Концепция RuSPACE
Беспилотные авиационные системы (БАС), особенно меньшего размера, все больше проникают в нашу повседневную жизнь, что является частью процесса «интеграции БАС», происходящего во всем мире.
Действительно, «нижнее воздушное пространство» может компенсировать естественные ограничения наземного транспорта (по выбору маршрута, скорости, пропускной способности дорог) для транспортировки, мониторинга и других применений новых автоматизированных авиационных систем.
Прогнозируемая высокая интенсивность полетов в нижнем воздушном пространстве в будущем требует минимизации влияния человеческого фактора и высокого уровня автоматизации по разрешению конфликтов (деконфликтинга), что является основным инструментом обеспечения безопасности в воздухе и на земле при обеспечении эффективности бизнеса — основного драйвера всей системы.
«С учетом тенденций по цифровизации можно предположить, что в некотором будущем управление воздушным движением в «нижнем воздушном пространстве» будет полностью автоматизировано, участие человека будет ограничено мониторингом работы автоматизированных технических средств, а прозрачность процедур будет обеспечиваться технологиями блокчейна и смарт-контрактами», — считает Андрей Яблоков, эксперт Европейской организации по оборудованию гражданской авиации EUROCAE, представитель Российской Федерации в ИКАО.
По его словам, в настоящее время при организации воздушного движения БАС есть выбор: использовать существующие процедуры (и опорные технологии), такие как диспетчерское обслуживание и полетно-информационное обслуживание, распространив их на БАС, либо — в выделенных зонах сформировать обслуживание БАС по «новым правилам».
Концепция RuSPACE призвана сформулировать эксплуатационные требования для обслуживания второго типа.
Новые «старые» правила: мировой опыт U-space
В ответ на потребности бизнеса и государства в США, ЕС, Китае, Израиле и других странах мира стали развивать системы ОрВД (в основном малых) БАС, которые в разных регионах получили различные названия. Общим для всех стран стало решение развивать отдельную от существующей системы ОрВД систему обслуживания БАС (в основном в ВП очень малых высот — VLL), сохраняя информационное взаимодействие с провайдером аэронавигационного обслуживания там, где это целесообразно, процедурными или технологическими средствами.
Наиболее зрелой и открытой представляется европейская концепция системы ОрВД БАС, которая получила название U-space.
Единая экосистема RuSPACE
Также, как и для европейского U-space, обслуживание пользователей в зонах RuSPACE осуществляет автоматизированная система сервисов при минимальном участии человека с целью совсем исключить его из контура управления, когда для этого будут соответствующие технологические и организационные предпосылки.
«Сервисы RuSPACE опираются на технические средства связи, навигации, наблюдения, управления спектром (CNS+S) и данные (метео, аэронавигационные, геопространственные). Сервисы RuSPACE используют технические средства CNS+S для получения данных о трафике и для доставки данных различной природы потребителям внутри системы и своим пользователям», — рассказывает Владислав Шифрин, один из авторов концепции RuSPACE, советник генерального директор научно-исследовательского центра «Аэроскрипт».
Информационный обмен в системе RuSPACE обеспечен техническими и организационными средствами информационной безопасности.
RuSPACE — это выделенная по решению регулятора зона воздушного пространства, где осуществляют полеты беспилотных авиационных систем.
Термин «в основном малые БАС», по-видимому, требует некоторого пояснения. RuSPACE не предполагает жестких ограничений на размер, вес, характеристики БВС, которые допускаются для полетов в эту зону.
Концепция RuSPACE может быть использована для различных новых эксплуатационных окружений: коридоров для полетов БАС между городами, пространства городской аэромобильности или доставки товаров в коттеджные поселки.
Разница будет в предоставляемых сервисах и опорных технологиях CNS, которые должны быть сформулированы на основе оценки рисков и экономических расчетов. Однако предполагается, что «большие» БАС будут интегрироваться в существующие классы воздушного пространства, поэтому зоны RuSPACE будут создаваться преимущественно для обеспечения полетов меньших БАС.
От Сахалина до Калининграда
В этом году в Российской Федерации начала функционировать первая отечественная система организации беспилотного воздушного движения «Небосвод» (UTM-система). Ее разработчик, участник инновационного центра «Сколково» Аэроскрипт сосредоточился на создании комплекса сервисов для малых БАС. Цифровая платформа «Небосвод», в первую очередь, ориентирована на сокращение времени получения разрешения на выполнение полета как основного ограничения текущего исторического момента для «интеграции малых БАС». Для реализации проектов интеграции малых беспилотников в общее воздушное пространство созданы пилотные зоны в Северо-Западном федеральном округе, в Сахалинской и Белгородской областях.
Одно из основных направлений утвержденной правительством стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли — ускорение массового коммерческого использования всех видов беспилотного транспорта.
«Первый шаг к этому — отработка предлагаемых российскими разработчиками цифровых и организационно-технических решений в новом правовом формате «регуляторных песочниц», а также на территориях, где ниже риски внедрения новых технологий. В этой ситуации тестирование решений по организации движения беспилотных воздушных судов на Сахалине позволит нам ускорить и формирование комплекса правового и технического национального регулирования этой сферы, и внедрение дронов всех типов в практику бизнеса и государственного управления», —рассказал заместитель министра транспорта России, председатель набсовета ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Кирилл Богданов на полях Восточного экономического форума-2021 в ходе подписания соглашения о создании пилотной зоны «Небосвод — Сахалин» между Корпорацией развития Сахалинской области и Аэроскрипт.
В 2021 году также была запущена пилотная зона для развития городской аэромобильности «Небосвод Санкт-Петербург». Четырехстороннее соглашение подписано между Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Агентство внешнего транспорта», ООО «ИНВИТРО СПб» и Аэроскрипт.
Смарт-контракты в RuSPACE
К сервисам, ответственным за безопасность, предъявляются соответствующие требования, а технические средства подлежат квалификации и сертификации на предмет соответствия требованиям регулятора.
«В качестве отправной точки для требований к сервисам RuSPACE имеет смысл использовать стандарты, разработанные EUROCAE, ASTM и ISO, которые дополняют друг друга и в основном гармонизированы. Также целесообразно считать, что каждый экземпляр зоны RuSPACE потенциально является уникальным с точки зрения предоставляемого обслуживания, уровень которого зависит от создаваемых рисков в воздухе и на земле. К сервисам и источникам данных RuSPACE должны быть сформированы требования и правила квалификации и сертификации», — подчеркивает Андрей. Яблоков.
Роль государства принципиально важна в одобрении выделения / реконфигурации объемов воздушного пространства в заданных границах, которое обслуживается сервисами RuSPACE, и квалификации сервисов и инфраструктуры для выделенного объема воздушного пространства.
При взаимодействии пользователей воздушного пространства с сервисами RuSPACE могут использоваться смарт-контракты, платежные системы и платформы блок-чейн, основанные на обеспечении требуемого качества обслуживания (QoSR — quality of service required). Смарт-контракты вместе с сервисами мониторинга характеристик позволят автоматически фиксировать исполнение либо нарушение контрактов провайдером сервисов.
Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через