Интеллектуальные транспортные системы в регионах: эффективность, безопасность, перспективы.
В национальном проекте Безопасные и качественные автомобильные дороги с 2020 года активно развивается подпрограмма по созданию ИТС в городских агломерациях. Кластер ГЛОНАСС и Ассоциация «Цифровая Эра Транспорта» активно работали над продвижением этой темы. В итоге регионы получили возможность сделать большой шаг вперед в эффективности управления дорожным движением. В масштабе страны это стало прорывом для всей отрасли.
Догнать мегаполисы
Более пяти лет шел разговор о необходимости участия государства во внедрении цифровых технологий на транспорте и в дорожной сфере. Государство пошло навстречу объективной необходимости развития транспорта и умной дорожной инфраструктуры на благо жителей городов. Конкурс Росавтодора на создание ИТС в агломерациях показал, с одной стороны, большую востребованность этих изменений в регионах, а с другой, выявил много коммуникационных трудностей во взаимодействии чиновников и разработчиков, разницу в понимании предмета, в подходах, реальные проблемы внедрений. В ряде регионов поступившие средства были использованы не по назначению. Однако в то же время в других агломерациях за 2020-2021 год процессы организации ИТС продвинулись вперед, и уже можно говорить о положительных результатах. Дополнительно эта тема была усилена транспортной стратегией, утвержденной в декабре прошлого года кабинетом министров. Документ открывает перспективы развития интеллектуальных транспортных систем до 2035 года.
— Состояние ИТС в разных городах России до 2020 года было очень неоднородным. Где-то были лишь разрозненные элементы интеллектуальных транспортных систем, — чаще всего фотовидеофиксация и транспортная телематика, где-то не было и этого, а где-то данные уже поступали в городские и региональные ЦОДы. Регионы сильно отличались друг от друга, а большинство мегаполисов значительно ушли вперед в развитии этой темы, - рассказывает председатель Совета кластера ГЛОНАСС Александр Сёмкин.
— При этом важно отметить, что качество российских решений для транспорта и объектов инфраструктуры не уступает программным продуктам лучших зарубежных разработчиков.
А проблемы начинаются в фазе обработки собираемых данных и логически распространяются на формирование концепций их использования.
Информация с транспортных средств, дорожных камер и датчиков должна превращаться в аналитику, которую сервисы поддержки принятия управленческих решений предлагают чиновнику для улучшения обстановки на дорогах. Пока эта задача в большинстве регионов не решена. Понимая запросы рынка, группа компаний «Навигатор» разработала платформу управления транспортной системой, отвечающую за организацию дорожного движения «Навигатор ИТС».
Платформа подходит для уровня городских агломераций и регионов и обеспечивает сбор и анализ данных, поступающих со всех развёрнутых в городе или регионе подсистем ИТС. «Навигатор ИТС» позволяет управлять транспортной системой региона, оперативно реагировать на изменения дорожной обстановки, принимать обоснованные управленческие решения.
В рамках внедрения ИТС по нацпроекту платформа начала работать в городе Орле — месте «прописки» кластера ГЛОНАСС.
ИТС в действии
По результатам первого конкурса Росавтодора в 2020 году заявка, подготовленная ГК «Навигатором», заняла седьмое место из более чем 50 поданных проектов. До 2024 года на внедрение ИТС в Орле планируется потратить 360 миллионов рублей. Что удалось сделать в Орле за прошедшее время?
— Внедрение ИТС — это внедрение одной из самых сложных систем для региона. Потому что это объединение информационных технологий, технологий управления дорожным движением, математическая модель, подготовка к цифровым двойникам, инфраструктура связи плюс интеграция всех систем и много внешних согласований — с «безопасным городом», системой «Антитеррор». Еще в 2020 году мы настаивали на том, что нужен главный конструктор ИТС региона — высокопрофессиональный технический консультант, который отвечает за конвергенцию между дорожниками, транспортниками, айтишниками, под руководством которого и должна была строиться ИТС. Но в Орловской области, к сожалению, такой должности не появилось, — рассказывает Александр Сёмкин.
Однако резиденты кластера уже сделали многое из того, что планировалось в проекте. Зимой 2020-2021 года на «цифровые рельсы» перешло орловское Трамвайно-троллейбусное управление. Троллейбусы оснастили бортовыми терминалами и подключили к автоматизированной системе «Центр пассажирских перевозок Навигатор С2020». Внедрение новых технологий позволило выстраивать работу общественного транспорта в соответствии с потребностями пассажиров. Всего терминалами оснащено и подключено к автоматизированной системе управления более ста машин: трамваи, троллейбусы и большие автобусы.
Телематическими терминалами оборудована и техника МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке Орла». На навесном оборудовании установлены датчики угла наклона и камеры фиксации, что позволяет контролировать качество выполняемых работ. Кроме того, фиксируется маршрут спецтехники и именно по этим данным осуществляется приёмка работ по уборке города. До 2024 года планируется подключить к ИТС весь муниципальный транспорт города Орла.
К слову, эта подсистема для управления и контроля коммунальной техники орловского производства успешно работает с зимы 2020-2021 года и в Новокузнецке.
С июля по декабрь 2021 года в Орле появились восемь «умных остановок» с видеонаблюдением, информационным табло, кнопкой 112 и голосовым автоинформатором для слабовидящих пассажиров. Камеры отслеживают приближающийся транспорт, его фактическое прибытие, могут выявить нелегальные маршрутки и оставленные на остановке предметы, а также зафиксировать нарушение дорожных правил.
Разработка «интеллектуальной начинки» объекта принадлежит еще одному резиденту кластера ГЛОНАСС — компании «Единая национальная диспетчерская система». Подсистема «Умная остановка» — один из элементов Интеллектуальной транспортной системы Орловской городской агломерации.
Также на улицах Орла установлено 15 «умных» светофоров. Грамотно организованная система контроля и удаленной настройки светофоров меняет к лучшему ситуацию на дорогах: снижается количество пробок, аварий, сокращается время пути автомобилистов, повышается точность работы общественного транспорта. Данные с подключенного транспорта и стационарных средств наблюдений и контроля поступают на платформу «Навигатор ИТС», где происходит их обработка и анализ.
— Мы анализируем ход проекта внедрения ИТС в регионах и можем отметить, что наблюдается качественный переход от точечной реализации элементов интеллектуальных транспортных систем к обобщающим платформенным решениям.
Администрации городов как заказчики ИТС резонно хотят контролировать муниципальный транспорт и дорожную инфраструктуру.
Параллельно, конец 2021 года ознаменовался выходом нескольких нормативных документов Минтранса, которые недвусмысленно говорят о том, что общественный транспорт становится одним из драйверов развития всей городской транспортной системы и показателем эффективности внедрения ИТС на территории страны. Именно поэтому все агломерации будут вынуждены использовать платформы верхнего уровня для достижения измеримых результатов, которые повысят комфорт жизни, безопасность и удовлетворенность горожан работой транспортной системы. А у кластера уже есть такое решение, причем на данный момент мы не знаем для него аналогов в России, — резюмирует Александр Сёмкин.
Помимо внедрений подсистем и платформы ИТС в Орле, ГК «Навигатор» является разработчиком и соисполнителем по внедрению платформы управления транспортной системой города Тулы, реализованной по проекту БКАД. Продукты компании работают в Твери, Новокузнецке, Курске. На очереди другие регионы России.
Уже не за горами
Транспортная стратегия-2035 предполагает развитие беспилотного транспорта: увеличение доли беспилотных воздушных средств (БВС) для перевозок на удалённых и труднодоступных территориях, использование дронов и роботов-курьеров, не оставлен без внимания и автомобильный транспорт.
Уже несколько лет в России и за рубежом беспилотные автомобили создаются и тестируются. Искусственный интеллект на транспорте показывает хорошие результаты. Но, как отмечают эксперты, сейчас это проверяется в идеальных условиях: на качественных участках дороги, с высокоточной навигационной аппаратурой и широкополосными беспроводными каналами связи. При этом большая часть страны таких возможностей сейчас лишена. Если удалиться от Московской области хотя бы на 100 километров, то неизбежно возникают проблемы с сотовым покрытием. Между тем, беспилотное транспортное средство должно совершенно четко и качественно работать в любых условиях. Но в текущем моменте даже тревожной кнопкой ЭРА-ГЛОНАСС в России не везде можно воспользоваться. Казалось бы, миссия невыполнима. Но выход всегда есть, а иногда и не один.
— Понимая проблему отсутствия покрытия и широкую географию нашей страны, разработчики пытаются использовать технологии спутниковой связи. По соглашению с Минпромторгом в кластере разработана линейка уникальных, подходящих для любого автотранспорта навигационных терминалов «Горизонт-А». В едином устройстве совмещены функции АСН, ТСК и УВЭОС, для экосистемы ЭРА-ГЛОНАСС. Вся информация передается не просто по GSM-каналу, но и имеет возможность работать через спутниковые системы «Иридиум», «Гонец», «Коспас-Сарсат». Это единственное в России решение такого рода. Сейчас мы его начали тестировать совместно со спутниковой системой «Гонец» в реальных условиях — в самых отдаленных и труднодоступных районах нашей страны, рассказывает Александр Сёмкин.
Кроме того, создается линейка терминалов для водного транспорта по аналогии с автомобильным. Эти разработки могут быть применены на беспилотных автомобилях. Но есть и другая сфера, где хорошие результаты по беспилотному управлению техникой достигаются вне зоны доступа: в прямом смысле в полях. Речь об умной сельскохозяйственной технике. Ведь, по сути, вопрос в технологиях, а их внедрение на практике порой получает широкое отраслевое применение.
Цифра в полях
Цифровое сельское хозяйство — одно из стратегических направлений работы объединения. Несколько участников кластера более 20 лет развивают тему высокоавтоматизированных транспортных средств: комбайнов, тракторов, прицепного оборудования. А, кроме того, беспилотных летательных аппаратов.
В Белгородской области, в 2017 году группой компаний «ЦентрПрограммСистем» в тесном сотрудничестве с НТИ Аэронет создан полигон для апробации цифровых технологий в сельском хозяйстве. Беспилотники используются для комплексного мониторинга посевов и в целом состояния сельхозугодий. Данные, собранные коптерами используют для составления высокоточных карт полей и объектов инфраструктуры, карт дорог, рельефа местности: уклонов, высот, водотоков, карт-схем индекса развития растений, онлайн мониторинга сельскохозяйственных работ и даже биозащиты свинокомплексов от АЧС.
Однако в последние годы дроны используют не только как сборщиков данных, но и для выполнения сельхозопераций. От опрыскивания, до внесения биологических средств борьбы с вредителями роем беспилотников. Эти решения показывают высокую экономическую эффективность, и в соседней Беларуси уже используются фермерами в малых хозяйствах.
Кроме того, «сельскохозяйственные» компании кластера занимаются решением задач по удаленной диагностике и передаче заданий на умную технику, что, по сути, является подходом к беспилотным комбайнам.
Резидент кластера реализовал проект для сельхозтехники, работающей в зоне нестабильного покрытия. С Орловским государственным аграрным университетом получилось создать альтернативный канал передачи данных: mash-сеть. Суть в том, что в условиях нестабильного сотового покрытия каждая из единиц техники, работающая в поле, может стать базовой станцией для самоорганизующейся сети передачи данных. Например, как только один из комбайнов попадает в зону GSM-покрытия, он тут же собирает и передает данные со всех комбайнов, которые находятся в установленном радиусе действия радиосети.
— С ОГАУ кластер работает давно, на базе университета может быть реализован полигон для беспилотников — как наземных, так и летающих. Все это логично согласуется с транспортный стратегией и задачами, которые перед отраслью ставит государство, — отмечает Александр Сёмкин.
Куда движемся
Направления развития отрасли, обозначенные в документах Министерства транспорта, предполагают внедрение технологий искусственного интеллекта, сбора и обработки больших данных, систем распределенного реестра, технологий виртуальной и дополненной реальности, пространственного анализа и моделирования, информационного моделирования.
Часть этих технологий уже разработаны и используются резидентами кластера ГЛОНАСС. Анализ дорожного трафика, формирование цифровых моделей транспортной обстановки и оптимального построения маршрутов транспортных средств, создание единой платформы управления транспортным комплексом, цифровые двойники городов и дорожной инфраструктуры — в том числе и с применением данных беспилотных летательных аппаратов.
— Подпрограмма ИТС в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» позволила регионам получить финансирование и заложила основу для объединения всех региональных ИТС в единую национальную сеть. Это в дальнейшем послужит решению государственных задач. В плане софтовых решений наибольший стимул получают системы анализа и моделирования данных, системы поддержки управленческих решений, системы автоматизации транспортных процессов в городах. Это позволит повысить эффективность и качество оказания транспортных услуг для граждан России.
Фото: Интеллектуальные транспортные системы России (ИТС России)
Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через