баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Региональное развитие ИТС

Рейтинг 5
5620
Игорь Евстигнеев
начальник управления внедрения цифровых технологий ФАУ «РОСДОРНИИ»

Для сохранения лидерских позиций на международной технологической арене необходимо в кратчайшие сроки разработать и внедрить эффективное регулирование дорожного движения на базе цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта. О региональном развитии интеллектуальных транспортных систем, цифровых технологиях, формировании центра компетенций рассказал начальник управления внедрения цифровых технологий ФАУ «РОСДОРНИИ» Игорь Евстигнеев.

Современная организация дорожного движения требует уже совсем другого уровня осведомленности. Необходимо контролировать не только деятельность самого автомобиля, но и прилегающую транспортную обстановку. Назначение цифровой дороги — помочь водителям поддерживать безопасную скорость и дистанцию, осуществлять перестроения, избегать обгона в критических ситуациях и безопасно проходить дорожные пересечения.

Использование на транспорте только старых телекоммуникационных технологий приводит к тому, что изначально, даже на стадии проектирования, система становится заведомо неконкурентоспособной.

Не забывая о старых положительных разработках, надо думать о внедрении совершенно новых услуг и сервисов ИТС на дорогах России.

Сегодня ФАУ РОСДОРНИИ ставит перед собой задачу формирования на своей базе центра компетенции в области как интеллектуальных транспортных систем, но и цифровых технологий на транспорте в целом.

Фото-внутри-статьи-Евстигнеев-1.jpg

Во всем мире непрерывно возрастают масштабы дорожного движения, которое является основой и непременным условием устойчивого экономического роста, с одной стороны, и источником комплекса транспортных и экологических проблем, с другой стороны. Одной из наиболее актуальных проблем является перегруженность дорожных сетей. Прежде всего эта проблема характерна для ключевых магистралей, по которым осуществляются значительные объемы грузовых и пассажирских перевозок, а также для улично-дорожных сетей (УДС) городов, где сосредоточена большая часть парка личного автотранспорта. На сегодняшний день в мире накоплен значительный опыт реализации мероприятий, направленных на решение данной проблемы. Это меры, направленные на повышение максимальной пропускной способности УДС, на повышение эффективности использования существующей УДС (совершенствование организации дорожного движения, включая развертывание интеллектуальных транспортных систем, а также меры, направленные на регулирование объема и структуры транспортного спроса (введение различных ограничений на движение и парковку автотранспортных средств, снижение потребностей экономики и населения в перевозках за счет мероприятий в сфере территориального планирования, использования различных моделей мобильности на основе совместного пользования автотранспортом — каршеринг, карпулинг и т. д.).

Городская среда еще никогда не была такой сложной и не менялась так быстро, как сейчас. Благодаря продолжающемуся росту автомобилизации границы многих городов фактически размываются. Городское население все активнее переселяется в пригород, превращая эту часть территории в продолжение города. Поэтому необходимость обеспечения транспортной доступности разрастающихся поселений, возможности маятниковой миграции вынуждают рассматривать УДС города и пригорода как единую транспортную инфраструктуру, обеспечивающую полноценное функционирование городской агломерации и повышение качества жизни населения.

Практика показывает, что в случае отсутствия такого документа, как программа мероприятий по созданию ИТС, практически невозможно обеспечить ее согласованное и планомерное формирование в крупном городе, причем во взаимоувязке с его территориальным, планировочным и функциональным развитием.

Фото-внутри-статьи-Евстигнеев-2.jpg

Цель современной ИТС в городской агломерации сводится к формированию своего рода экосистемы транспортно-логистических и информационных сервисов на базе передовых цифровых технологий и платформенных решений, которые обеспечивают гармоничный баланс функционирования личного и общественного транспорта, что позволяет обеспечивать безопасность транспортной среды и улучшать качество жизни граждан.

ФАУ «РОСДОРНИИ» видит ключевой задачей создание эффективной системы, управляющей дорожным движением в городской агломерации, в том числе в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Для этого важно обеспечить лучшее понимание транспортными специалистами широкого спектра возможных стратегий, инструментов и технологий, которые могут быть использованы для обеспечения управления и эксплуатации УДС городов.

В подавляющем большинстве городов крайне мало возможностей для принципиального улучшения транспортной ситуации. Расширять старые улицы и строить новые под существующие и перспективные объемы транспортных потоков не так-то просто, а чаще всего и вообще невозможно.

Очевидно, что наиболее эффективным подходом в решении транспортных проблем города является комплексный подход, обеспечивающий развитие транспортной инфраструктуры, совершенствование организации дорожного движения и одновременно пересмотр градостроительных приоритетов в направлении снижения селитебно-трудовой несбалансированности планировочных зон, формирования условий для приоритетного развития общественного транспорта.

Эти пути не исключают друг друга, а дополняют. Главная задача сегодня — определить путь наиболее эффективного вложения финансовых ресурсов, который даст наибольший результат на вложенный рубль. Мировой опыт показывает, что это совершенствование ОДД и создание ИТС. За стоимость одного искусственного сооружения (одной развязки на УДС) можно создать ИТС целого городского района.

Создание ИТС дает снижение задержек транспортного потока не менее 15–20% для всего города, что многократно превышает эффект от вложений в строительство единичного объекта.

Важно отметить, что ИТС является одним из наиболее эффективных направлений стабилизации и улучшения транспортной ситуации в городах. Срок их окупаемости с учетом социально-экономического эффекта не превышает 2-3 лет — при том, что затраты на создание значительно ниже затрат на развитие транспортной инфраструктуры. К тому же имеющийся опыт свидетельствует о том, что интеллектуальное управление повышает эффективность работы даже самой несовершенной дорожной сети, способствует уменьшению числа ДТП и улучшению экологической ситуации.

Еще одним аргументом в пользу внедрения ИТС является затрудненность развития транспортной инфраструктуры при наличии плотной застройки и значительного количества мест исторического значения. В этих условиях улучшение управления транспортными потоками, приоритетное развитие общественного транспорта и повышение его привлекательности, которые немыслимы без ИТС, становятся основными направлениями улучшения транспортной ситуации.

Все отмеченное подтверждает актуальность задачи создания в городских агломерациях ИТС, ориентированной как на оперативное управление транспортными потоками, в том числе городского пассажирского транспорта, так и на информационное обеспечение участников движения и субъектов процесса управления.

Сейчас по уровню развития управляющих центров ИТС города в России (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи и Казани) значительно отстают от большинства аналогичных по численности городов в Европе и США.

Сегодня необходимо повышать эффективность функционирования подсистем ИТС и ускорять процессы их развития за счет:

  • формирования на государственном уровне единой политики, концепции и стратегии процесса развития ИТС с учетом имеющихся технических возможностей, в том числе стандартов по вопросам внедрения и состава ИТС;
  • создания единой технической политики в сочетании с исключением неэффективных и устаревших технических решений.
  • создания федерального центра компетенции и системы обучения и повышения квалификации.

Ключевым критерием эффективности ИТС должно стать соответствие предоставляемого транспортным комплексом уровня обслуживания и управления движением потребностям населения городских агломераций в Российской Федерации.

Практический опыт говорит о том, что в городе нужно настраивать регулярный, постоянный процесс мониторинга и управления дорожным движением. Требуется именно оперативное управление на основе реальных, объективных и динамически обновляемых данных, поступающих в реальном масштабе времени. Город не статическая математическая модель. Цифровизация транспортной сферы — сложная задача, однако без перевода в цифровой формат старых, классических сервисов и новых перспективных сервисов, в том числе связанных с обеспечением движения высокоавтоматизированных транспортных средств, современные ИТС невозможны.

Фото-статья-НацСетьИТС-3.jpg

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через