Безопасность, эффективность, комфорт
Sitronics Group — российская ИТ-компания, реализующая цифровые проекты для бизнеса и государства, занимающаяся внедрением комплексных решений для умного города, безопасности, транспорта, а также цифровизацией стратегических отраслей экономики. За много лет компания накопила существенный опыт в проектировании и внедрении интеллектуальных транспортных систем и их элементов.
О цифровых разработках для управления транспортными потоками, дорожным движением, парковочными пространствами и о проектах по цифровизации управления транспортной инфраструктурой города рассказал руководитель направления по продаже решений в сфере транспорта Sitronics Group Игорь Ежков.
— Игорь Геннадьевич, многопрофильная компания Sitronics Group является одним из ИТ-лидеров, предлагающих широкий комплекс решений для цифровой трансформации экономики, в том числе и в области интеллектуальных транспортных систем, транспорта, умного города, транспортной безопасности. Расскажите о ваших основных проектах в области цифровых технологий на транспорте.
И. Е.: Направление цифровых технологий на транспорте — один из наших ключевых фокусов внимания. Поэтому разнообразных проектов для транспортной инфраструктуры у нас в проработке действительно много.
В настоящее время наша группа компаний ведёт целый комплекс инициатив: запускает спутниковые группировки для автоматической идентификационной системы судов, дистанционного зондирования Земли, разрабатывает решения для морской и речной навигации, строит зарядную инфраструктуру для частных электромобилей и городского транспорта, служебных автомобилей корпоративных клиентов с системой управления зарядными станциями. Например, совсем недавно «КАМАЗ» и Sitronics Group заключили соглашение о реализации совместных проектов по электрификации транспорта. Также компания реализует проекты по использованию автоматизированных станций взлета и посадки беспилотных дронов с применением систем видеоаналитики для мониторинга транспортных, пассажирских потоков и контроля за транспортной инфраструктурой. Мы создаем полноценный портфель цифровых продуктов и решений для использования в проектах для умного города и транспорта.
— Расскажите о ваших разработках, проектах и опыте внедрения ИТС.
И. Е.: Компанией Sitronics Group накоплен солидный опыт в проектировании и внедрении интеллектуальных транспортных систем и решений для умных городов в регионах страны. Это и новейшие цифровые разработки для управления транспортными потоками, дорожным движением, парковочными пространствами, системы регулирования и подсчета транспортного и пассажиропотока.
Такие цифровые решения предусматривают «умное» управление, а также моделирование и прогнозирование событий на улично-дорожной сети для повышения качества и оперативности принятия решений, выработку рекомендаций по применению возможных сценариев реагирования в ситуациях ухудшения метеоусловий, скопления пассажиров на остановках, возникновения ДТП или заторах на дороге. Например, при скоплении пассажиров на остановках могут быть созданы и направлены заявки на уменьшение интервала движения общественного транспорта и запрос о необходимости проверки предоставления приоритета транспорту в районе остановки. Также с помощью системы видеонаблюдения и видеоаналитики можно осуществлять подсчет транспорта и пассажиропотока на остановочных павильонах и в общественном транспорте, контролировать текущее местонахождение транспорта, обеспечивать в нем безопасность и мониторинг качества выполнения транспортной работы.
Внедрение Цифровой платформы управления транспортной системой (ЦПУТС) от Sitronics Group позволяет повысить уровень безопасности и комфорта передвижения на дорогах, эффективно использовать существующую дорожную инфраструктуру и обеспечить мобильность населения. Решение является составной частью программной архитектуры интеллектуальных транспортных систем, реализуемых в настоящее время в городских агломерациях России.
В рамках той же программы ИТС наша компания ведет целый ряд проектов по цифровизации управления транспортной инфраструктурой города и внедрению таких решений, как, например, «цифровой светофор», «умный перекресток», «умный пешеходный переход» и «умная остановка».
Такие решения являются универсальными с точки зрения их воздействия на городскую инфраструктуру и позволяют быстро и ощутимо повышать комфорт и безопасность разных категорий участников городского движения — как водителей, так и пешеходов.
Совсем недавно мы разработали платформу для управления парковочным пространством. Ее внедрение в регионах позволит упростить реализацию парковочных пространств для городов, сделать парковки максимально удобными для водителей, а также оптимизировать и обеспечить максимальную загрузку. Оплата парковочных мест и их бронирование реализуется с использованием мобильного приложения. Причем это одно из тех решений, которое, хоть и разрабатывалось в первую очередь для города, но по факту оказывается востребованным и коммерческими компаниями, в основном девелоперами/застройщиками и управляющими организациями. Вопрос эффективного и удобного паркинга сейчас очень актуален и для жилой, и для коммерческой недвижимости.
Говоря о наработках и, особенно, о внедрении ИТС, нельзя не упомянуть финансовый вопрос.
Работая над многообразием сервисов нашего портфеля, мы создаем собственную экосистему цифровых решений и продуктов, которые могут применяться как в проектах умных городов, так и для создания ИТС в городских агломерациях. Такой комплексный подход существенно облегчает и сокращает затраты, сроки реализации проектов и позволяет добиться существенной оптимизации расходов на дальнейшую эксплуатацию. Совсем скоро будет остро стоять вопрос поддержки и эксплуатации создаваемых ИТС в агломерациях, так как в рамках текущих условий регионы получают финансирование только на их создание, все расходы на дальнейшее содержание систем ложатся на региональные бюджеты. Соответственно, регионам нужно будет изыскивать средства на эксплуатацию или искать пути монетизации проектов ИТС.
По нашей оценке, эксплуатационные расходы региона на содержание систем ИТС можно разделить на три направления:
- содержание самих светофорных объектов (дорожные контроллеры и светофоры) и дополнительного оборудования (детекторов транспорта, обзорных видеокамер, метеостанций);
- содержание создаваемого в рамках ИТС центра обработки данных и программных платформ;
- расходы на организацию и предоставление «последней мили» — высокоскоростных каналов связи от центров управления дорожным движением и центров обработки данных до светофорных объектов на улично-дорожной сети агломерации. На опыте наших проектов мы в том числе работаем над вопросом оптимизации данных расходов. Отдельное внимание уделяем снижению эксплуатационных затрат на содержание светофорных объектов и дополнительного оборудования.
Например, наш продукт «Цифровой двойник светофора» одной из основных своих целей имеет задачу снижения затрат на эксплуатацию и повышение качества обслуживания светофорных объектов. Решение обеспечивает в режиме реального времени удаленный мониторинг состояния дорожного контроллера и светофорных панелей, дополнительного оборудования, визуализирует данные ряда параметров — потребляемая мощность, напряжение питания, текущее состояние дорожного контроллера и светофорных панелей, температуру внутри дорожного контроллера, несанкционированное открытие шкафа дорожного контроллера и другие дополнительные параметры.
Используя данный инструмент, можно существенно сократить расходы на эксплуатацию за счет удаленного мониторинга и диагностики состояния светофорных объектов, а также в целом повысить безопасность дорожного движения за счет уменьшения времени, в течение которого не работает светофор на перекрестке. Эффект экономии достигается за счет снижения числа выездов на объекты, особенно на удаленные, сокращение затрат на обслуживание, снижение расходов на топливо и уменьшение вредных выбросов в атмосферу. В ближайшее время планируется ввод дополнительного функционала, предсказывающего возможный отказ оборудования за счет применения технологий нейросетей.
— Расскажите о тех эффектах, которых удалось достичь при реализации проектов в области интеллектуальных транспортных систем.
И. Е.: Выше мы уже упомянули о влиянии ИТС на экономику города и городских служб. Но, несомненно, важной задачей цифровизации транспортных систем является влияние на социальные и инфраструктурные аспекты.
Обычно, когда идет разговор об эффективности ИТС после внедрения, приводят проценты улучшения характеристик транспортных потоков, и это вполне обоснованно. Однако напрямую посчитать реальный экономический эффект от внедрения ИТС в настоящее время затруднительно. Это связано с тем, что использование таких систем находится на начальном этапе, а для оценки экономических результатов необходимы исторические данные, накопленные системой, которых зачастую недостаточно или они отсутствуют вовсе. Сейчас можно говорить о возможных эффектах второго или третьего порядка (которые, тем не менее, в современном мире лишь наращивают свою актуальность) — например, снижении вредных выбросов в атмосферу из-за уменьшения количества времени простоя транспорта в пробках, равномерном распределении нагрузки на дорожные сети городской инфраструктуры, снижающем износ дорожного плотна, ускорении экономических процессов за счет сокращения задержек при доставке грузов и пассажиров и т. п.
Говоря об эффектах от реализации ИТС не стоит забывать и о жителях городской агломерации, которые являются одними из главных потребителей дорожных сервисов. Наша компания старается оценивать эффекты от внедрения ИТС как с точки зрения муниципалитетов или региональных органов государственной власти, так и с точки зрения повышения комфорта для жителей и участников дорожного движения. И здесь речь идет в первую очередь о применении нового современного оборудования и технологий: современных светофоров, обеспечивающих снижение уровня дорожно-транспортных происшествий, использовании мобильных приложений с цифровыми сервисами для участников дорожного движения, и многих других элементах, меняющих жизнь горожан к лучшему. Каждый участник дорожного движения должен чувствовать, что в городе работает интеллектуальная транспортная система.
Вернемся к теме светофоров. К сожалению, в рамках реализации ИТС обычно происходит замена дорожных контроллеров, но сами светофорные панели могут оставаться прежними или просто обновляются на светодиодные или более новые. При этом светофорные панели, устанавливаемые на перекрёстках, являются важнейшим элементом регулирования дорожного движения и обеспечения безопасности, и даже незначительное изменение внешнего вида панелей и способа отображения информации ведет к снижению количества ДТП на данном участке уличной дорожной сети. В решениях Sitronics Group мы применяем динамическую регулировку яркости свечения светодиодов на светофорных панелях, и уже за счет этой простой функции можно достичь до 45% снижения расходов на электроэнергию на светофорном объекте, снизить нагрузку на светодиоды — они дольше служат. Дополнительно к этому, за счет снижения яркости в темное время суток, свет от светофорных панелей не слепит водителя и обеспечивает более комфортное и безопасное передвижение по городу. Благодаря особой конструкции светофорных панелей светофор хорошо виден при ярком солнечном свете. Внедрение динамической регулировки яркости и изменение дизайна светофорной панели обеспечивает сразу три эффекта: снижение ДТП, экономию электроэнергии и продление срока эксплуатации. Это позволяет нам давать трехлетнюю гарантию на светофорные панели и дорожный контроллер.
И реализация этого с технической стороны не является сложной, но требует переосмысления привычных подходов. В текущем стандарте, касающемся светофоров, в принципе нет обязательной системы динамической регулировки их яркости.
— Какую работу вы ведете по развитию интеллектуальных транспортных систем в субъектах РФ?
И. Е.: Для нашей компании ИТС — это неотъемлемая часть умного города, и именно такой подход обеспечивает возможность использовать технологии, применяемые для ИТС, и в других направлениях, связанных с реализацией проектов «Умный город».
Sitronics Group входит в рабочие группы проекта «Умный город», принимала активное участие в «Цифровых прокачках регионов», организованных АНО «Цифровая экономика» в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Тюмени, на Алтае. На этих мероприятиях активно обсуждаются текущие проблемы регионов по транспортной тематике и предлагаются возможные варианты эффективных решений существующих проблем. Со своей стороны мы рассказываем о передовых решениях и подходах, связанных с внедрением интеллектуальных транспортных систем, демонстрируем наши цифровые продукты и платформы. Сейчас наиболее актуальными в регионах являются вопросы эффективного управления движения общественным транспортом и внедрения ИТС.
Такие взаимодействия дают нам бесценный опыт и обратную связь непосредственно от представителей региона, что самым прямым образом влияет и на улучшение качественных характеристик наших разработок.
Ежегодно мы принимаем участие в отраслевых форумах, в том числе проводимой два раза в год выставке «Интеллектуальные транспортные системы России. Цифровая эра транспорта». Также наша компания взаимодействует с рядом региональных производителей оборудования, решая вопросы по стандартизации протоколов обмена данными для разных типов дорожных контроллеров.
Сейчас мы ведем активную работу по продвижению нового стандарта светофорных панелей, обеспечивающих расширенные возможности по управлению дорожным движением, по существу, светофорная панель становится интерактивным дисплеем, предоставляющим водителю всю необходимую информацию о возможных вариантах движения при подъезде к перекрестку (существующий ГОСТ на светофоры практически без изменений дошел к нам с 1936 г.) Такой подход позволяет кратно снизить количество ДТП на сложных перекрестках и помогает водителю ориентироваться в незнакомой дорожной обстановке.
— Кроме ИТ и платформенных решений, какими технологическими разработками, поддержкой технологических проектов вы занимаетесь?
И. Е.: Как я уже говорил, мы предлагаем нашим заказчикам экосистему решений, интегрированных между собой, с единым дизайном, что дает возможность собирать необходимую систему из готовых элементов любой сложности под любые задачи.
Отдельное направление представляет создание инфраструктуры зарядных станций для электротранспорта. Как уже упоминал, в ноябре текущего года было подписано соглашение между ПАО «Камаз» и Sitronics Group о долгосрочном сотрудничестве в части создания и продвижения комплексного продукта для агломераций и регионов России, для распространения использования пассажирского электротранспорта на базе отечественных решений.
Также развиваем направление беспилотных летательных аппаратов с автономными роботизированными станциями базирования «Дронопорт». Система таких станций позволяет в автономном режиме и при минимизированном участии операторов решать задачи по мониторингу городской среды и интеллектуальной обработке полученных данных. Станция в полностью автоматическом режиме осуществляет запуск и посадку дронов, зарядку батарей. В комплекс входит программная платформа «Центр управления полетами» для приема, обработки заявок на полеты, формирования маршрутов, подготовки отчетов и удаленного контроля данными по полетам. Ряд пилотных проектов, обеспечивающих мониторинг транспортных потоков с использованием систем видеоаналитики уже реализуются в Москве и городах РФ.
Помимо привычных компетенций у нас есть и эксклюзивные на рынке навыки. Так, Sitronics Group производит спутниковые компоненты и платформы малых космических аппаратов. В планах нашей компании — запустить спутниковую группировку из 157 спутников к 2025 году. Основные задачи — дистанционное зондирование Земли, навигация судов, мониторинг пожаров. Возможности по дистанционному зондированию могут стать максимально эффективной технологией для создания цифровых двойников, в том числе для крупных городов. Виртуальная модель города предоставляет возможность принимать максимально эффективные управленческие решения.
— Какую работу ведет Sitronics в направлении безопасности данных, собираемых с ИТС, и проектов в области обеспечения безопасности КИИ?
И. Е.: Безопасность инфраструктуры ИТС складывается из многих компонентов. Это и защита доступа к дорожным контроллерам (наши контроллеры, например, оснащены датчиками открытия двери), и шифрование данных, передаваемых от светофорных объектов в ЦОД, и безопасная передача команд управления, направляемых из ЦОД на светофорные объекты. Также это защита периметра активной сетевой инфраструктуры ЦОД и центра управления дорожным движением от внешних угроз и атак на отказ в обслуживании, защита данных в дата-центре, авторизация и ограничение доступа к системам и данным, и многое другое.
Поскольку за плечами у нас многолетний опыт системной интеграции, то, разумеется, в рамках реализации ИТС мы предлагаем комплексный подход, начиная от проведения аудита информационных систем и процессов, а также оценки рисков и текущего уровня зрелости процессов информационной безопасности до выполнения полного цикла работ по разработке технической и проектной документации, необходимой при создании систем информационной безопасности на транспорте.
— Как вы обрабатываете, тестируете получаемые данные с ИТС? В чем вы видите проблему в этом секторе?
И. Е.: Если рассматривать интеллектуальную транспортную систему как систему помощи для принятия решений, основанную на технологиях искусственного интеллекта, то ИТС — это сборщик цифровых данных, получаемых в режиме реального времени с городских подсистем, детекторов, датчиков, сенсоров, контроллеров. Все эти данные собираются на высокопроизводительную интеграционную шину, которая способна обрабатывать получаемые данные с большого количества систем и устройств в режиме реального времени, нормализовать их (определять ложные данные) и сохранять в базе данных ИТС для последующей аналитики.
Если говорить о проблемах, то с нашей точки зрения их несколько. Первая — это источники. Не все из них сейчас могут передавать данные именно в режиме реального времени, передача данных может сопровождаться задержками от 15 минут до нескольких часов. Вторая проблема — отсутствие стандартных протоколов обмена (так называемых API между системами), которое может приводить к невозможности получения данных из какой-то конкретной системы, требующей модернизации. И следующая проблема — количество источников данных, которые следует рассматривать для того, чтобы принять верное решение об управлении трафиком в городе. Чем больше источников данных, тем дороже будет система в целом.
На уровне зрелости ИТС 1 таких источников сейчас три — детекторы транспорта, метеостанции, система управления общественным транспортом. На следующем уровне уже 4, соответственно мы сразу создаем цифровую платформу с запасом по части количества источников одновременно обрабатываемых данных.
— Одним из направлений деятельности компании, способствующим оздоровлению экологии города за счет снижения выхлопных газов, является создание зарядной инфраструктуры для электротранспорта. Расскажите поподробнее про данное направление.
И. Е.: Sitronics Group предлагает несколько направлений развития зарядной инфраструктуры в городах: это общедоступные зарядные станции и связанное с этим расширение сети ЭЗС для частных электромобилей, включающее в себя их установку под ключ с интеграцией с системой управления, сервисное обслуживание и поддержку пользователей.
Следующее направление — ультрабыстрые зарядные станции для электробусов. Здесь мы предлагаем полный комплекс услуг, начиная от проектирования и поставки оборудования до подключения зарядных станций к системе мониторинга и управления ими. К примеру, совместно с ПАО «Россети» Sitronics Electro построил зарядную инфраструктуру более чем для 200 электробусов в Новой Москве.
Еще в качестве примера перспективного развития направления хочу отметить, что в Ростове-на-Дону началась тестовая эксплуатация электробуса КАМАЗ и зарядной станции от Sitronics Electro, и в ближайшее время мы совместно с «КАМАЗ» будем комплексно развивать электротранспорт и зарядную инфраструктуру в Ростовской области.
Для организаций, у которых уже есть зарядные станции, мы предлагаем сервис мониторинга и управления через наше мобильное приложение Sitronics Electro. Также в это направление включена круглосуточная поддержка пользователей и при необходимости модернизация существующего у заказчика программного обеспечения.
Мы создаем зарядную инфраструктуру для корпоративных парков электромобилей, для любых типов электротранспорта, включая легковые коммерческие и пассажирские.
Кроме того, мы предлагаем систему управления, которая обеспечивает мониторинг хода зарядных сессий, загрузки станций в режиме реального времени и возможность формирования отчетов по использованию ЭЗС и расходу электроэнергии.
И, говоря об электротранспорте, нельзя не упомянуть, что нашу группу компаний входит первый серийный производитель экологичных судов на электрической тяге в России Emperium. Со следующего года они будут выполнять регулярные речные пассажирские перевозки и прогулочные рейсы в нескольких городах России.
— Это лишь незначительная часть свежих примеров текущих проектов и амбициозных планов по развитию данного направления. Sitronics Group активный участник рабочей группы «Кадры для цифровой экономики». Как в компании реализуются проекты в части развития кадров?
И. Е.: Эксперты Sitronics Group входят в состав нескольких рабочих групп федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», что позволяет участвовать в актуализации образовательных программ подготовки профессионалов для кадрового суверенитета, а также развивать систему профессиональных стандартов. Помимо этого, группа компаний приняла участие в оценке образовательных программ для подготовки ИТ-кадров страны в рамках проекта «Приоритет-2030».
Sitronics Group сотрудничает с рядом университетов страны в целях развития научно-исследовательского и кадрового потенциала. Активное взаимодействие ведется с МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГИМО, САФУ, АлтГУ, МГТУ «СТАНКИН», Университетом Иннополис и другими университетами.
В июле Sitronics Group подписала соглашение о сотрудничестве с Университетом Иннополис. В сферу совместных интересов вошли проекты в области видеоаналитики, микроэлектроники, беспилотных летательных аппаратов и геоинформации. Эксперты компании — постоянные участники отраслевой рабочей группы «Цифровизация городского хозяйства» под эгидой Университета Иннополис, в которой особое внимание уделяется активно внедряемым Sitronics Group технологиям развития «Умного города». Недавно рабочая группа актуализировала две образцовые образовательные программы: «Цифровое региональное и муниципальное управление», «Цифровое городское хозяйство». Они рекомендованы для широкого тиражирования.
На недавно прошедшем форуме «Технопром-2022» было подписано соглашение о сотрудничестве при создании одного из крупнейших Суперкомпьютерных центров России — «Лаврентьев» и развитии «умного кампуса» на базе Новосибирского Академического городка. С Алтайским государственным университетом ведется работа по тестированию новейшего серверного оборудования марки «СИТРОНИКС». Не так давно в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М. В. Ломоносова в ИТ-парке «Цифровая Арктика» Sitronics Group создана и торжественно открыта выставочная зона и виртуальный музей по заказу университета.
С недавнего времени проектирование новых моделей судов на альтернативной тяге для туристических и речных пассажирских перевозок, а также развитие современных технологий в сфере судовождения и учебного процесса с применением передового практического опыта осуществляется совместно с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом.
Эксперты Sitronics Group приняли участие в проекте «День IT-знаний», в рамках которого прошли уроки для школьников о видеотехнологиях и цифровых трендах. Сотрудники компании активно принимают участие в образовательных форумах и мероприятиях для будущих кадров. Например, Sitronics Group во время форума «Новые горизонты» для студентов Набережночелнинского государственного педаг-огического университета провела цикл лекций по повышению осведомленности пользователей в вопросах информационной безопасности, приняла участие в образовательном форуме «Алтай-Азия 2022: Евразийское образовательное пространство — новые вызовы и лучшие практики».
Сотрудничество с различными вузами в целях развития и внедрения цифровых и производственных технологий, подготовки профессиональных кадров для технологического суверенитета страны — важная задача, обеспечивающая более точную ориентацию образовательных учреждений на обеспечение реальных потребностей отрасли, в том числе для направления ИТС.
— Про будущее. Есть ли у вас разработки и проекты в области развития беспилотного движения?
И. Е.: Конечно! Это один из важных фокусов развития нашей группы компаний. Беспилотное движение в настоящее время представлено направлением автономной морской навигации. В решениях применяется как автономное управление судами, так и дистанционное управление под контролем из центра управления. В разработке применяются технологии искусственного интеллекта, чтобы снизить аварийность и влияние человеческого фактора в управлении судами. Данными системами могут оснащаться как новые, так и уже действующие суда. Вне всяких сомнений, что эта тема с каждым годом будет всё более и более актуальна.
— Игорь Геннадьевич, как вы оцениваете уровень развития интеллектуальных транспортных систем в нашей стране, какие вы видите проблемы и пути развития?
И. Е.: В настоящее время благодаря реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» агломерации с населением 300+ тыс. внедряют интеллектуальные транспортные системы для совершенствования управления дорожным движением на базе дополнительных источников данных, получаемых от детекторов транспортных потоков, метеостанций, результатов обработки видеопотоков нейросетями для выявления ДТП на улично-дорожной сети, данных от систем управления дорожным движением. Параллельно с этим процессом идет создание систем хранения исторических данных, которые через года полтора могут быть использованы в системах предиктивной аналитики и стать основой систем помощи принятия решений при управлении дорожным движением.
Данный процесс приведет к практически полной цифровой трансформации процессов управления дорожным движением, попутно развивая целые отрасли производства оборудования для систем ИТС, разработки цифровых платформ, а также к запросу на специалистов, умеющих применять данные цифровые инструменты для достижения целей, которые ставятся при внедрении ИТС. Таким образом, транспортная отрасль как часть умного города становится флагманом, проактивным, продвинутым и эффективным.
Как ИТ-компания мы видим запросы в решении задачи, связанной с массовым применением цифровых платформ различных производителей, не стандартизованных по сервисам и интерфейсам.
Конкуренцию, конечно же, нельзя ограничивать, но ввести стандартные требования к эргономике и дизайну программных продуктов, а также стандартизации протокола обмена данными имеет смысл. Это привело бы к значительному сокращению времени обучения работе с платформами, облегчило бы интеграцию систем как внутри городской агломерации, так и при взаимодействии с ИТС соседних городских агломераций. То же самое можно сказать о стандартизации протоколов управления дорожными контроллерами, светофорными панелями и другими цифровыми устройствами, расположенными на уличной дорожной сети. Так, в зарубежных системах управления дорожным движением уже достаточно давно введены единые протоколы обмена данными между всеми цифровыми устройствами, обеспечивающими управление дорожным движением, соответственно, все производители стремятся выполнять требования данных стандартов, тем самым обеспечивая быструю и эффективную интеграцию устройств.
Фото: Интеллектуальные транспортные системы России (ИТС России) / пресс-служба Sitronics
Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через