Москва остается самым безопасным регионом России.
Ежегодно команда Транспортного комплекса Москвы ставит себе одну глобальную цель: сделать город безопаснее и комфортнее для жителей. Год за годом мы работаем над новыми проектами. ЦОДД меняет подход к проектированию городских улиц. Миллионы жителей столицы получают возможность удобно и быстро передвигаться по городу.
Благодаря слаженной работе всех городских служб Москва остается самым безопасным регионом России. Уровень социального риска по итогам 2021 года составил 2,8. Это значит, что на каждые 100 тыс. населения столицы приходится не более 3 человек, погибших в ДТП. С 2010 года этот показатель сократился вдвое и полностью соответствует показателям мировых столиц. Уже сейчас уровень социального риска в Москве ниже, чем определено указом президента: к 2030 году он должен составить не более 4 погибших в ДТП на 100 тысяч жителей. Мэр Москвы Сергей Собянин выделяет направления по повышению безопасности дорожного движения как приоритетные. Благодаря совместной работе с ГИБДД, Ситуационному центру, системе фотовидеофиксации, работе Интеллектуальной транспортной системы, современному проектированию улиц городская среда становится удобнее и безопаснее для всех жителей Москвы. С 2010 года нам удалось сохранить порядка 2,5 тыс. человеческих жизней.
В Москве больше людей и машин, чем в любом другом городе России, но она всё равно — лидер по безопасности дорожного движения среди регионов. За 11 лет аварий с пострадавшими стало меньше на 28%: с 11 757 в 2010 до 8 499 в 2021 г. Число погибших уменьшилось больше, чем в 2 раза: с 763 до 357 человек.
Однако, мы стремимся к «нулевой» смертности. Гибель людей возможно предотвратить, пересмотрев подход к организации дорожного движения и усилив контроль за нарушениями ПДД. На европейских дорогах максимальный нештрафуемый порог — 5 км/ч, поэтому водители соблюдают скоростной режим, особенно в городах. Москва — единственный из мировых городов-лидеров, где сохраняется нештрафуемый порог в 20 км/ч. При допустимой сейчас в России скорости 80 км/ч в городе, с учетом нештрафуемого порога, вероятность летального исхода для пешехода взлетает до 60%. Для детей ситуация еще хуже. Если же взять улицы, где разрешено ехать 80 км/ч, а с нештрафуемым порогом — все 100, у пешехода вообще нет шансов выжить. Эксперты ВШЭ пришли к выводу: если уменьшить ненаказуемый порог превышения скорости с нынешних 20 км/ч до 10 км/ч, смертность в ДТП снизится на 10%.
Город, прежде всего, для людей. Он должен быть дружественен к пешеходам, маломобильным жителям и детям. Люди должны чувствовать себя в безопасности на улице, в том числе рядом с дорогой.
Увы, высокая скорость — главная причина ДТП с жертвами во всем мире. Поэтому там, где есть пешеходное движение, необходимо успокоение трафика. Для этого нужно не только устанавливать невысокие скоростные режимы, но и применять инструменты, которые на интуитивном уровне будут говорить водителю: «Тут разгоняться нельзя». Речь об изменении геометрии улиц, установке островков безопасности, приподнятых пешеходных переходов и искусственных неровностей, светофоров.
На части улиц в центре города мы уже снизили разрешенную скорость до 30 и 50 км/ч. Мы меняем скоростной режим возле школ, у социальных объектов и в спальных районах. Прежде чем менять скорость, мы тщательно анализируем каждый участок. Центр города, однозначно, не для быстрой езды. Например, возьмём Бульварное кольцо. Вдоль него расположены десятки кафе и других мест притяжения москвичей и гостей столицы. Ежедневно по кольцу проходит порядка 130 тыс. пешеходов. Здесь ездят велосипедисты и пользователи СИМ. Гуляя по бульвару, пешеходы не должны бояться за свою жизнь. Также 50 теперь и на Цветном бульваре и других прилегающих улицах. Весь мир понимает, что скорость основной фактор риска ДТП с пострадавшими. Поэтому в большинстве развитых стран скорость в центре города ограничена до 30-50 км/ч.
Повышать или понижать скорость — вот в чем вопрос. Мы подходим к решению этой задачи так: скоростной режим на каждой дороге должен быть логичным и даже интуитивно понятным.
Другими словами, нельзя искусственно принуждать водителей ехать медленно по широкой внеуличной магистрали, где потоки разделены барьерами, нет пешеходных переходов, светофоров, опасных съездов и поворотов. Еще хуже, когда на таких дорогах «рваный» скоростной режим (60-90-60 км/ч). Почему же так происходит? Часто после строительства или ремонта дороги на ней «по умолчанию» устанавливают стандартную городскую скорость в 60 км/ч.. Например, так было с хордами, проспектом Генерала Дорохова и некоторыми реконструированными магистралями. В ушедшем году мы пересмотрели такие участки. Там, где это было безопасно и логично — на участке Ленинградского шоссе повысили скорость до 70 км/ч, на проспекте Генерала Дорохова и участке Новорязанского шоссе — до 80 км/ч, на СВХ — до 90. км/ч Сейчас уже можно сказать, что здесь улучшилось движение, транспорт стал двигаться равномернее, пропускная способность увеличилась, водители больше не притормаживают перед камерами. Больше безопасности, больше комфорта, меньше нарушений и опасных ситуаций.
Для каждой улицы должна быть установлена своя скорость в зависимости от ее назначения. Для широкой магистрали — выше, для тихого переулка — ниже.
Помимо изменения скоростных режимов, своими силами и в рамках программы комплексного благоустройства совместно с коллегами из Департамента капитального ремонта в Москве в 2021 году было обустроено 154 островка безопасности. Часть выполнена в разметке, часть вымощена бортовым камнем. Есть также несколько модульных: мы тестируем разные варианты быстровозводимых конструкций. В местах, где появились островки безопасности, мы отмечаем снижение водителями скорости и повышение безопасности дорожного движения для пешеходов.
Организовать пешеходный переход — одно из самых популярных предложений, с которым к нам обращаются жители. Каждый день люди привычными маршрутами идут на учёбу, работу или домой, и лучше знают, где нужен пешеходный переход, чтобы их путь был удобнее.
В столице уже обустроено порядка 20 тысяч переходов: как нерегулируемых, так и со светофорами. В этом году добавили еще 314 новых, в том числе у важных социальных объектов и транспортных узлов.
В Москве уже больше 40 тысяч светофоров. Ежемесячно мы получаем с десяток обращений с просьбой установить светофор. В приоритете, конечно, очаги аварийности. Нет, мы не ждем жертв, но стараемся распределить ресурсы так, чтобы, прежде всего, избавиться от опасных мест, где могут пострадать люди. Прежде, чем установить светофор, специалисты ЦОДД проводят подробное моделирование, изучая влияние светофора на дорожное движение, задержки городского транспорта, увеличение времени в пути. И только после оценки всех факторов, мы принимаем решение о строительстве. Кстати, уже в этом году у ЦОДД появится «цифровой двойник» Москвы, и подобное моделирование и эксперименты можно будет проводить быстрее и эффективнее. В этом году нам удалось построить и реконструировать 273 светофорных объекта, 83 из них полностью новые, 190 — реконструированных. А еще больше шести тысяч раз перенастроили светофоры, чтобы пешеходы могли меньше ждать зеленый, а транспорт ехал быстрее.
Мы начали создавать цифровой двойник города: получим единую электронную базу со всеми дорожными объектами: знаками, светофорами, пешеходными переходами, остановками и всем, что связано с дорогами. Для этого ЦОДД запустил 8 спецмашин для оцифровки городских улиц. Все изменения на дороге будут тестироваться на стадии проектирования: условные эксперименты можно будет перенести «в цифру». Так мы можем избежать ошибок и выбрать самое эффективное решение. Наличие единой базы позволит улучшить взаимодействие с другими коллегами из смежных организаций. Так у всех будет одна актуальная карта на всех. В перспективе цифровой двойник позволит использовать данные, когда начнутся тесты беспилотного транспорта и системы подключения V2I.
На сегодня мы оцифровали 6 тыс 850 км улиц со всеми объектами транспортной инфраструктуры. Это поможет нам лучше прогнозировать эффекты от строительства новых дорог, перенастройки светофоров и изменения схем движения. Еще виртуальная среда — это поле для экспериментов. Они никак не помешают жителям в реальности, а мы сможем выбирать только самые удачные сценарии и проекты.
Мы продолжаем развивать приложение «Московский транспорт», которое скачали больше 3,5 млн раз. «Московский транспорт» — это MaaS-приложение, объединяющее все виды транспорта. С его помощью пользователи могут вызывать такси, бронировать каршеринг, строить мультимаршруты, отслеживать прибытие автобусов, электробусов и трамваев в реальном времени и проверять загруженность транспорта. В прошлом году в приложении стала доступна функция «По пути» — можно заказывать и оплачивать поездку с помощью телефона. А в декабре мы запустили в приложении Face Pay, которая позволяет пользоваться системой оплаты в подземке. В этом году приложение ждет большое обновление, после которого станут доступны новые функции.
Москва не стоит на месте. Строятся новые дороги и развязки, сдаются новые ЖК, меняются потребности и привычки горожан. Меняется подход к городской мобильности рост спроса на услуги такси, различные виды шеринга. Мы исследуем, анализируем, выявляем тренды и подстраиваемся под новые запросы и вызовы.
Фото: пресс-служба ЦОДД г. Москвы
Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через