Дороги цифрового будущего.
Цифровизация транспортной индустрии — одна из важных составляющих стратегии развития Российской Федерации. И хотя это длительный многокомпонентный процесс, рассчитанный на годы, уже сегодня в стране удалось добиться ощутимых результатов. О том, что мешает и что способствует цифровизации дорожного хозяйства, а также о приоритетных направлениях внедрения цифры в отрасли, рассказывает заместитель руководителя Росавтодора Олег Ступников.
Транспортные перспективы
— В России идет активное внедрение цифровых технологий во все сферы экономики. Транспорт не исключение. Каковы, по вашему мнению, перспективы цифровизации транспортной отрасли?
Повсеместное применение информационных и автоматизированных систем в сфере транспорта и экономике в целом уже стало реальностью. Сейчас цифровое пространство преобразовывает работу всей транспортной отрасли. Показательный пример ‒ изменение транспортно-логистических систем, причем как на уровне государственного контроля и управления, так и на уровне отдельных компаний.
Электронные билеты, онлайн-регистрация на рейсы, умные системы навигации, вызов такси через приложение в телефоне ‒ уже привычные для нас вещи. А в скором времени такими же повседневными обещают стать беспилотный транспорт, интеллектуальные системы управления транспортными потоками, умные дороги.
Цифра трансформирует транспортные средства, услуги и инфраструктуру, то, как люди используют транспортную среду. Это приводит к появлению новых продуктов и услуг, которые поддерживают и стимулируют потребительский спрос в новых направлениях. Обмен данными будет иметь решающее значение для появления новых бизнес-моделей и транспортных услуг.
— Идет ли цифровизация непосредственно дорожной отрасли?
Безусловно, серьезные изменения затронули и дорожную отрасль. Уже накоплен большой опыт использования цифровых технологий для решения практических задач. Речь идет о создании систем мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, в том числе с использованием интеллектуальных транспортных систем (ИТС), о создании цифровых двойников автомобильных дорог, о массовом внедрении технологий машинного обучения.
— В стратегии инновационной деятельности Росавтодора одним из приоритетных направлений является цифровизация дорожного хозяйства. На каком этапе трансформации находится дорожная отрасль?
Для дорожного хозяйства цифра — это создание единой цифровой базы данных обо всех дорогах страны, сформированной с учетом результатов диагностики автодорог.
Наша цель ‒ оптимизировать процессы планирования дорожных работ на всех этапах, от инженерных изысканий и проектирования до строительства и последующей эксплуатации дорог.
То есть от диагностики автодорог и внедрения технологий информационного моделирования до мониторинга работы конкретной единицы техники на строительной площадке или, например, контроля качества зимнего содержания на определенном участке трассы. Такой подход позволит заказчикам и пользователям автодорог в реальном времени отслеживать ситуацию и понимать, что все работы идут в соответствии с действующими регламентами, в установленные сроки и без сбоев.
В дальнейшем появится возможность объединить мониторинг состояния сети с информацией о выбросах в атмосферу, метеоданных, составе транспортных потоках. Это позволит получить объемный срез данных по каждому участку автомобильной дороги.
— Какие перспективные тренды и технологии вы могли бы выделить?
Среди передовых перспективных решений в области цифровизации дорожного хозяйства я бы выделил комплексное внедрение технологий информационного моделирования (ТИМ или англоязычный вариант ‒ BIМ-технологии) на всем жизненном цикле автомобильной дороги, действительно позволяющее добиться высокой эффективности.
Применение ТИМ подразумевает создание информации о проектируемом или существующем объекте, пригодной для обработки специальными программами. При этом технология позволяет полностью просчитать объект, определить все процессы, которые будут происходить при строительстве, и сформировать наиболее полную базу данных, содержащую актуальную информацию о нем. На ее основе можно проводить анализ качества выполняемых работ, состояния самого объекта, оценить стоимость проводимых работ и т. д.
Следующим направлением структурных перемен в отрасли станет использование искусственного интеллекта для принятия управленческих решений по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и управления транспортными потоками.
Также в числе приоритетов ‒ создание условий для ожидаемого массового коммерческого использования беспилотников всех видов транспорта для доставки пассажиров и грузов.
— Все эти цифровые инновации заметны рядовым участникам дорожного движения?
Изменения уже ощутили и пользователи дорог. Сейчас мы активно работаем над предоставлением государственных услуг в электронном формате. К примеру, в конце прошлого года Росавтодор завершил модернизацию информационной системы оказания государственной услуги «Выдача специальных разрешений на автомобильную перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов». Теперь прием заявлений и выдача результатов оказания государственной услуги осуществляются в электронном виде.
С января 2023 года все разрешения будут выдаваться Росавтодором в режиме «одного окна». Субъекты и муниципалитеты будут осуществлять только согласование подведомственных участков. Предполагаем, что число специальных разрешений вырастет более чем в 2,5 раза и ежегодный объем выдаваемых разрешений превысит 750 тысяч.
В 2021 году переводу услуг в электронный вид и автоматизации их мониторинга способствовало обновление автоматизированной информационной системы межведомственного электронного взаимодействия Росавтодора (АИС СМЭВ) в рамках перехода агентства на отечественное программное обеспечение. За счет интеграции АИС СМЭВ с единым порталом государственных услуг (ЕПГУ) количество госуслуг, предоставляемых в электронном виде, увеличилось.
Отмечу, что информационные технологии развиваются невероятно быстро и буквально каждый день возникают новые возможности для цифровизации дорожной отрасли.
ИТС осваивают территории
— Одним из самых обсуждаемых вопросов на текущий момент стало внедрение интеллектуальных транспортных систем. Как на данный момент реализуется программа внедрения ИТС в регионах страны?
Мероприятия по внедрению интеллектуальных транспортных систем реализуются в городских агломерациях с населением свыше 300 тысяч человек. Работа ведется в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Ключевой целью внедрения ИТС является автоматизация процессов управления дорожным движением, и как результат — повышение безопасности всех участников движения.
В этом вопросе важен комплексный подход. Неправильно выделять какие-либо подсистемы или умные технологии как наиболее важные — эффективно они работают только вместе.
В 2021 году была проведена большая работа по внедрению ИТС в 24 субъектах РФ: было создано или модернизировано 15 центров управления дорожным движением, с которыми интегрировано 1 350 детекторов транспортного потока, 630 камер видеонаблюдения, 460 умных светофоров, 115 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, 70 умных остановок, 45 метеостанций.
— За этой статистикой скрывается реальная польза?
К примеру, что нам дает установка умных светофоров? Повышается пропускная способность улично-дорожной сети городских агломераций посредством управления ими по типу «зеленая волна», «зеленая улица».
Как я говорил, всё это работает в связке. Так и адаптивное управление светофорными объектами выполняется за счет взаимодействия с детекторами транспортного потока. В зависимости от типов датчиков система может учитывать приоритет общественного транспорта, экстренных служб и спецсопровождения перед остальными участниками движения. Детекторы оценивают интенсивность потоков на перекрестках. Вся информация с датчиков и камер видеонаблюдения с системой аналитики передается в единый центр обработки данных (ЦОД) интеллектуальной транспортной системы. Модуль транспортного прогнозирования и моделирования анализирует эти данные и на основе полученной информации формирует планы координации движения.
Система способна предсказывать транспортную ситуацию на 15‒30 минут вперед и заранее выработать эффективный план управления трафиком. При возникновении ДТП на перекрестках, данный план автоматически корректируется. Такие светофоры будут особенно полезны на участках дорог с трафиком разной динамики.
— Какие регионы в числе пионеров внедрения ИТС?
Среди регионов-лидеров по внедрению ИТС в прошлом году можно выделить республики Татарстан и Башкортостан, Белгородскую, Волгоградскую, Вологодскую, Курскую, Тульскую области, Красноярский край.
В 2022 году работа в этом направлении продолжится. Количество регионов-участников возросло до 42, а на реализацию программы уже предусмотрено 7,35 млрд рублей.
— Какие проблемы и задачи необходимо решить в ближайшей перспективе для успешного внедрения интеллектуальных транспортных систем?
Одна из главных системных проблем в регионах ‒ нехватка квалифицированных специалистов, поэтому Росавтодор оказывает необходимую методологическую поддержку субъектам-участникам.
В минувшем году была проведена большая работа по анализу планов регионов по цифровизации. По итогам провели обучающий вебинар, в субъекты направили рекомендации по внедрению ИТС и проекты технических заданий.
Важную роль сыграло проведение совещаний рабочих групп в регионах, на которых обсуждались проблемные вопросы, лучшие и худшие практики внедрения ИТС, новые цифровые технологии. В таких заседаниях принимают активное участие представители федеральных органов власти, ГУОБДД МВД России, субъектов страны, а также эксперты и представители бизнес-сообщества. Считаю важным продолжать такой формат работы с субъектами, поэтому выездные заседания будут проводиться и в этом году.
Кроме того, проведена серьезная работа по корректировке методики оценки ранжирования локальных проектов, доработана концепция изменения подходов по внедрению ИТС. Были внесены изменения в Правила предоставления субъектам иных межбюджетных трансфертов, которыми предусмотрено достижение определенных уровней зрелости (нулевой, первый и второй уровни). Это позволит сделать выводы о состоянии интеллектуальных транспортных систем в субъектах страны. Со своей стороны мы также будем оказывать регионам необходимую методологическую поддержку.
Фокус на безопаснлость
— Повышение безопасности дорожного движения — ключевой фактор и стимул для развития цифровых технологий. Одно из направлений ‒активное внедрение АПВГК. Как обстоят дела с развертыванием системы автоматизированного весогабаритного контроля?
С начала реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в стране приведено к нормативу около 48 тысяч км дорожной сети, но наша задача не только строить новые магистрали, но и обеспечить сохранность их эксплуатационного состояния.
Одна из главных причин разрушения асфальтового покрытия ‒ сверхнагрузка на него. Поэтому система автоматизированного весогабаритного контроля объективно востребована и необходима.
На сегодняшний день в 52 регионах функционируют 270 автоматических пунктов весового и габаритного контроля. К 2030 году их количество на региональных, межмуниципальных и местных автодорогах достигнет 598 в 81 субъекте страны.
Аналогичная работа ведется и на федеральных трассах. На сегодняшний день в федеральный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» в составе нацпроекта включено устройство 417 АПВГК на федеральных дорогах.
— Каковы самые значимые преимущества АПВГК?
Главное преимущество таких пунктов по сравнению со стационарными и передвижными ‒ возможность контролировать транспорт без его остановки или снижения скорости. Также при помощи системы можно проверять наличие специального разрешения на перевозку крупногабаритных или тяжеловесных грузов в федеральных и региональных базах данных транспортных средств без участия человека. Умные весы сами обрабатывают полученную информацию и составляют акт о взвешивании. Он автоматически направляется в центр фиксации административных правонарушений, после чего собственнику машины направляется постановление, по которому в дальнейшем оплачивается штраф. В целом могу сказать, что мероприятия по развертыванию системы АПВГК идут по графику.
ТИМ на вырост
— Росавтодор готовится к масштабному внедрению технологий информационного моделирования, а их использование станет чуть ли не обязательным при строительстве объектов. Расскажите, как обстоят дела с внедрением ТИМ. Чего уже удалось добиться, что мешает полноценному запуску технологии?
С 1 января 2022 года заказчики обязаны обеспечивать формирование и ведение информационной модели в рамках контрактов по строительству и реконструкции объектов капитального строительства. Исключениями являются объекты, создаваемые в интересах обороны и безопасности.
В качестве пилотных проектов в 2019 и 2020 годах Росавтодор разработал проектную документацию четырех объектов с использованием технологий информационного моделирования, на все из них было получено положительное заключение экспертизы. Это строительство двух разноуровневых развязок на трассе М-7 «Волга» в Татарстане, обхода Нижнекамска и Набережных Челнов, а также реконструкция автодороги А-146 Краснодар — Верхнебаканский и строительство транспортной развязки в Адыгее.
В 2021 году разработка проектной документации с использованием ТИМ была выполнена уже на шести объектах. На этот год у нас более масштабные планы: требования в части ТИМ включены во все технические задания на проектирование. Таким образом, планируем провести работы с использованием ТИМ на 53 объектах капремонта участков автодорог, 20 объектах капремонта искусственных сооружений, 4 объектах строительства и реконструкции дорог.
— Готов ли рынок к ведению проектов в ТИМ?
Важно отметить, что на рынке есть организации, которые имеют достаточный опыт работы с ТИМ и готовы выполнять проекты в соответствии с требованиями нормативных актов, а также делиться полученным опытом.
Пока не все компании используют ТИМ, но мы стараемся изменить эту ситуацию и в ходе диалога упростить переход к расширению использования таких технологий. Росавтодор в рамках сформированной рабочей группы по внедрению ТИМ в дорожном хозяйстве собрал представителей заказчиков, подрядчиков, проектировщиков, строителей, а также вендоров. В заседаниях рабочей группы принимают участие представители ФАУ «Главгосэкспертизы России», ФАУ «ФЦС» и иных заинтересованных органов и организаций.
Такой формат работ помогает оперативно решать вопросы во всех плоскостях, связанных с внедрением ТИМ. Коллеги обмениваются опытом и формируют предложения к ПО и требования к ТИМ, порядку организации взаимодействия всех заинтересованных сторон, включая обмен данными и хранение информации.
Совместная реализация всех задач, в том числе в части нормативно-правовых актов, позволит расширить применение ТИМ на все этапы жизненного цикла автомобильной дороги.
— Что еще может стимулировать распространение ТИМ?
На мой взгляд, главными задачами, направленными на внедрение ТИМ, являются повышение качества именно отечественного ПО, позволяющего создать корректную информационную модель. Кроме того, важно обеспечить необходимые мощности хранения и обработки цифровых данных, выработку единых подходов по проведению государственной экспертизы проектной документации, а также развивать кадровый потенциал проектировщиков, строителей и заказчиков.
Фундамент для трансформации
— Какая работа ведется по совершенствованию нормативной правовой и сметно-нормативной баз в рамках цифровой трансформации?
Сейчас корректируется проект федерального закона «О высокоавтоматизированных и полностью автоматизированных транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учетом замечаний МВД России. Утвержден план мероприятий по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Автонет».
Кроме того, Росавтодор возобновил сотрудничество с Финляндией в области применения интеллектуальных транспортных систем и реализации иных проектов в дорожной отрасли. Совместная работа ведется в том числе в рамках меморандума о сотрудничестве в области развития интеллектуальных транспортных систем и информационных технологий. Он был подписан в апреле 2018 года Росавтодором и Агентством транспортной безопасности Финляндии Trafi.
На сегодняшний день Федеральным дорожным агентством утверждена стратегия развития инновационной деятельности в области дорожного хозяйства на период 2021‒2025 годов. Она направлена на повышение качества дорожных работ, эффективности применения инновационных технологий, материалов и конструкций. Для нашего ведомства это ключевой документ при реализации единой научно-технической политики. Именно на него мы будем ориентироваться в ближайшие годы.
— Цифровая трансформация, несомненно, требует новых кадров, повышения квалификации действующего состава работников на всех уровнях. Каков, по вашему мнению, кадровый потенциал отрасли, какая работа ведется по его повышению?
Кадровый потенциал отрасли рассматривается нами в качестве одного из важнейших элементов стратегического развития. Мы стараемся учитывать изменения, происходящие в технологии и организации производства, содержании труда, оптимальном использовании рабочего времени, а также стремимся организовать процесс непрерывной переподготовки и повышения квалификации специалистов. С этой целью сейчас разрабатываются и актуализируются дополнительные профессиональные программы.
Мы сегодня много говорили о технической составляющей цифровой трансформации, но нужно понимать, что ее осуществлением и созданием новых технологий занимаются люди. Что особенно важно, готовые быть гибкими в быстро меняющихся условиях. Ведь насколько бы умной ни была та или иная программа, всегда будут необходимы высококвалифицированные специалисты для анализа полученных данных и проведения исследований в новых плоскостях, то есть для работы на перспективу. В плане цифровой трансформации мы сейчас в начале пути, поэтому вклад в человеческие ресурсы для нас имеет первостепенное значение.
Фото: Федеральное дорожное агентство
Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через