, 4 млрд — на пассажирские авиаперевозки», — считает Федор Борисов, главный эксперт Центра экономики транспорта Высшей школы экономики.
К 2030 г. рынок новой аэромобильности достигнет отметки в 47 млрд долл. США. В NASA полагают, что к 2040 г. рынок всей экосистемы UAM достигнет 1,5 трлн долл. США. Схожие цифры приводит американский финансовый конгломерат Morgan Stanley: в базовом сценарии к 2040 г. рынок достигнет отметки 1 трлн долл. США (9 трлн долл. США к 2050 г.)
Что такое новая аэромобильность?
В 2022 году в России разработана концепция, отражающий замысел метапроекта новой аэромобильности (RuAM/РуАМ) в РФ. Концепция в первую очередь концентрируется на проблематике организации воздушного движения RuAM как одной из основных мер смягчения авиационных рисков. Предполагается, что документ может быть использован для будущей более широкой концепции новой аэромобильности РФ, которая даст старт множеству проектов в разных областях науки и техники, объединенных единым замыслом.
Как и в отношении других технологических революций, возможности, которые будут предоставлены людям, бизнесу и государству, окажут существенное влияние на социальные, образовательные, научные аспекты жизни людей. В первую очередь, кратное сокращение времени при выполнении пассажирских перевозок внутри городов, между городами и пригородами, между городом и загородными поселениями/владениями.
Новая аэромобильность повысит качество и безопасность проживания в сельской местности, доступность товаров, услуг в отдаленных поселениях наравне с городом.
Кроме того появление новой аэромобильности изменит структуру труда: увеличится количество высококвалифицированных рабочих мест в сфере ИТ, появятся новые инженерные, научные, транспортные компании. Возникнут инновационные научные направления, связанные с авиацией, аэронавигацией, ИТ, в том числе специфические и высоковостребованные образовательные программы. Объединяющим англоязычным названием для проектов, имеющих цель — повышение аэромобильности в городских агломерациях и между ними, стало понятие AAM (advanced air mobility). Мы используем термин «новая аэромобильность» (RuAM/РуАМ) применительно к задаче аэромобильности внутри городских агломераций и между ними в РФ.
В основе — опыт традиционной аэронавигации
Безопасность авиаперевозок является безусловным приоритетом при принятии решений об организации воздушного движения (ОрВД) RuAM.
Риски, связанные с полетами авиации, происходят из двух основных источников: отказы воздушных судов и их столкновения с другими бортами и объектами на земле.
Оценка рисков, которая предшествует выполнению полетов, включает оценку рисков для людей и объектов на земле и оценку рисков в воздухе для людей, грузов, и ВС.
«Система ОрВД RuAM включает в себя технические средства предоставления сервисов пользователям ВП. Сервисы используют данные различной природы и инфраструктуру связи, навигации, наблюдения, управления спектром (CNS+S/RuAM), которые во взаимодействии друг с другом являются средством смягчения рисков ОрВД до приемлемого уровня (TLS — target level of safety). Сервисы ОрВД RuAM с опорой на данные и CNS+S соответствующего качества смягчают риски операций ВС на разных фазах полета или относятся в целом к используемому ВП. RuAM предполагает в конечном итоге сотни и тысячи судов в воздухе одновременно в условиях высоких рисков, что эквивалентно миллионам и десяткам миллионов летных часов в год», — считает Владислав Шифрин, советник генерального директора научно-исследовательского центра «Аэроскрипт».
Такая беспрецедентная интенсивность воздушного движения и уровень рисков может потребовать заново сформулировать цели безопасности, разработать количественные подходы к оценке рисков и мер смягчения.
Воздушные суда новой аэромобильности
Воздушные суда RuAM способны к вертикальному взлету и посадке (VTOL), они будут малошумными, и использовать электрическую энергию (eVTOL). Эти технические решения обеспечат новый уровень экологичности городов и помогут в принятии обществом новой транспортной парадигмы.
«Бортовые средства навигации, связи и наблюдения оптимизированы под типы ВС и выполняемые операции. Совместно с наземной инфраструктурой бортовая авионика обеспечивает полет информационно: данными и соответствующими решениями средств автоматизации. Правила сертификации предусматривают выполнение операций в нормальных условиях, экстренных ситуациях (продолжение полета с переходом на резервные технические средства и процедуры) и в аварийных ситуациях (безопасное завершение полета при невозможности его продолжения)», — отмечает Юрий Козаренко, генеральный директор научно-образовательного центра «Бирюч» (разработчик российского БПЛА Hi-Fly, ГК «ЭФКО»).
Экологичность операций (низкий уровень шума, нулевой выброс в атмосферу) способствуют принятию обществом новой транспортной парадигмы городских агломераций и охране окружающей среды.
Технологическим ядром новой транспортной системы городов станет система ОрВД RuAM, которая унаследует лучшие практики от современной системы УВД. В первую очередь, опыт по обеспечению безопасности с учетом новых рисков.
Сеть мобильных вертипортов
Существенное место в городской среде займут места взлета и посадки — вертипорты, информационно интегрированные в систему ОрВД RuAM. Они будут обеспечены физической и информационной защитой, располагаясь, в том числе, на крышах домов. Важное условие — оборудованность соответствующими сертифицированными техническими средствами навигации, наблюдения и связи.
Воздушное пространство городской агломерации будет организовано в виде Коридоров (воздушных тоннелей), которые расположены на разных высотах, со «съездами» и развязками, что позволит ВС RuAM перемещаться между Вертипортами и Коридорами и между Коридорами различных уровней и направлений.
В зависимости от интенсивности воздушного движения к одному Вертипорту могут подходить несколько Коридоров, сам Вертипорт может иметь несколько мест стоянок и выделенные траектории взлета/посадки для выхода в/из Коридора. Зоны ожидания позволят смягчить требования к движению в Коридорах и обслуживанию взлета/посадки.
Транспортная доступность — не быль
Условия современных городов все больше заставляют жителей проводить время в транспорте по пути на работу, за товарами, к местам отдыха и развлечений. Время в пути становится критичным, когда речь заходит о жизни и здоровье людей в чрезвычайных ситуациях, в условиях ограничений (как это происходит последние два года), и когда основное место проживания находится загородом.
Одновременно, возможности современного наземного городского транспорта для существенного сокращения времени в пути себя исчерпывают.
Таким образом, формируется устойчивый запрос общества на улучшенную мобильность людей и грузов, особенно в городской черте и пригородах, с учетом загруженности наземного транспорта или отсутствия наземной дорожной инфраструктуры.
Реализация новых видов авиационных услуг в городских агломерациях связана с созданием новых типов ВС, аэронавигационных технологий, новой инфраструктуры, которые направленны на обеспечение безопасности и эффективности полетов в новых условиях.
Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через