баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Концепция RuSPACE

Рейтинг 5

Беспилотные авиационные системы (БАС), особенно меньшего размера, все больше проникают в нашу повседневную жизнь, что является частью процесса «интеграции БАС», происходящего во всем мире.

Фото-0-на-главную-и-внутрь-статьи-RuSPACE.jpg

Действительно, «нижнее воздушное пространство» может компенсировать естественные ограничения наземного транспорта (по выбору маршрута, скорости, пропускной способности дорог) для транспортировки, мониторинга и других применений новых автоматизированных авиационных систем.

Прогнозируемая высокая интенсивность полетов в нижнем воздушном пространстве в будущем требует минимизации влияния человеческого фактора и высокого уровня автоматизации по разрешению конфликтов (деконфликтинга), что является основным инструментом обеспечения безопасности в воздухе и на земле при обеспечении эффективности бизнеса — основного драйвера всей системы.

«С учетом тенденций по цифровизации можно предположить, что в некотором будущем управление воздушным движением в «нижнем воздушном пространстве» будет полностью автоматизировано, участие человека будет ограничено мониторингом работы автоматизированных технических средств, а прозрачность процедур будет обеспечиваться технологиями блокчейна и смарт-контрактами», — считает Андрей Яблоков, эксперт Европейской организации по оборудованию гражданской авиации EUROCAE, представитель Российской Федерации в ИКАО.

По его словам, в настоящее время при организации воздушного движения БАС есть выбор: использовать существующие процедуры (и опорные технологии), такие как диспетчерское обслуживание и полетно-информационное обслуживание, распространив их на БАС, либо — в выделенных зонах сформировать обслуживание БАС по «новым правилам».

Концепция RuSPACE призвана сформулировать эксплуатационные требования для обслуживания второго типа.

Новые «старые» правила: мировой опыт U-space

В ответ на потребности бизнеса и государства в США, ЕС, Китае, Израиле и других странах мира стали развивать системы ОрВД (в основном малых) БАС, которые в разных регионах получили различные названия. Общим для всех стран стало решение развивать отдельную от существующей системы ОрВД систему обслуживания БАС (в основном в ВП очень малых высот — VLL), сохраняя информационное взаимодействие с провайдером аэронавигационного обслуживания там, где это целесообразно, процедурными или технологическими средствами.

Наиболее зрелой и открытой представляется европейская концепция системы ОрВД БАС, которая получила название U-space.

Единая экосистема RuSPACE

Также, как и для европейского U-space, обслуживание пользователей в зонах RuSPACE осуществляет автоматизированная система сервисов при минимальном участии человека с целью совсем исключить его из контура управления, когда для этого будут соответствующие технологические и организационные предпосылки.

«Сервисы RuSPACE опираются на технические средства связи, навигации, наблюдения, управления спектром (CNS+S) и данные (метео, аэронавигационные, геопространственные). Сервисы RuSPACE используют технические средства CNS+S для получения данных о трафике и для доставки данных различной природы потребителям внутри системы и своим пользователям», — рассказывает Владислав Шифрин, один из авторов концепции RuSPACE, советник генерального директор научно-исследовательского центра «Аэроскрипт».

Информационный обмен в системе RuSPACE обеспечен техническими и организационными средствами информационной безопасности.

RuSPACE — это выделенная по решению регулятора зона воздушного пространства, где осуществляют полеты беспилотных авиационных систем.

Фото-1-внутрь-статьи-RuSPACE.jpg

Термин «в основном малые БАС», по-видимому, требует некоторого пояснения. RuSPACE не предполагает жестких ограничений на размер, вес, характеристики БВС, которые допускаются для полетов в эту зону.

Концепция RuSPACE может быть использована для различных новых эксплуатационных окружений: коридоров для полетов БАС между городами, пространства городской аэромобильности или доставки товаров в коттеджные поселки.

Разница будет в предоставляемых сервисах и опорных технологиях CNS, которые должны быть сформулированы на основе оценки рисков и экономических расчетов. Однако предполагается, что «большие» БАС будут интегрироваться в существующие классы воздушного пространства, поэтому зоны RuSPACE будут создаваться преимущественно для обеспечения полетов меньших БАС.

От Сахалина до Калининграда

В этом году в Российской Федерации начала функционировать первая отечественная система организации беспилотного воздушного движения «Небосвод» (UTM-система). Ее разработчик, участник инновационного центра «Сколково» Аэроскрипт сосредоточился на создании комплекса сервисов для малых БАС. Цифровая платформа «Небосвод», в первую очередь, ориентирована на сокращение времени получения разрешения на выполнение полета как основного ограничения текущего исторического момента для «интеграции малых БАС». Для реализации проектов интеграции малых беспилотников в общее воздушное пространство созданы пилотные зоны в Северо-Западном федеральном округе, в Сахалинской и Белгородской областях.

Одно из основных направлений утвержденной правительством стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли — ускорение массового коммерческого использования всех видов беспилотного транспорта.

Фото-2-внутрь-статьи-RuSPACE.jpg

«Первый шаг к этому — отработка предлагаемых российскими разработчиками цифровых и организационно-технических решений в новом правовом формате «регуляторных песочниц», а также на территориях, где ниже риски внедрения новых технологий. В этой ситуации тестирование решений по организации движения беспилотных воздушных судов на Сахалине позволит нам ускорить и формирование комплекса правового и технического национального регулирования этой сферы, и внедрение дронов всех типов в практику бизнеса и государственного управления», —рассказал заместитель министра транспорта России, председатель набсовета ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Кирилл Богданов на полях Восточного экономического форума-2021 в ходе подписания соглашения о создании пилотной зоны «Небосвод — Сахалин» между Корпорацией развития Сахалинской области и Аэроскрипт.

В 2021 году также была запущена пилотная зона для развития городской аэромобильности «Небосвод Санкт-Петербург». Четырехстороннее соглашение подписано между Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Агентство внешнего транспорта», ООО «ИНВИТРО СПб» и Аэроскрипт.

Смарт-контракты в RuSPACE

К сервисам, ответственным за безопасность, предъявляются соответствующие требования, а технические средства подлежат квалификации и сертификации на предмет соответствия требованиям регулятора.

«В качестве отправной точки для требований к сервисам RuSPACE имеет смысл использовать стандарты, разработанные EUROCAE, ASTM и ISO, которые дополняют друг друга и в основном гармонизированы. Также целесообразно считать, что каждый экземпляр зоны RuSPACE потенциально является уникальным с точки зрения предоставляемого обслуживания, уровень которого зависит от создаваемых рисков в воздухе и на земле. К сервисам и источникам данных RuSPACE должны быть сформированы требования и правила квалификации и сертификации», — подчеркивает Андрей. Яблоков.

Роль государства принципиально важна в одобрении выделения / реконфигурации объемов воздушного пространства в заданных границах, которое обслуживается сервисами RuSPACE, и квалификации сервисов и инфраструктуры для выделенного объема воздушного пространства.

Фото-3-внутрь-статьи-RuSPACE.jpg

При взаимодействии пользователей воздушного пространства с сервисами RuSPACE могут использоваться смарт-контракты, платежные системы и платформы блок-чейн, основанные на обеспечении требуемого качества обслуживания (QoSR — quality of service required). Смарт-контракты вместе с сервисами мониторинга характеристик позволят автоматически фиксировать исполнение либо нарушение контрактов провайдером сервисов.

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через