баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

«ЭРА-ГЛОНАСС» – гарантия безопасности цифровых данных и доступная возможность создания умных сервисов в любом регионе

Рейтинг 5
19136
Леонид Парамонов
директор коммерческой дирекции АО «ГЛОНАСС», член комитета по транспорту рабочей группы Минстроя РФ по реализации проекта «Умный город»

Сегодня примером самого массового использования технологии ГЛОНАСС можно назвать государственную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС» — первую в мире национальную систему экстренного реагирования при дорожно-транспортных и других происшествиях на автомобильных дорогах. Она выполняет важнейшую социальную функцию по спасению жизней и сохранению здоровья пострадавших людей. Информационно-навигационные решения на основе «ЭРА-ГЛОНАСС» помогают создавать и развивать интеллектуальные транспортные системы, которые призваны повышать безопасность миллионов автомобилистов, снижать аварийность на дорогах, контролировать в режиме реального времени движение любого транспорта, эффективно управлять потоками. Как это происходит и насколько сегодня регионы готовы перевести транспорт «на цифру», рассказал директор коммерческой дирекции АО «ГЛОНАСС», член комитета по транспорту рабочей группы Минстроя РФ по реализации проекта «Умный город» Леонид Парамонов.

— Какой вклад внесло АО «ГЛОНАСС» в развитие интеллектуальных транспортных систем по всей стране?

Л. П.: АО «ГЛОНАСС» как государственная компания и оператор госинформсистемы «ЭРА-ГЛОНАСС» обеспечивает подключение к системе всего пассажирского транспорта, машин, перевозящих опасные грузы, и передает данные о движении в Ространснадзор. Благодаря этому уникальному проекту, который регламентирован постановлением Правительства РФ от 22.12.2020 № 2216, нам удалось сформировать унифицированные типовые требования по подключению указанных транспортных средств и обеспечить централизацию передачи телематических данных через «ЭРА-ГЛОНАСС». Данные правила призваны повысить эффективность управления движением и уровень безопасности перевозок пассажиров и опасных грузов, в том числе исключив присутствие на рынке недобросовестных перевозчиков.

Сегодня помимо Ространснадзора мы передаем информацию о транспорте, который подключен к «ЭРА-ГЛОНАСС», более чем в 600 различных региональных, муниципальных и других систем. Фактически наша компания становится поставщиком «больших данных» для подсистем ИТС в каждом регионе. Соответственно мы готовы максимально помогать в получении унифицированных централизованных достоверных данных со стороны АО «ГЛОНАСС», тем самым минимизировать ситуации, когда отдельно взятые регионы получают из различных систем ретранслируемые данные, которые не являются валидными. Мы используем нашу SIM-карту и от момента отправки сигнала чётко контролируем, что поступает непосредственно от аппаратуры спутниковой навигации в информационные системы.

— Почему раньше передача данных о движении транспорта была доступна в основном большим городам?

Л. П.: Важно отметить, что интеллектуальные транспортные системы возникли несколько лет назад. До этого, фактически в 2012-2013 годах в Российской Федерации было решение по созданию и развитию РНИСов (региональные навигационно-информационные системы) или региональных навигационно-информационных центров, которые строились в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2012 г. № 1367.

Когда мы начали анализировать работу региональных информационных систем в последние насколько лет, стало понятно, что, к сожалению, в большинстве регионов этот процесс прошел формально. Во многих субъектах навигационно-информационные системы были номинальными — созданы на бумаге или в виде программных продуктов, которые не обновлялись. Это порождало разрозненность информационных систем. Отдельные решения действовали на базе региона, города, муниципалитетов, транспортных предприятий, которые абсолютно не были связаны между собой. Мы понимали, что если мы хотим построить полноценную единую связь ИТС, то необходимо обеспечить централизацию данных.

Так, благодаря выполнению правил перевозки пассажиров и опасных грузов, нам удалось в корне изменить ситуацию. Сегодня благодаря централизации данных через «ЭРА-ГЛОНАСС» мы действительно любому, даже самому небольшому муниципальному образованию, готовы предоставлять уникальные данные по пассажирскому транспорту.

На местах полученные данные используются для принятия решений, в том числе для повышения транспортной доступности. За счет анализа «больших данных» субъекты могут формировать хорошо работающую систему управления городским хозяйством в целом.

И если взять критерии оценки эффективности губернаторов, то доступность информации о движении общественного транспорта в открытом доступе является одним из ключевых показателей.

— Какие финансовые затраты несет регион на мониторинг в рамках постановления № 2216 и по коммерческим проектам?

Л. П.: Согласно постановлению Правительства № 2216, ретрансляция данных в одну систему дополнительно предоставляется на бесплатной основе. Есть субъекты, у которых созданы и работают функциональные полноценные системы — Москва, Санкт-Петербург, Татарстан. У коллег свои централизованные решения, и они могут получать данные от нашей «ЭРА-ГЛОНАСС».

Если в субъекте не налажена система, мы помогаем ее запустить. Для минимизации затрат предлагаем сервисную модель, которая позволяет не размещать технологию в региональном центре обработки данных, а использовать систему «Диспетчеризация ЭРА», созданную на базе инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС». Это полностью облачное решение, и руководство субъекта, местного Минтранса могжет получить всю информацию в режиме онлайн через веб-доступ. При этом у региона нет необходимости тратить большие средства, услуга предоставляется по минимальной ставке на рынке в зависимости от количества транспортных средств. Например, по итогам положительного пилотного проекта в Великом Новгороде мы подключили в этом году перевозчиков общественного транспорта к системе «Диспетчеризация ЭРА». С ними заключены коммерческие контракты. Проект позволяет полностью навести порядок с пассажирскими перевозками, контролировать выход машин на маршрут. Мы аккумулируем телематические данные и с помощью интеграции с Яндекс. Картами, 2ГИС и другими онлайн-сервисами передаем данные, которые отображаются для граждан в мобильных приложениях и на умных остановках. В итоге пассажиры в реальном времени могут планировать свой маршрут. С системой «Диспетчеризация ЭРА» в прошлое уходят «автобусы-призраки», дополнительно выходят на маршруты машины там, где этого требует большая транспортная загрузка и наоборот. Аналогичные пилотные проекты мы провели в конце прошлого года в Карачаево-Черкесской Республике, в Республике Алтай и Оренбурге.

В Саратове мы пошли по несколько другой модели: предложили региону использовать не диспетчеризацию, а мониторинг транспорта, который осуществляется другой нашей системой «Мониторинг ЭРА», также созданной на основе «ЭРА-ГЛОНАСС». Это еще одно отечественное решение, которое может быть интересно для реализации интеллектуальных транспортных систем.

«Мониторинг ЭРА» позволяет контролировать многие параметры. Например, перемещение транспортных средств с возможностью подсчета пробега, фиксировать нарушения скоростных режимов, формировать маршруты движения с использованием графа дорог, учитывать расход топлива «по факту» с фиксацией заправок и сливов, соблюдать режимы перевозки грузов, в том числе температурные. За счет этого компании могут экономить и оптимизировать свои затраты, корректировать работу водителей.

Для региона это наиболее интересная возможность контролировать транспортные средства, задействованные в ЖКХ, которые участвуют в уборке территорий, вывозе твердых коммунальных отходов (ТКО). Кроме этого, к мониторингу могут подключаться машины скорой помощи, пожарная и лесопожарная техника. Все данные по ним загружаются, отображаются и контролируются с использованием нашего решения. Оно также построено полностью на облачной технологии и может быть предоставлено по сервисной модели.

В Республике Алтай также в рамках пилотного проекта мы помогли субъекту навести порядок в пассажирских перевозках, но начинали с контроля за вывозом ТКО. Несмотря на то что субъект небольшой, на его территории размещено большое количество геозон, контролируемых для вывоза ТКО. Нам это изначально показалось интересной задачей, которая была удачно решена. С помощью «Мониторинг ЭРА» мы отслеживали маршруты движения мусоровозов. Как только машина прибывала на контейнерную площадку, информация сразу появлялась в системе, затем различные параметры движения грузовика поступали в режиме реального времени: следует ли он, соблюдая расписание, или отклоняется от маршрута. Отслеживалось также прибытие грузовика на полигон. В итоге решение по ТКО было признано положительным. Мы смогли проконтролировать количество машин, которые выходят на линию, в том числе на сложно доступных территориях. Нужно понимать, что система обеспечивает контроль движения мусоровоза, но если дороги нет, она заметена или размыта, то машина просто доехать не сможет. В этом случае важна оценка дорожной обстановки в целом. Поэтому с помощью нашей системы руководство субъекта и муниципалитеты могло на всех уровнях контролировать реализацию проекта.

Фактически мы дали региону возможность контролировать вывоз ТКО с использованием определённого дашборда. Он позволяет на основе данных о транспортных средствах проводить аналитику онлайн, заранее прогнозировать, каким образом могут выполняться задачи, проводить оплату по факту выполненных работ, а не на основании заключенного контракта.

— Расскажите про преимущества отечественных сервисов, созданных на базе «ЭРА-ГЛОНАСС»

Л. П.: Несколько лет назад одним из ключевых поставщиков решений в области мониторинга транспорта считалась компания Wialon, имеющая зарубежные корни — штаб-квартиру в Вильнюсе, сервера — в Нидерландах. Таким образом, в случае использования облачного решения Wialon собственник получает телематические данные по своим транспортным средствам, но его данные поступают и на сервера в Голландию. И фактически отображаются в веб-диспуте далеко за территорией Российской Федерации. Мы столкнулись со странными ситуациями в рамках реализации требований постановления Правительства № 2216. При передаче данных по транспорту, осуществляющему пассажирские перевозки и перевозку опасных грузов, зарубежный сервис периодически блокировал трафик, идущий из Российской Федерации. Ситуации доходили до абсурда, когда школьные директора, подавая документы на получение бесплатной ретрансляции, указывали страну для получения телематических данных Голландию. Это все противоречит нормам здравого смысла и российскому законодательству, по которому телематические данные являются критической информацией, поэтому необходимо использовать российские решения. Раньше решение Wialon было в реестре отечественного ПО, но в прошлом году исключено.

Со своей стороны, мы помогли ряду партнеров произвести замещение решения Wialon — бесшовно перейти на «Мониторинг ЭРА». В регионах все больше транспортных предприятий, которые заинтересованы в использовании отечественного ПО, чтобы быть уверенными в завтрашнем дне. Наша технология «Мониторинг ЭРА» полностью отечественная, в реестре отечественного ПО. Но при этом мы не являемся монополистами. Надо понимать, что компания Wialon, заявив в марте прошлого года о своем уходе из России, так и не ушла. Ее доля снизилась, часть предприятий выручили мы, часть — ушли к другим поставщикам, это конкурентный рынок.

— Какие риски могут возникнуть у клиентов при использовании решений иностранных провайдеров для трансляции телематической информации?

Л. П.: Я полагаю, что это понимание еще не сформировано на 100 процентов. Оно как раз сейчас формируется. Все больше и больше транспортных предприятий действительно сталкиваются с критической ситуацией, начинают понимать, что их данные доступны другим организациям, в том числе для использования конкурентных войн. Зарубежные решения полностью нарушают все требования по информационной безопасности. Мы со своей стороны также помогаем в разъяснительной работе, проводим семинары, в том числе и для своих партнеров. У нас большая партнерская сеть — более 200 организаций по всей стране, которые рассказывают о плюсах «Мониторинг ЭРА», возможностях замещения и помогают максимально быстро перейти на нашу технологию. Сегодня важно обеспечить прозрачность передачи данных и замещение зарубежных рискованных решений для реализации ИТС.

Мы уже давно являемся стандартом качества. АО «ГЛОНАСС» — на 100 процентов государственная компания, «ЭРА-ГЛОНАСС» полностью сертифицированная технология. И то, что разработано на ее базе — «Мониторинг ЭРА», «Диспетчеризация ЭРА» и другие решения, которые мы предлагаем для регионов по контролю и мониторингу транспорта — они проверенные временем. Мы постоянно проводим модернизацию своих сервисов и понимаем, что «ЭРА-ГЛОНАСС» — это стандарт качества.

— Как взаимодействует «ЭРА-ГЛОНАСС» и Автоматизированная система управления дорожным движением федеральных трасс? Может ли этот сервис стать доступным в региогнах?

Л. П.: Действительно, сегодня на трассе М-4 «Дон» через «ЭРА-ГЛОНАСС» можно вызвать аварийного комиссара. Наша система интегрирована с Автоматизированной системой управления дорожным движением (АСУДД) оператора платного участка этой трассы с 21 по 225 км для аварийного оповещения и автоматической передачи координат автомобиля. Такое взаимодействие сокращает время реагирования службой аварийных комиссаров при ДТП и вынужденной остановке на скоростной магистрали. Водители также могут запросить техническую помощь одним нажатием кнопки SOS, не нужно искать номер телефона и объяснять местонахождение автомобиля.

Важно, что при возникновении ДТП данные передаются в АСУДД в режиме онлайн, не зависимо от того, какое оборудование установлено дополнительно на участке платной дороги. За счёт этого экстренные службы и служба аварийного комиссара сразу могут реагировать на события. Во время серьезной аварии 25 февраля на трассе М-11 в нашу систему «ЭРА-ГЛОНГАСС» поступило 8 экстренных вызовов, которые были переданы в «Службу 112».

Мы обсуждали с регионами, что можем передавать соответствующую информацию в региональные ситуационные центры. В нашей системе есть координаты, информация о транспортном средстве, попавшем в ДТП. На основании этих данных можно принимать меры, какие силы и средства задействовать для помощи. В базовом варианте вся информация передается от «ЭРА-ГЛОНАСС» в «Систему 112», но мы готовы для субъектов обеспечить дополнительный канал передачи данных, чтобы в региональных ИТС была доступна информация об изменениях дорожной обстановки, в том числе из-за сложных погодных условий.

Фото: пресс-служба АО «ГЛОНАСС»

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через