баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

PRO//Движение.Экспо: железные дороги ведут в цифровое будущее

Рейтинг 0

фото1-1.JPG

На Международном железнодорожном салоне пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо» много внимания уделялось перспективам цифровизации железных дорог и транспорта. В центре внимания оказались BIM-технологии, ИТС, нейросети и даже беспилотный транспорт — именно они будут определяющими при формировании будущего железных дорог.

PRO//Движение.Экспо вызвало огромный интерес в профессиональном сообществе и за его пределами. В мероприятиях приняли участие представители 37 стран, 700 предприятий и 2000 специалистов отрасли. А последний день работы PRO//Движение.Экспо установил рекорд по посещаемости: на День открытых дорог пришли более 30 тыс. человек, тогда как предыдущий рекорд составлял всего 7 тыс. гостей.

Такой интерес не удивителен. На выставке в рамках салона свои последние разработки и технологии показали 212 экспонентов из Австрии, Республики Беларусь, Швейцарии, Китая, Чешской Республики, Германии, Франции, Италии, Польши, Румынии, России. При этом программа мероприятия охватила все аспекты деятельности рельсового транспорта: от пассажирских перевозок в отдаленных уголках страны, до «тесноты» российского рынка и готовности отечественных железнодорожников начинать экспортную экспансию. И все же в центре внимания оказались темы, связанные с цифровизацией железнодорожного транспорта.

Беспилотники и ИИ

Так, непосредственно перед пленарной сессией состоялась тестовая поездка на первом российском беспилотном электропоезде «Ласточка». Ее совершили заместитель председателя правительства Российской Федерации Максим Акимов и генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров.

Максим Акимов назвал «Ласточку» большим технологическим прорывом. А Олег Белозёров подчеркнул важность того, что в беспилотнике применяются только российские разработки, и заметил, что отрасль опережает зарубежных коллег примерно на год.

фото3-3.jpg

Для ОАО «РЖД» беспилотники — это, прежде всего, попытка обеспечить повышенный уровень безопасности и надежности перевозок, особенно пассажиров.

На пленарной сессии, открывшей железнодорожный салон PRO//Движение.Экспо, основными темами обсуждения стали беспилотные поезда, юридическое определение искусственного интеллекта, высокие скорости в качестве драйвера цифровизации. Темой первого заседания в рамках деловой программы стала цифровая трансформация и технологии будущего в железнодорожной отрасли.

В частности, были затронуты вопросы кибербезопасности, актуальность которых растет по мере развития цифровизации транспорта. Также опасения вызывает распространение систем на базе ИИ. Заместитель министра транспорта РФ Владимир Токарев уточнил, что перед внедрением инновационных и, в частности, беспилотных технологий, требуется юридическая оценка того, что такое искусственный интеллект.

«Какие последствия наступают, когда в той или иной нестандартной ситуации случаются происшествия? Кто в этом виноват? Разработчик программы или ее держатель? На эти вопросы нам нужно найти ответ. Сегодня мы работаем совместно с компанией-производителем, разработчиками. Роль министерства сейчас в том, чтобы не мешать работать, а помочь нормативно все это обеспечить», — подчеркнул Владимир Токарев.

Также в центре внимания оказались вопросы взаимодействия с другими странами. «Необходима система трансфера технологий. На мой взгляд, самая большая проблема — это организация взаимодействия технологических лидеров. Ключевая задача — обеспечивать связь между ними и обмен технологиями друг с другом. Делать это необходимо», — пояснил Кирилл Липа, генеральный директор АО «Трансмашхолдинг».

Несмотря на это участники дискуссии сошлись во мнении, что цифровизация — это уже не цель, а рабочий инструмент, поэтому вопрос не в том, применять ли его, а в том, как добиться унификации, стандартизации и формализации цифровых технологий.

фото4-4.JPG

Цифровые россыпи «ЛокоТех»

Между тем примеры применения цифровых технологий, причем, весьма результативные уже были представлены на PRO//Движение.Экспо. К примеру, ГК «ЛокоТех» применяет более 20 цифровых решений в рамках работы по системе контракта жизненного цикла. Они позволяют сократить трудоемкость, повысить прозрачность и объективность и повысить скорость операций.

По мнению Руслана Беглова, управляющего директора по стратегии «ЛокоТех», наиболее перспективным направлением развития локомотиворемонтной отрасли в рамках внедрения КЖЦ является переход на смарт-контракт, единую (доверенную) среду обмена данными, генерируемыми различными цифровыми технологиями, нашедшими свое применение как на борту локомотива, так и в системе управления депо.

«Целью „ЛокоТех“ является создание цифровой платформы, которая объединит всех участников рынка, что будет залогом эффективной работы по системе КЖЦ. Мы сможем отслеживать и анализировать процесс исполнения работ или отклонения от планов в онлайн-режиме, выявлять причины этих отклонений, разрабатывать реально эффективные корректирующие мероприятия. Это выведет компанию на новый уровень», — отметил Руслан Беглов.

В числе наиболее масштабных — проекты «Умный локомотив» (реализуется совместно с Clover Group), «Цифровое депо» (партнером «ЛокоТех» выступает 2050.digital, входящая в Ctrl2GO) и собственный проект АСУ «Сетевой график».

фото5-5.JPG

Система «Умный локомотив» позволяет в режиме реального времени оценивать состояние локомотива и таким образом предсказывать отказ того или иного узла, не дожидаясь непланового ремонта.

В настоящее время решение внедрено на 11 сериях локомотивов, обслуживаемых в 60 сервисных локомотивных депо «ЛокоТех-Сервис». Всего же на сервисном обслуживании «ЛокоТех» находится 7,5 тыс. секций локомотивов «РЖД», которые оборудованы микропроцессорными системами управления (МСУ) и способны регистрировать данные о параметрах работы, получаемые с датчиков.

Результатом анализа системы «Умный локомотив» является перечень инцидентов — случаев сбоев и нарушений в работе оборудования, а также вероятность наступления отказа. Информация, полученная с датчиков, передается в АСУ «Сетевой график», где сохраняется в карточке локомотива в виде замечаний. Инциденты и вероятность отказа планируется использовать при составлении графика постановки на сервисное обслуживание локомотив, что позволит устранять потенциальные отказы в рамках планового обслуживания. Результатом работы системы является снижение количества неплановых заходов в ремонт и повысится КГЭ.

Проект «Цифровое депо» в пилотном режиме запущен в середине 2018 года в сервисном локомотивном депо Братское. Сегодня здесь внедряются более 30 различных организационных и технологических решений, объединенных в одну систему. Основу «Цифрового депо» составляют данные о техническом состоянии локомотива, а также о ресурсах самого предприятия. В случае успешной реализации проекта планируется масштабировать решение на всю сеть.

Цель проекта — повышение коэффициента готовности к эксплуатации (КГЭ, основной показатель эффективности работы сервисной компании) локомотива до 0,95, а также выработка оптимальной организационно-технологической модели функционирования депо. Рост КГЭ будет достигнут за счет сокращения времени на прохождение текущего ремонта ТР-1 и технического обслуживания ТО-2, а также неплановых ремонтов. В течение года планируется завершить интеграцию цифровых решений в единую систему планирования.

фото6-6.JPG

Мир продвинутой аналитики и нейросетей

«Уральские локомотивы» представили на PRO//Движение.Экспо электронный журнал машиниста и «умный локомотив» 2ЭС7, оснащенный программным комплексом «Стоимость жизненного цикла онлайн».

«Для нас как для производителя в первую очередь важно оценить эффективность воплощённых технических решений в нашей продукции, проанализировать, каких результатов удалось достичь за счет модернизации и усовершенствования модели, — пояснил генеральный директор „Уральских локомотивов“ Олег Спаи. — Но экономическая эффективность применения локомотивов возможна только при слаженной работе производства, сервиса и эксплуатации. Современные цифровые технологии позволяют сделать этот процесс максимально оперативным и прозрачным».

Как рассказали представители компании, ПК «Стоимость жизненного цикла онлайн» был разработан специалистами завода совместно с Всероссийским НИИ железнодорожного транспорта. Решение позволяет собирать и анализировать данные об экономической эффективности локомотива за весь жизненный цикл с удаленного рабочего места, а также выявлять аспекты, снижающие эффективность.

Демоверсия продукта с начала года запущена на грузовых магистральных электровозах «Синара» (серии 2ЭС6) Октябрьской железной дороги и электровозе переменного тока 2ЭС7 Горьковской железной дороги. ПК обрабатывает в режиме реального времени данные с аппаратуры электровозов, оперативно рассчитывает текущую стоимость жизненного цикла машин и оценивает экономическую эффективность с применением единого оценочного показателя — удельных затрат на перевозку внутри эксплуатационной модели. Благодаря этому повышает своевременность принятия управленческих решений, связанных с изменением в самой эксплуатационной модели, в системе обслуживания или в технологии изготовления.

Электронный журнал машиниста «ТУ-152э» разработан «Уральскими локомотивами» совместно с Научно-производственным объединением САУТ в рамках проекта РЖД «Цифровая железная дорога». Он позволяет перейти с бумажного журнала машиниста на электронную версию, повышает скорость процессов при эксплуатации и обслуживании электровозов и электропоездов.

Компания ТМХ (АО «Трансмашхолдинг») в партнерстве с группой компаний Ctrl2GO представила концепт двухосного маневрового гибридного тепловоза, который создан в качестве технологической базы для разработки нового семейства локомотивов. В концепте как минимум две системы используют в своей работе искусственные нейронные сети.

Одна базируется на машинном зрении, которое поможет машинисту избежать столкновения с препятствием. Вторая — на предиктивной аналитике, которая проводит мониторинг узлов и агрегатов, сигнализируя о необходимости ремонта. Также на локомотиве отрабатывается система, автоматически контролирующая оптимальный баланс использования дизельного двигателя и батареи. Как сообщили в компании ТМХ, полноценный опытный образец локомотива планируется создать уже в следующем году.

фото7-7.JPG

Соглашения о будущем

В рамках PRO//Движение.Экспо состоялось подписание ряда значимых документов, связанных с цифровизацией. Так, ОАО «РЖД» и ФАУ «Главгосэкспертиза России» подписали соглашение о сотрудничестве, направленное на оптимизацию сроков прохождения государственной экспертизы проектной документации и внедрение BIM-технологии при экспертизе инфраструктурных объектов, реализуемых ОАО «РЖД».

Как отмечают в ОАО «РЖД», соглашение предусматривает разработку совместных предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы и отраслевых стандартов, необходимых для применения ВIМ-технологий, подготовку методических документов и технических решений в части автоматизации процессов рассмотрения проектной документации и обмен данными о ходе экспертизы.

ОАО «РЖД» и Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики подписали соглашение о сотрудничестве. Стороны намерены реализовывать совместные инновационные, научно-технические и образовательные проекты в области технологий машинного обучения, когнитивных технологий, создания интеллектуальных систем технического зрения. Также компания и вуз планируют сформировать комплекс универсальных цифровых платформ управления интеллектуальными транспортными системами и проводить исследования в области квантовых коммуникаций.

Соглашение РЖД с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого предусматривает реализацию инновационных научно-технических проектов в области цифрового проектирования и моделирования, создания виртуальных испытательных полигонов, «цифровых двойников» изделий и производственных процессов.

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через