Цифровые транспортные системы – близкая реальность
О цифровизации автомобильных дорог (как, впрочем, и о цифровизации экономики в целом) сегодня говорят очень много. Это не удивительно: тема поднимается часто на уровне первых лиц государства. Однако даже сам термин «цифровизация» среди экспертов не имеет однозначной трактовки — каждый вкладывает в него что-то свое. Вопросов пока больше, чем ответов.
Например, многим неясно, чем отличается цифровизация автодорожной отрасли от обычных процессов перевода аналоговых величин «в цифровой код», от автоматизации отдельных процессов и функций или от использования и применения для обеспечения производственных процессов информационных и телекоммуникационных технологий.
Может быть, цифровизация автомобильных дорог — это установка комплексов фотовидеофиксации или весогабаритного контроля? Или, возможно, это автоматизация управления дорожным движением? Увы, нет: всё названное — это всего лишь элементы автоматизации. Гораздо ближе к пониманию цифровизации обеспечение комплексных логистических сервисов — при условии их масштабности и связанности как между собой, так и с множеством различных обеспечивающих и внешних автоматизированных подсистем.
Очевидно, что цифровизация автодорог это НЕ отдельные локальные сервисы и НЕ интересы отдельных групп — это крайне важно для понимания сути цифровой трансформации отрасли.
В основе процессов цифровизации автодорог лежат понятия комплексность и связанность, поэтому их отличительными признаками являются взаимосвязанность цифровых сервисов и интеграция различных интересов — как государственных, так и социальных и частных.
Для того, чтобы объективно и всесторонне определить понятие цифровизации автомобильных дорог, необходимо ответить на три основных вопроса. Зачем и почему нужна цифровизация автодорог? Что такое цифровые дороги? Как обеспечить процесс цифровой трансформации?
На вопрос «зачем?» лучше всего дает ответ перечень основных предпосылок цифровизации дорожной отрасли. Во-первых, назрела объективная необходимость повышения качества, эффективности и безопасности автодорог, причем в существенной мере — за счет широкого применения современных цифровых технологий и инфокоммуникационных ресурсов. Во-вторых, перед нами стоят социально-экономические вызовы, определяемые увеличением значимости как самих автодорог, так и их инфокоммуникационной оснащенности для обеспечения мобильности граждан, ликвидации цифрового неравенства и повышения экономической активности регионов. В-третьих, развитие технологий привело к трансформации самих транспортных средств и значительному росту потребностей в цифровых сервисах. Остро стоят и вопросы национальной производственной и логистической связанности, а также и вопросы международной транспортной интеграции.
Территориальная привязка технологических ресурсов к автодорогам, в свою очередь, обуславливает высокую степень сосредоточения инфокоммуникационных и инструментальных ресурсов непосредственно на дороге — как в составе дорожной инфраструктуры, так и в полосе отвода. Предпосылками являются и государственные инициативы, и нормативные требования, направленные на обеспечение процессов цифрового оснащения автодорог — как руководящие документы, результирующие все предпосылки и вызовы, определяющие жизнедеятельность и развитие страны в целом.
Очевидно, что вышеприведенные предпосылки являются многогранными и взаимосвязанными и формируют всестороннее «мотивационное поле» цифровой трансформации. Именно поэтому актуальная повестка на сегодня — это цифровая трансформация автомобильных дорог, плавный эволюционный переход от автомобильных дорог с элементами автоматизации к так называемым цифровым дорогам. Это системы, в которых непосредственно дорога, автомобиль и человек представляют собой органический симбиоз, логистическая функциональность которого реализуется за счет применения широкого и полного спектра цифровых технологий.
Исходя из данных предпосылок, мы можем вывести и ответ на вопрос, что такое цифровая дорога. Цифровая дорога — это экосистема взаимоувязанных цифровых сервисов, относящихся к следующим направлениям деятельности:
- содержанию и управлению процессами жизненного цикла дорожного хозяйства;
- управлению дорожным движением, транспортными потоками и отдельными транспортными средствами;
- обеспечению всех видов безопасности в транспортных системах;
- предоставлению широкого спектра информационных, телекоммуникационных и логистических сервисов участникам дорожного движения и пользователям автодорог;
и предоставляемых на базе территориально, технологически и функционально интегрированной инфокоммуникационной и инструментальной инфраструктуры, включающей следующие компоненты:
- развернутые на всех дорогах системы энергообеспечения;
- объектовые комплексы мониторинга, информирования и управления в составе дорожной инфраструктуры, на транспортных средствах и в виде персональных инфокоммуникационных устройств;
- системы связи и передачи данных, обеспечивающие весь комплекс услуг связи на автомобильных дорогах в интересах обеспечения функционирования инфраструктуры, дорожных и экстренных служб, связи с транспортными средствами и участниками дорожного движения;
- интеграционные платформы, обеспечивающие взаимодействие всех информационных систем и технических средства цифровой инфраструктуры автомобильных дорог на базе единых проколов, а также взаимодействие с внешними инфокоммуникационными системами обеспечения безопасности и жизнедеятельности;
- информационные платформы, включающие широкий спектр программных приложений функционального обеспечения всех вышеприведённых цифровых сервисов;
- автоматизированные рабочие места должностных лиц и клиентские приложения пользователей логистических сервисов, стационарные, возимые и носимые абонентские устройства систем связи, развёрнутых в зоне автомобильной дороги.
Особо следует отметить, что функциональной сутью цифровой дороги является то, что изменения в одной из подсистем, изменения отдельного параметра, относящегося к одному сервису, влечет за собой и означает автоматические изменения режимов работ других подсистем и сервисов. При этом объектами и субъектами являются как сама инфраструктура дороги, так и процессы содержания и обслуживания, процессы транспортного управления и обеспечения безопасности, а равно и транспортные средства, а также непосредственно пользователи автомобильной дороги и предоставляемые им пользовательские сервисы.
Так, инцидент на дороге, или только возникновение угрозы, или изменения метеообстановки автоматически влекут за собой реагирование дорожных и экстренных служб, изменения режимов и схем дорожного движения, информирование необходимого числа участников дорожного движения и т. д.
Особенностью цифровых дорог как единой экосистемы является их интеграция в единое цифровое пространство с внешними региональными и федеральными системами обеспечения жизнедеятельности и безопасности, а также интеграция в цифровую экономику регионов и страны в целом. В новой экономике цифровые дороги являются существенным ресурсом социального и экономического развития страны, повышения мобильности и социально-экономической активности граждан. В такой экономике, например, такие сервисы, как подключенный и беспилотный транспорт являются лишь малой толикой глобальных процессов автоматизации, повышения безопасности и функциональной эффективности систем жизнедеятельности страны.
Разумеется, для создания столь значимой и сложной экосистемы, обеспечения ее высокой эффективности необходима фундаментальная проработка основных шагов и подходов к осуществлению цифровой трансформации дорожной отрасли. Именно эта последовательность действий отвечает на вопрос, как создать в стране цифровые дороги.
Составные части этой последовательности следует разделить на три основных блока.
- Формирование и обоснование цели, а именно разработка целевой модели цифровых дорог РФ — программного документа, определяющего целевой облик автодорог, включая цифровые сервисы, цифровую инфраструктур, принципы и подходы к их созданию.
- Подготовка — существенный комплекс обязательных обеспечительных мероприятий, включающий концептуальное и нормативно-техническое обеспечение; нормативно-правовое обеспечение; разработку платформ и технологий; развитие подходов к финансированию, в том числе межотраслевого и с применением ГЧП.
- Внедрение цифровой инфраструктуры. Этот блок включает такие мероприятия, как апробация (на создаваемых специализированных испытательных полигонах); пилотирование (отработка решений в рамках пилотных проектов); строительство, развитие, масштабирование (создание и развитие опорной и объектовой инфраструктуры, платформенных решений — в строгом соответствии с концептуальными документами и нормативными требованиями с использованием различных механизмов финансирования).
Именно таков, если говорить кратко, подход к пониманию и созданию цифровых автомобильных дорог станы как на федеральном, так и на региональном уровне. Это путь развития их как единой цифровой экосистемы, являющейся значимой инфраструктурной составляющей повышения безопасности и качества жизни граждан России, существенной составляющей цифровой экономики в целом и обеспечивающей ее эффективное развитие и функционирование.
Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через