Средняя скорость – эффективный контроль российских дорог!
Согласно ежегодным отчетам ГУОБДД МВД России, самым распространённым типом нарушений ПДД является превышение скорости. И именно превышение скоростного режима — главная причина тяжелых аварий и ДТП с летальным исходом. Сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, числа погибших и пострадавших в них людей, сохранение жизни и здоровья граждан страны является первоочередной задачей всех ведомств, осуществляющих мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения.
Значимый вклад в эту деятельность вносит функционирование автоматических комплексов фотовидеофиксации, способствующих предупреждению правонарушений и влияющих на дисциплину водителей. Одним из эффективных методов борьбы с ДТП является контроль средней скорости.
Технологии не стоят на месте
Системы автоматической фиксации нарушений ПДД сегодня активно развиваются. Появляются новые, инновационные стационарные и мобильные комплексы, способные фиксировать не только превышение скорости, но и не пристегнутые ремни безопасности, неработающий ближний свет фар, разговоры по мобильному телефону и многое другое. Во многих регионах страны в экспериментальном режиме уже работают мобильные системы контроля автотранспорта, устанавливаемые на крыше патрульного автомобиля и способные проводить измерение скорости в движении, используя встроенный многоцелевой радар, а также всевозможные нарушения вплоть до неправильной парковки.
Однако многообразие технологий, увеличение количества камер и возможностей до сих пор являются недостаточными в борьбе с нарушителями скоростного режима. Особенно это касается опасных участков дорог, участков, где не работают мобильные комплексы, зон повышенной опасности — туннелей, эстакад, вблизи школ, детских садов и иных социальных объектов.
Именно метод контроля средней скорости может стать если не панацеей, то как минимум еще одним действенным методом в борьбе со злостными нарушителями ПДД.
Что такое средняя скорость?
Средняя скорость — это метод измерения скорости транспортного средства на участке дороги с помощью двух синхронизированных камер фотовидеофиксации, установленных в начале и в конце участка контроля.
Как определяют среднюю скорость камеры? В начале участка дороги камера считывает данные об автомобиле — ГРЗ, скорость и точное время проезда. Еще одна камера стоит в конце участка. Далее специальное программное обеспечение складывает скорости в начале и в конце участка, который проехал автомобиль, а получившуюся скорость делит пополам. То есть скорость определяется исходя из времени, за которое проходится определенное расстояние (V=S/t).
Если автомобиль проехал в пределах разрешенной на этом участке дороги скорости, то он вписывается в определённый интервал времени. Если же временной интервал был короче, чем это возможно при допустимой на этом участке скорости, то водитель является нарушителем ПДД, так как в какой-то момент он управлял автомобилем с превышением разрешенной скорости.
Сам факт нарушения скоростного режима фиксируется дорожными камерами, которые имеют абсолютную синхронизацию по времени между собой. Таким образом, водитель на протяжении всей дистанции вынужден придерживаться разрешённых скоростных ограничений, что обеспечивает соблюдение ПДД и безопасность всех участников движения. Для законопослушных водителей ничего не изменится. Водителям не нужно двигаться с какой-то «средней» скоростью — достаточно просто не превышать установленный скоростной режим на трассе.
При этом важно отметить, что участки средней скорости должны быть спроектированы без возможности использования альтернативного маршрута и без изменения скоростного режима на участке.
Зарубежный опыт
Эффективность данного метода контроля скорости доказана в европейских странах. По наблюдениям, контроль средней скорости оказывает большее влияние на снижение аварийности и приводит почти к абсолютному соблюдению скоростного режима и отсутствию нарушений.
Так, исследование, проведенное Фондом RAC (The Royal Automobile Club Foundation for Motoring) в 2016 году, показало, что использование системы сократило среднее количество аварий, приводящих к смерти или серьезным травмам, более чем на 36%, а среднее снижение числа аварий сократилось на 16%. Повсеместная установка камер контроля средней скорости в Великобритании снизила количество нарушений на 63%, и одновременно с этим количество ДТП сократилось почти на 20%. Проведенный анализ в Ирландии в 2022 году показал, что до установки комплексов средней скорости соблюдение ограничения скорости было ниже 70%. После установки пилотных камер соблюдение ограничения скорости выросло до 90%.
Равномерное движение
Проведенные эксперименты с установкой комплексов средней скорости доказали свою эффективность и на дорогах России. Данный метод контроля активно применялся до лета 2021 года в Татарстане, Смоленской и Московской областях. Всего было установлено более 1000 комплексов.
Так, с начала 2019 года по июнь 2021 года в Москве контроль средней скорости был организован на 30 участках, в том числе — 14 в туннелях. Всего в этот период за превышение средней скорости было привлечено к ответственности более 750 тыс. водителей.
В Подмосковье в тот же период было создано 174 участка. По оценкам специалистов, после введения комплексов аварийность на экспериментальных участках сократилась на 45%, а после отмены вновь выросла. По данным исследования, проведённого Институтом экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, камеры контроля средней скорости в целом благотворно влияют на безопасность дорожного движения. Анализ работы системы в Московской области показал, что в местах ее расположения движение автомобилей становится более равномерным, так как метод замера скорости обеспечивает исключение «эффекта кенгуру» — когда автомобиль резко тормозит перед камерой и так же резко разгоняется после. Поэтому с уверенностью можно говорить о том, что комплексы замера средней скорости «успокаивают» транспортный поток.
Всего для выявления эффективности метода контроля средней скорости было проанализировано 80 участков контроля средней скорости в Московской области. Все участки вводились только на федеральных дорогах — наиболее интенсивных загородных трассах. В качестве периодов рассмотрения «до», выбирались ближайшие зимние или летние месяцы, предшествовавшие запуску участка контроля. А в качестве периода рассмотрения «после», выбирались соответствующие месяцы 2021 года. В этот период нарушения скоростного режима не фиксировались, однако информация об этом не была доведена до пользователей. Как следует из исследования, ввиду того что в зимний период фактическая скорость ТС заметно ниже из-за погодных условий, фактор скорости оказывает меньшее влияние на аварийность, а значит метод контроля средней скорости эффективнее в летние периоды, когда фактор скорости имеет большее влияние.
Экспертами института также было проведено сравнение снижения уровня аварийности на участках контроля средней скорости и общей динамики по федеральным дорогам Московской области. При сравнении с федеральными дорогами Московской области в целом метод контроля средней скорости показывает эффективность и в зимний, и в летний периоды. Несмотря на рост количества раненых в зимний период, в целом ситуация на участках средней скорости выглядит лучше. Это свидетельствует в пользу возможных дополнительных ограничений скоростного режима в зимний период. А в летних условиях камеры показывают высокую эффективность.
Отдельно стоит отметить работу системы в Республике Татарстан. В 2018 году три скоростных автотрассы, проходящие по территории республики были оборудованы современными камерами фотовидеофиксации. В целом порядка 1000 километров автомагистралей оказались под полным надзором комплексов определения средней скорости. Этот проект установил тотальный контроль на трёх трассах, по которым движется основной поток транзитного трафика. Если раньше водители оттормаживались перед камерой, а затем разгонялись снова, то с появлением контроля средней скорости в регионе стали ездить с соблюдением ПДД, чтобы не рисковать.
В свою очередь в Смоленской области нарушения средней скорости фиксировались на девяти участках трассы М-1 «Беларусь», что также крайне положительно влияло на безопасность движения.
Что дальше?
Напомним, что в сентябре 2021 года ГИБДД прекратила штрафовать водителей за превышение средней скорости. Тогда же вице-премьер Марат Хуснуллин поручил профильным ведомствам проработать предложения и урегулировать вопрос в законодательстве, но дело в этом направлении так и не сдвинулось. Однако дискуссии о возвращении наказаний за превышение средней скорости скоро вышли на новый уровень. В 2022 году тема поднималась в стенах Государственной Думы РФ, но парламентарии разошлись во мнениях относительно правомерности и необходимости внедрения таких комплексов. В связи с этим в феврале уже текущего года в стенах Государственной Думы РФ был проведен круглый стол.
К обсуждению привлекли представителей Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Центра организации дорожного движения, Ассоциаций «ОКО» и «Цифровая Эра Транспорта», научное и экспертное сообщество, общественные организации. Большинство присутствующих на заседании экспертов поддержали данную инициативу и еще раз отметили эффективность работы системы. Все участники сошлись во мнении, что метод контроля средней скорости — эффективная мера для снижения аварийности на дорогах, в особенности на сложных и опасных участках, в зонах высокой концентрации дорожно-транспортных происшествий, около школ, больниц, детских учреждений, где необходимо исключать возможность разгона транспортных средств.
Одним из ключевых вопросов на совещании стал вопрос взаимодействия ведомств и необходимости оперативно решать проблему законности контроля средней скорости.
Заместитель директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Антон Козлов отметил, что альтернативные методы борьбы с авариями уже исчерпаны и необходимо в кратчайшие сроки решить вопрос с законодательными инициативами.
«Цифры по совершению дорожно-транспортных происшествий пугающие, и единственный доступный метод решения этой проблемы на федеральных трассах — установка автоматических дорожных камер», — подчеркнул Антон Козлов.
По словам исполнительного директора Ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «ОКО» Эльдара Тузмухаметова, на текущем этапе нужно сосредоточиться на подготовке документов, где будут закреплены соответствующие условия и возможность вынесения штрафов за среднюю скорость.
«Это должно происходить при соблюдении определенных условий: участок дороги должен быть без возможности альтернативного объезда, скоростной режим на нем должен быть одинаковым, участок должен относиться к юрисдикции одного суда, точкой совершения нарушения будет считаться последняя камера», — рассказал эксперт.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Дарья Зайкина обратила внимание, что ранее МВД и Минюст уже обнародовали свою позицию, заключающуюся в том, что правила контроля средней скорости — это технический вопрос, который не относится к регулированию КоАП.
«Необходимо заранее определиться, в какой форме будут внесены изменения. Если норму составить некорректно, то Конституционный суд признает ее незаконной», — уточнила Дарья Зайкина.
В свою очередь заместитель руководителя Росстандарта Евгений Лазаренко отметил, что возобновление контроля средней скорости повлечет за собой необходимость внесения правок в постановление Правительства РФ, а также рассказал о существующих отечественных средствах измерений и напомнил о национальном стандарте в данной области.
«Введение фиксации нарушения средней скорости повлечет за собой необходимость внесения правок в постановление Правительства Российской Федерации № 1847, содержащее перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Сейчас в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений зарегистрировано более 10 типов средств измерений утвержденного типа, которые позволяют измерять скорость движения транспортного средства на контролируемом участке дороги. Кроме того, в настоящее время действует национальный стандарт ГОСТ Р 57144-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением», — подчеркнул Евгений Лазаренко.
Исполнительный директор Ассоциации по развитию цифровых технологий транспорта «Цифровая Эра Транспорта» Дмитрий Ольховиков подчеркнул эффективность метода контроля средней скорости, а также необходимость комплексного подхода к формированию законопослушного поведения водителей.
«В первую очередь, работа комплексов дисциплинирует водителей, заставляет их двигаться равномерно. Поэтому мы также считаем, что данный метод контроля определенно эффективен. Важно масштабировать эффективные технологии, развивать новые технологии в регионах. Как мы можем реализовывать национальные проекты, программы, решать поставленные задачи, если отменяем эффективные инструменты контроля и обеспечения безопасности дорожного движения!?», — прокомментировал Дмитрий Ольховиков.
Стоит отметить, что перед началом круглого стола в телеграм-канале «ИТС России» (https://t. me/its_russia) был проведен опрос. Из 320-ти респондентов 34% поддержали введение штрафов за среднюю скорость, 24% негативно отнеслись к данной инициативе, 19% отметили необходимость разобраться во всех вопросах и тонкостях, прежде чем внедрять систему, 14% выступили за внедрение любых технологий обеспечения БДД. Остальные 9% считают, что камеры фотовидеофиксации нарушений не являются первоочередной мерой в борьбе с нарушителями.
«Помимо мероприятий по внедрению комплексов важно проводить профилактическую работу с населением, чтобы снять социальную напряженность в отношении фотовидеофиксации. Многие не знают, как работают системы, не знают какую роль действительно выполняют камеры нарушений ПДД, сколько жизней спасено», — подчеркнул исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта».
После сбора всех позиций в Госдуме планируют сделать следующие шаги в решении вопроса о возможном возврате штрафов за среднюю скорость. Протокол заседания будет направлен в правительство России в виде обращения.
Быть или не быть
Почему сейчас так важна полная легализация применения дорожных систем средней скорости? Ответ прост: сейчас осуществляется стремительное строительство множества новых высокоскоростных автомобильных дорог, на которых высокая скорость будет нормой. Доступный скоростной режим местами достигает 110 км/ч, а на некоторых участках может достигать и 130 км/ч. Кроме того, в местах, где камеры не установлены, скорость автомобилей на прямых участках магистрали превышает 140 км/ч. Для исполнения требований ПДД, обеспечения безопасности дорожного движения нужно будет осуществлять тотальный надзор на всём протяжении трасс. Такой контроль будет невозможен без полного покрытия автомагистралей системами фотовидеофиксации, определяющими среднюю скорость.
В первую очередь, необходимо оперативно узаконить понятие средней скорости, устранить ряд законодательных пробелов. Внести изменения и дополнения в КоАП, прописать статьи за данное нарушение, снять все вопросы по территориальной подсудности.
Во-вторых, необходимо правильно определять действительно нужные участки для установки таких комплексов: опасные участки, удаленные и «сложные» участки автомобильных дорог, где есть трудности приезда спецслужб в случае ЧС, рядом с социальными объектами.
В-третьих, уже доказано, что на дорогах с такими комплексами снижается количество погибших в авариях. Установка комплексов может служить для профилактики опасного вождения в тёмное время суток или летом, а также за пределами населённых пунктов. А дисциплинарный эффект, который ведет за собой снижение уровня аварийности, — серьезный аргумент в пользу возвращения среднескоростного контроля.
Подытоживая, стоит отметить, что наибольшая эффективность системы фотовидеофиксации может быть достигнута только путем применения методов контроля мгновенной и средней скорости в зависимости от факторов дорожных условий, конфигурации улично-дорожной сети и наличия протяженных и аварийно-опасных участков дорог. Ну и, конечно, важно не убирать в долгий ящик, а активно масштабировать на все регионы технологии, особенно те, которые подтвердили свою эффективность в ходе пилотных экспериментов.
Фото: Интеллектуальные транспортные системы России (ИТС России) / пресс-служба ГК «Урбантех» / пресс-служба ООО «Технологии Распознавания»
Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через