баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

ИТС в регионах: решения на базе Единой платформы управления транс-портной системой SmartMegapolis

Рейтинг 4.6
18045
Валентин Подловченко
генеральный директор «Мегаполис ИТ»

Рост пропускной способности на 18% и снижение смертности в ДТП — в том числе результат внедрения 16 модулей, которые разработала и поставила компания «Мегаполис ИТ» (рис.1). Внедрение ИТС позволило качественно улучшить ситуацию и сейчас у регионов есть прекрасная возможность использовать этот опыт и наработанную базу знаний для реализации своих ИТС-проектов.

Интеллектуальные транспортные системы — единственный и самый оптимальный вариант комплексного решения проблемы перегруженности дорог.

Специалисты компании «Мегаполис ИТ» уже более 10 лет занимаются разработкой и внедрением интеллектуальных транспортных систем. В основе ИТС лежит ЕПУТС SmartMegapolis — платформа, позволяющая автоматически находить и реализовывать самые эффективные сценарии управления как отдельными транспортными средствами или их группой, так и транспортной системой города в целом.

При разработке ЕПУТС SmartMegapolis специалисты компании старались придать ей гибкость и масштабируемость, учесть современные и потенциальные требования, чтобы создать сбалансированную и удобную систему транспорта для всех участников дорожного движения — водителей, пассажиров и пешеходов. Ведь комплексная стратегия развития транспортной системы не может заключаться в бесконечном наращивании полосности и строительстве дорог над дорогами.

Эффективное управление дорожным движением обеспечивает равномерную загрузку транспортной сети, не допуская перегрузки уязвимых зон, прогнозирует развитие транспортной обстановки и может изменять интенсивность транспортных потоков в городе.

Архитектура организации интеллектуальных транспортных систем состоит из трех основных подсистем и модулей:

  1. Локальный уровень, который включает в себя периферийное оборудование, установленное вдоль дорожно-транспортной сети — светофоры, камеры фотовидеофиксации, информационные табло, датчики телеметрии и т. д.
  2. Тактический уровень, обеспечивающий взаимодействие установленного оборудования и специализированного программного обеспечения, которое этим оборудованием управляет.
  3. Стратегический или модульный уровень.

Это и есть ЕПУТС, который в режиме реального времени подтягивает и агрегирует информацию из подсистем, а затем обеспечивает необходимую визуализацию данных. ЕПУТС строит графики, формирует отчеты, отображает статистику за период времени, строит прогнозы и т. д., тем самым позволяя принимать управленческие решения на основе актуальных данных, такие как планирование маршрутной сети, разработка схем организации дорожного движения и др. (рис. 2)

Именно комплексное ИТС-решение позволяет в итоге вывести работу служб, отвечающих за дорожно-транспортное хозяйство, на качественно новый уровень.

Практика применения

На примере Москвы можно отметить, что внедрение ИТС позволило качественно улучшить ситуацию с безопасностью дорожного движения. Целевой показатель, который установлен в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предполагает к 2024 году снижение смертности в результате ДТП в 3,5 раза от уровня 2017 года или до четырех человек на 100 тыс. населения.

По информации Росстата, в 2017 году на территории Москвы показатель количества погибших в ДТП человек на 100 тыс. населения уже равнялся 4, а по итогам 2020 года этот показатель удалось снизить ещё на 27,5%, до 2,9 чел. на 100 тыс. населения.

Помимо рекордно высокого уровня безопасности дорожного движения в Москве благодаря внедрению цифровых решений в управление городским транспортным комплексом удалось сократить время движения общественного транспорта. По данным Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, среднее время в пути от Московской кольцевой автомобильной дороги до центра на городском транспорте в часы пик сократилось с 56 минут в 2019 году до 55 минут в 2020. По сравнению с 2010 годом снижение составило 18% — с 67 до 55 минут. Это может показаться небольшим изменением, но важно помнить, что за этот же период количество автомобилей в Москве выросло с 5,5 до 7,7 млн. Т. е. несмотря на рост автомобильного парка в 40% снижение времени пробок в часы пик на 18% —великолепный показатель.

Основные выгоды применения ЕПУТС SmartMegapolis:

1. Платформа может взаимодействовать с любым оборудованием, ранее установленным на улично-дорожной сети. Это значит, что для первичного внедрения и эксплуатации не нужно предусматривать обязательную замену или модернизацию «железа».

2. Все модули платформы интегрируются с другими системами на основе открытых протоколов API. Это значит, что она может полноценно взаимодействовать и обмениваться данными с ПО, которое уже используют структуры, ответственные за организацию и безопасность дорожного движения.

3. Все модули платформы работают в тесном взаимодействии друг с другом, образуя синергетический эффект. Это значит, что данные, поступающие из разных подсистем и периферийных устройств могут быть интегрированы для вывода единой предиктивной аналитики с учетом исторических данных всех этих подсистем, что тем самым создаст многоуровневую целостную картину.

Преимущества системы

Относительно других ЕПУТС-решений, только SmartMegapolis внесено в Реестр российского программного обеспечения постановлением федерального Минкомсвязи. Более того, это единственное решение, которое полностью соответствует требованиям Министерства транспорта России, изложенным в № АК-74-р от 21 марта 2022г. и покрывает функциональность всех модулей ИТС. (рис. 3)

Модули SmartMegapolis объединены в единую экосистему, все они легко интегрируются, просты в обслуживании и эксплуатации, а также разработаны одной компанией, с единым стеком технологий и ответственностью за все информационные решения.

Важно отметить, что SmartMegapolis — полностью отечественная разработка, многие модули и компоненты которой также уже внесены в Реестр отечественного программного обеспечения, а оставшиеся находятся на стадии рассмотрения и планомерно пополняют реестр.

«Платформа SmartMegapolis отвечает всем требованиям заказчиков, а зачастую превышает их и предвосхищает ожидания. Мы внедряем действительно работающую сертифицированную систему, которая уже доказала свою результативность в максимально сложном с точки зрения транспортной инфраструктуры города — в Москве — и она полностью готова к любым задачам интеграции в регионах», — рассказывает Валентин Подловченко.

Что нужно учитывать при выборе ЕПУТС

В ЕПУТС может входить множество модулей, каждый из которых обеспечивает доступ к тому или иному функционалу, и в зависимости от требований города или региона этот функционал может быть точечно подобран.

Стоимость и модульность зависит от нужд каждого конкретного города. Важно отметить, что детали всегда выясняются в диалоге и специфику лучше всего рассматривать на местах, однако есть набор обязательных элементов, которые будет необходимо внедрить в любом случае.

В процессе проектирования и внедрения ИТС-систем регионы могут столкнуться с тем, что эффективная, не для вида реализация проектов требует пересмотра взаимодействия хозяйствующих субъектов. Наибольший эффект достигается там, где есть единый заказчик, единый центр управления и принятия решений по организации дорожного движения. В полномочия и зону ответственности центра входят как наблюдение и контроль за всей дорожной инфраструктурой (это светофоры, камеры, пункты весогабарита), так и задачи по достижению целевых показателей (снижение количества ДТП, сокращение времени движения транспорта и т. д.).

Если же заказчик ИТС-решения располагает ограниченными полномочиями, например, у него на балансе только камеры видеофиксации, а остальные подсистемы находятся в ведении других служб, то эффект от внедрения ЕПУТС, конечно, будет, но пострадают его функциональность и спектр решаемых задач. Возможности сбора данных для принятия решений будут ограничены. Именно поэтому важно начать с формирования единого центра ответственности.

Ещё одним из наиболее важных аспектов при внедрении ЕПУТС является экономия региональных бюджетных средств не только при создании, но и при эксплуатации и дальнейшем развитии цифровых платформ. Для городов и агломераций крайне важно исключить капитальную замену объектовых устройств и средств организации дорожного движения (ТСОДД), а также минимизировать риски впасть в зависимость от одного или нескольких вендоров, поставляющих аппаратные решения.

Представьте себе ситуацию от лица регионального Министерства транспорта: в вашем ведении находятся существующие информационные системы и большой парк объектового оборудования. Вы понимаете, что для запуска и успешной работы ЕПУТС необходимо либо заложить обновление всего парка устройств уже сейчас, либо предусмотреть модернизацию всего ЕПУТС в будущем (обновление объектовых устройств потребует модернизации и аппаратной части компонентов).

Первый вариант ведет к высоким капитальными затратам по времени, а второй — к необходимости повторного выделения средств на то, что и так нормально работало. Оба варианта увеличивают стоимость и поддержку на порядки. А также лишают транспортную ИТ-архитектуру ключевых атрибутов — гибкости и расширяемости.

ЕПУТС не монолит. Вся транспортная отрасль — это живой организм. И в настоящее время ИТ-платформы стали ее каркасом, обеспечивающим и поддерживающим множество разрозненных бизнес-процессов. Каждый год появляются более совершенные технологии и инструменты, поэтому регионам важно изначально, еще на старте, исключить вероятность жестких ограничений в будущем.

Именно поэтому так важно использование в компонентах ЕПУТС аппаратно-независимых программных решений, позволяющих исключить прямую зависимость от технических особенностей моделей и конфигураций оборудования. Благодаря этому у городов появляется возможность использовать существующие или внедряемые партнерами города/региона устройства — светофорные контроллеры, датчики, камеры, детекторы и пр. — и избежать зависимости от одного единственного поставщика «железа».

Расчет стоимости

Отдельно стоит подчеркнуть, что бюджет, выделяемый на развитие и эксплуатацию ИТС в Москве, не является константой для региональных проектов: стоимость системы и её обслуживания зависит от разветвлённости и масштаба инфраструктуры (количества светофорных объектов, видеодетекторов, камер фотовидеофиксации и т. п.) и многих других факторов. При грамотном подходе к проектированию и внедрению расходы на ИТС в регионах будут вписываться в рамки федерального финансирования.

Чтобы получить подробную и детальную информацию о том, с чего лучше начать внедрение, какие модули необходимы под задачи конкретного региона или города свяжитесь с офисом «Мегаполис Информационные Технологии» по телефону +7 (495) 902-75-01 или по электронной почте info@megapolis-it. ru. Наши специалисты проведут демонстрацию работы модулей ЕПУТС в ЦОДД Москвы, дадут подробную консультацию, проведут детальный анализ и помогут в выборе необходимых систем.

Автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД) является ключевым модулем платформы.

Пользуясь установленными на светофорных объектах камерами и детекторами транспорта, искусственный интеллект оценивает загруженность полос и направлений, учитывает наличие пешеходов, специального или общественного транспорта для выдачи приоритета движения в том или ином направлении.

Работа сложной математической модели позволяет учитывать транспортную обстановку на смежных перекрестках и оперативно реагировать на изменения, гибко подстраивая работу светофорных объектов и выравнивая транспортные потоки таким образом, чтобы увеличить пропускную способность и сократить время ожидания на перекрестке.

Синхронизация данных из различных систем позволяет сформировать полноценный цифровой двойник города, оценивая положение дел на дорогах в реальном времени.

«Комплексная система организации дорожного движения» (КСОДД) — основа будущего «умного города».

Система служит для моделирования и проектирования планов организации движения и дорожной инфраструктуры, она детально отображает объекты на улично-дорожной сети. С помощью КСОДД создаётся единая карта всей городской улично-дорожной сети с возможностью детального проектирования ПОДД с точностью до сантиметра и в соответствии с ГОСТ.

Подсистема позволяет автоматизировать жизненный цикл проектов от этапа подачи заявки до реализации на местности, что позволяет по каждому объекту, установленному на улично-дорожной сети, получить информацию о проекте, в рамках которого он был установлен. Модуль также содержит сервис, осуществляющий автоматические проверки наиболее часто встречающихся ошибок проектирования, что позволяет свести к минимуму ошибки в будущем и повысить качество проектной документации.

Важно! КСОДД полностью импортозамещает AutoCAD в области проектирования и организации дорожного движения.

Региональная навигационно-информационная система (РНИС)

Региональная навигационно-информационная система осуществляет контроль за перемещением транспортных средств во вверенных территориях с помощью технологии ГЛОНАСС. Являясь централизованной телематической платформой, отвечающей за сбор, хранение, агрегирование и передачу телематических данных о транспортных средствах и других объектах мониторинга, система предоставляет сервисы обмена информацией между поставщиками и получателями данных, позволяя вести наблюдение за различными категориями транспортных средств.

Динамическая транспортная модель (ДТМ)

Динамическая транспортная модель (ДТМ) оснащена дорожным графом и математическим алгоритмом, которые позволяют анализировать улично-дорожную сеть в режиме реального времени. Диспетчер использует функциональный модуль, чтобы проанализировать изменение скорости движения и проезда за любой период времени с выборкой по типу транспортных средств и прогнозом прибытия, смоделировать и скорректировать маршрут городского транспорта с учётом загруженности магистралей.

Сервис контроля пассажирских перевозчиков (АИС КПП)

Сервис контроля пассажирских перевозчиков (АИС КПП) решает одну из ключевых задач регионального управления общественным транспортом: выход на новый уровень в плане комфортности и качества оказываемых муниципальными и коммерческими перевозчиками услуг. Региональный центр управления с помощью сервиса контролирует работу всех типов городских ТС, отслеживает нарушения движения и потери связи с транспортом, а также качество выполнения перевозок и соблюдение расписаний.

Ключевые модули платформы ЕПУТС SmartMegapolis внесены в Единый реестр российского программного обеспечения.

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через