Вырваться в лидеры цифровизации
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы цифровизации транспортной отрасли?
А. С. С каждым годом цифровые технологии будут оказывать на транспортную отрасль все более существенное влияние. Это позволит глубоко трансформировать существующие процессы транспортного комплекса, ввести в правовое поле новые объекты транспорта, внести изменения в сферы взаимодействия субъектов транспортного комплекса страны. Данные, генерируемые внутри транспортного комплекса, получат новые свойства и ценности, и это будет определяться именно их цифровой сущностью. Фактически будет сформирована новая ценность — цифровые активы транспортного комплекса. Это цифровые образы субъектов и объектов и цифровые следы транзакций, осуществляемых между ними.
Также будут созданы принципиально новые процессы и механизмы управления всеми элементами транспортной системы с помощью данных в цифровой форме, интегрированных в мировую транспортную систему.
Новые механизмы управления, в свою очередь, позволят обеспечить технологический и управленческий суверенитет России.
Платформа для цифровизации
— Какова роль Минтранса России в процессе цифровизации транспортной отрасли?
А. С. Задача Минтранса — стать объединяющим звеном для всех участников процесса, помогать отрасли добиваться стоящих перед ней целей. Многое уже сделано. Для формирования единого цифрового пространства транспортного комплекса страны к 2024 году Минтранс России инициировал создание ведомственного проекта «Цифровой транспорт и логистика», который объединяет мероприятия, направленные на цифровую трансформацию транспортного комплекса Российской Федерации по целому ряду направлений. Среди них — грузовые и пассажирские перевозки, управление транспортной инфраструктурой, интеграция в мировое транспортное пространство, обеспечение безопасности на транспорте, реализация экологической парадигмы и беспилотные технологии на транспорте.
К этому времени будет создана единая цифровая платформа транспортного комплекса (ЦПТК), являющаяся системной основой информационных взаимодействий и объединяющая все существующие и планируемые информационные и цифровые решения на основе согласованных принципов, правил и стандартов.
Кроме этого, будет предоставлена возможность получения и предоставления удобной, безопасной и доступной услуги грузовой и пассажирской перевозки и сопутствующих дополнительных сервисов. Планируется обеспечить высокий уровень оперативности и обоснованности управленческих решений на всех уровнях транспортного комплекса — от участников рынка до государственных органов, включая возможность качественного стратегического планирования транспортного комплекса.
Также будут сформированы условия для выстраивания отношений (или как сейчас часто говорят — коммуникаций) между всеми участниками транспортного комплекса с возможностью формирования новых и качественных транспортно-логистических услуг.
И это еще не все. Планируется снизить уровень негативного воздействия объектов транспортного комплекса на окружающую среду через реализацию экологической парадигмы и обеспечить суверенную интеграция отечественного транспортного комплекса в мировое цифровое пространство и пространство таких интеграционных объединений, как ЕАЭС, ШОС, БРИКС.
Мы работаем над обеспечением безопасности граждан и бизнеса на транспорте и безопасности, надежности и устойчивости всего транспортного комплекса и его информационной инфраструктуры. Для этого будут трансформированы контрольно-надзорные функции.
Идет работа и над цифровым будущим отрасли. В частности, в правовом поле будут закреплены новые объекты транспортного комплекса. Речь идет о беспилотных транспортных средствах, беспилотных летальных аппаратах, интеллектуальных транспортных системах, роботизированных объектах — о всем том, что кардинально изменит транспортную систему страны и мира.
— Зачем необходима единая цифровая платформа?
А. С. Она становится главным элементом, обеспечивающим формирование единого цифрового пространства транспортного комплекса. Отрасль динамично меняется, поэтому сейчас как никогда важно выстраивать взаимоотношения между субъектами, определять права на цифровые активы, постоянно систематизировать цифровые знания и поддерживать архитектуру цифрового пространства.
Также есть необходимость в определении и нормативном закреплении прав и обязанностей субъектов в отношении цифровых активов, в обеспечении безопасности создания, хранения, использования, передачи, изменения прав и выведения из оборота цифровых активов. С помощью единой цифровой платформы этого можно будет добиться.
Ставка на мультимодальность
— На каком этапе сейчас находится вопрос создания и развития единого мультимодального цифрового транспортного и логистического пространства на территории России?
А. С. Мы постепенно движемся в этом направлении. Ведомственный проект «Цифровой транспорт и логистика», который должен войти в национальную программу «Цифровая экономика», в настоящее время проходит стадию согласования для последующего утверждения. Основной целью этого проекта является цифровая трансформация транспортного комплекса страны, а необходимость в его реализации определена высокой значимостью решаемых проблем.
В перспективе до 2021 года мы должны увеличить долю грузосопроводительных документов на перевозку транзитных грузов, оформленных в электронном виде до 14%, а к концу 2024 года — до 40%.
Также планируется увеличить долю электронных билетов, доступных в режиме единого заказа мультимодальной межсубъектовой перевозки, до 10% к концу 2021 года и до 50% к 2024 года.
Кроме того, нам необходимо уже к 2021 году реализовать 18 цифровых сервисов транспортного комплекса для государства и бизнеса в сфере координации и взаимодействия цифровых платформенных решений транспортного комплекса, их интеграции в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны посредством внедрения цифровых технологий.
В качестве центра компетенций Минтранс России вместе с ведущими компаниями отрасли инициировал создание Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».
— Но ведь создания ассоциации для достижения таких амбициозных целей недостаточно. Какие конкретно шаги предстоит предпринять?
А. С. Конечно, список конкретных задач для первоочередного решения есть. Он включает разработку единых стандартов транспортных и логистических услуг, нормативной базы в интересах цифровой трансформации транспортной отрасли. Также мы будет работать над обеспечением доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны и услуг для населения в соответствии с социальными стандартами.
Нам предстоит осуществить внедрение и развитие прямых смешанных и комбинированных (тех самых мультимодальных) перевозок, внедрение цифровых моделей жизненного цикла объектов транспортной инфраструктуры.
Мы должны создать платформы мультимодальных пассажирских и грузовых перевозок, дополнительных клиентских сервисов, а также платформы экологического мониторинга по маршрутам движения транспортных средств и на объектах транспортной инфраструктуры.
Цифровое будущее
— Какие виды транспорта, по-вашему, пройдут трансформацию первыми?
А. С. Задача всей транспортной системы России — адекватно ответить на вызовы глобальной цифровой экономики. Поэтому и процесс цифровой трансформации должен охватить абсолютно все бизнес-процессы транспортного комплекса в целом и не может быть поставлен в очередь отдельно по видам транспорта.
— Один из самых важных вопросов, который волнует всех, связан с безопасностью. Как повлияет цифровизация на уровень безопасности на транспорте и на антитеррористическую безопасность транспортного комплекса?
А. С. Безусловно, прослеживаемость всех логистических потоков российской транспортной системы, их анализ с применением современных сквозных технологий цифровой экономики будет служить повышению актуальности и эффективности принимаемых решений. Это приведет к принципиально новому уровню безопасности на транспорте и предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
— Есть ли будущее у беспилотного транспорта в России с учетом масштабов территории?
А. С. Конечно. С учетом и масштабов территории страны, и задач, которые цифровая трансформация ставит перед российской транспортной системой. При этом ни в коем случае нельзя допустить необдуманного применения новых потенциально опасных технологий. Минтранс России приложит все усилия для расширения масштабов использования беспилотных транспортных систем — но только после тщательного изучения всех условий их применения и формирования соответствующего нормативного регулирования.
Надеюсь, что в ближайшем будущем мы увидим, как рутинные, утомительные и потенциально опасные транспортные работы будут выполняться роботизированными системами, а нам с вами откроются новые перспективы в творческой деятельности по адаптивному обучению таких систем и применению их с максимально возможной эффективностью.
— Какие тренды будут определяющими для транспортной отрасли в целом в среднесрочной перспективе?
А. С. Выделю сразу несколько тенденций, причем предпосылки к некоторым можно наблюдать уже сейчас.
Во-первых, это рост эффективности планирования транспортных потоков как пассажирских, так и грузовых перевозок. Развитие технологий сбора и анализа больших данных, которое уже происходит, позволит оперативно реагировать на изменения климатических условий, дорожную обстановку, рост или снижение количества транспортных средств. Также мы уже сегодня видим включение в аналитические модели данных, не связанных напрямую с транспортным комплексом, выстраивание зависимостей и предпосылок, анализ рисков. Все это неминуемо приведет к повышению управляемости транспортной системы.
Второй тренд — это рост мобильности населения благодаря использованию мультимодальных поездок. Происходит развитие платформенных сервисов, предназначенных для организации мультимодальных перевозок, появляется предложение комплексной услуги «от двери до двери», включающей дополнительные сервисы, не связанные напрямую с перевозкой. Также мы наблюдаем широкое применение идентификации пассажира и реализация идеологии «единого заказа» перевозки. Это является предпосылками для распространения данного тренда.
Также мы будем наблюдать расширение сервисов совместного использования автомобилей и совместного долевого использования. Этот тренд уже заметен. Россияне постепенно отказываются от владения личным транспортом, число шеринговых автомобилей увеличивается, инфраструктура мобильных сервисных систем расширяется, а их удобство повышается. Идентификация водителя и проверка его истории вождения облегчаются. Сейчас создается среда доверия между собственниками и пользователями сервисов, которая станет основой для экономики совместного использования в транспортной отрасли.
Я уверен, что мы движемся в сторону повышения энергоэффективности и экологичности всех видов транспорта.
Среди предпосылок — переход на экологически безопасные источники питания для транспортных средств, включая сжиженный природный газ и электротягу, использование в качестве источников энергии накопительных элементов нового поколения, включая высокоэффективные аккумуляторы, суперконденсаторы и топливные элементы.
И безусловно, в будущем нас ждет расширение сервисов беспилотных транспортных перевозок, о которых мы уже упоминали. Технологии автономного вождения, высокоточного позиционирования и наблюдения, картографии и навигации активно развиваются. Расширяется функциональность систем помощи пассажирам, улучшается оперативное информирование о ситуациях на маршруте, предотвращение или минимизация рисков ДТП. Это будет способствовать развитию автономных транспортных средств.
Перспективное будущее и у использования роботизированных транспортных систем в производственных и складских процессах. Количество «цифровых фабрик» увеличивается, человеческие трудовые ресурсы заменяются, в первую очередь, на быстротекущих и потенциально опасных для здоровья производственных процессах — здесь роботизированный транспорт будет как нельзя кстати.
— Что даст экономике страны цифровизация транспорта?
А. С. Уже к 2024 году мы выйдем на качественно новый уровень бизнес-процессов управления транспортным комплексом, основанный на цифровой трансформации как государственного, так и частного сектора отрасли. Мы сможем обеспечить цифровое взаимодействие хозяйствующих субъектов транспортной отрасли, органов государственной власти и граждан на основе внедрения цифровых сервисов на базе разработанных платформенных решений. Также цифровизация приведет к ускорению интеграции в мировое цифровое транспортное пространство для развития экспорта и транзита транспортных услуг. Все понимают, что без транспорта экономика развиваться не сможет, поэтому транспортная отрасль должна опережать другие индустрии в процессе цифровизации — этого мы и стараемся добиться.
Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через