Интеллектуальные транспортные системы: проблемы и решения
В настоящее время создание интеллектуальных транспортных систем является одним из приоритетных направлений развития и цифровизации дорожно-транспортного комплекса Российской Федерации. За прошедшее десятилетие созданы и развиваются ИТС в крупнейших городах страны: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, а также на скоростных автомобильных дорогах, в том числе – на участках платных дорог. О развитии ИТС в Российской Федерации, проблемах и решениях рассказал генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Станислав Набоко.
С 2019 года проводится большая работа в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» по созданию ИТС в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек.
В 2020 году межбюджетные трансферты из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в целях внедрения интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек, получили 27 городских агломераций из 22 субъектов Российской Федерации. Еще несколько субъектов Российской Федерации получили межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2021 году.
Анализ уровня развития ИТС в регионах по результатам анкетирования субъектов, проводимый ФАУ «РОСДОРНИИ» через систему оперативного управления.
«Эталон», показал, что в большинстве регионов созданы и развиваются различные инструментальные подсистемы ИТС. При этом создание подсистем ИТС происходит неравномерно. В первую очередь созданы подсистемы, обеспечивающие поступление финансовых средств в региональный бюджет, такие как подсистема регистрации нарушений Правил дорожного движения (ПДД) на основе комплексов автоматической фотовидеофиксации административных правонарушений (в 39,0% от общего количества опрошенных регионов) и подсистема весогабаритного контроля (в 9,4% опрошенных регионов). Для организации дорожного движения созданы подсистемы мониторинга параметров транспортного потока (в 23,4% опрошенных регионов) и подсистемы светофорного регулирования (в 5,3% опрошенных регионов). Подсистемы метеомониторинга, обеспечивающие городские службы содержания дорог данными о погодных условиях и неблагоприятных метеорологических явлениях, созданы в 9,4% опрошенных регионов.
В десятку лидеров по развитию ИТС с учетом масштабов внедрения инструментальных подсистем и количества установленного периферийного оборудования, помимо городских агломераций Москвы и Санкт-Петербурга, вошли следующие регионы: Республика Татарстан, Свердловская область, Московская область, Тюменская область, Ростовская область, Краснодарский край, Республика Башкортостан и Пермский край.
Казалось бы, понятие ИТС прочно вошло в повседневную практическую деятельность дорожно-транспортного комплекса и укоренилось в головах руководителей и специалистов в области организации дорожного движения, управления городскими пассажирскими перевозками, службами содержания дорог, организации городского парковочного пространства. Но реальность внесла свои коррективы. В ходе создания ИТС городских агломераций, региональных ИТС на автомобильных дорогах общего пользования, включая платные автомобильные дороги, выявились проблемы, которые затрудняют внедрение ИТС, ведут к нерациональному увеличению затрат на создание и эксплуатацию ИТС, задерживают ввод в промышленную эксплуатацию уже построенных систем.
О недостаточности нормативной правовой базы в сфере ИТС говорит уже тот факт, что в федеральных законах, регулирующих дорожно-транспортную отрасль, отсутствует целостное понятие ИТС.
Технические средства ИТС представлены в виде элементов обустройства автомобильных дорог или отдельных комплексов (автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств). Таким образом, ИТС в федеральных подзаконных правовых актах выступает в отрыве от своей интегрирующей функции, консолидации информационных и телематических технологий в целях обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта.
Отсутствие единой и достаточной нормативно-технической базы для создания ИТС негативно проявляется также на этапе проектирования. Состав инструментальных подсистем ИТС определяется ГОСТ Р 56294-2014 «Интеллектуальные транспортные системы. Требования к функциональной и физической архитектурам интеллектуальных транспортных систем» и Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № АК-60-р «Об утверждении методики оценки и ранжирования локальных проектов в целях реализации мероприятия «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек» в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». При этом основные функции и физическая архитектура инструментальных подсистем ИТС, указанными выше документами не определены, что оставляет возможность для недобросовестного трактования необходимого и достаточного состава инструментальных подсистем ИТС и количества элементов в их составе.
Решение данной проблемы ФАУ «РОСДОРНИИ» видит в реализации Перспективной программы стандартизации в сфере ИТС на период до 2026 года (далее — Программа стандартизации). Программа стандартизации направлена на ускоренное развитие нормативно-технической базы Российской Федерации в сфере ИТС и гармонизацию ее с международными стандартами. Программа стандартизации прошла широкое обсуждение с научно-экспертным и отраслевым бизнес-сообществом и подготовлена к утверждению в Министерстве транспорта Российской Федерации.
Оптимальное определение приоритетного состава инструментальных подсистем ИТС, количества и мест размещения периферийного оборудования возможно только при наличии документов транспортного планирования
(программы комплексного развития транспортной инфраструктуры и комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом, а для городских агломераций еще и комплексные схемы организации дорожного движения), определяющих на основании анализа существующего и прогнозируемого состояния дорожно-транспортного комплекса региона и математического моделирования его транспортной системы предложения по внедрению автоматизированных систем управления дорожным движением и выполнению других мероприятий, оказывающих существенное влияние на пропускную способность улично-дорожной сети региона и провозную способность маршрутной сети общественного транспорта.
В связи с тем, что техническая документация на создание ИТС разрабатывается в соответствии с ГОСТ 34.201-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем» и по закону не является проектной документацией объектов капитального строительства, то к ней не применимы нормативные требования к обязательной экспертизе проектной документации и проверке достоверности определения сметной стоимости даже при финансировании создания ИТС с привлечением средств федерального бюджета.
По результатам анализа уровня развития ИТС в регионах определено, что недостаточное внимание уделяется созданию подсистем информирования участников дорожного движения с помощью динамических информационных табло, знаков переменной информации или бортовых устройств транспортных средств и персональных коммуникационных устройств.
Слабо развиты или отсутствуют подсистемы дорожного видеонаблюдения и детектирования дорожно-транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций. В большинстве регионов на низком уровне находится автоматизация диспетчерского управления общественным транспортом и служб содержания дорог.
Решением данной проблемы может быть создание центра компетенции в сфере ИТС на базе ФАУ «РОСДОРНИИ» с приданием ему функций проведения обязательной экспертизы технической документации и проверку достоверности определения сметной стоимости на создание и развитие ИТС.
При создании ИТС в регионах часто используется оборудование и программное обеспечение зарубежного производства. По данным анкетирования регионов, наибольший объем отечественного оборудования и программного обеспечения инструментальных подсистем ИТС представлен в комплексах автоматической фото- и видеофиксации административных правонарушений Правил дорожного движения (до 95,6%). В других инструментальных подсистемах ИТС ситуация иная: общий объем отечественного оборудования в подсистемах мониторинга параметров транспортного потока составляет 73%, в подсистемах весогабаритного контроля — 70%, а в подсистемах метеомониторинга не превышает 29%.
С учетом того, что ИТС как автоматизированная система управления, функционирующая в сфере транспорта, является объектом критической информационной инфраструктуры, к ней применяются требования по импортозамещению программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования и радиоэлектронной продукции, используемых на объектах критической информационной инфраструктуры, независимо от категории значимости. Выполнению этих требований необходимо уделять особое внимание не только на этапе проектирования и создания ИТС, но и при реализации мероприятий по модернизации уже существующих технических решений ИТС. Отсутствие унифицированного подхода к созданию ИТС регионов потенциально ведет к нарушению пространственной связности транспортно-логистических комплексов сопредельных регионов и, как следствие, снижению качества транспортных услуг и повышению стоимости транспортной работы. Преодоление данной проблемы ФАУ «РОСДОРНИИ» видит в развитии ИТС регионов как национальной сети ИТС, информационно объединенной федеральной платформой национальной сети ИТС.
Подготовленный проект Концепции создания и функционирования национальной сети интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах общего пользования находится в настоящее время на согласовании в Министерстве транспорта Российской Федерации.
И наконец, нельзя обойти стороной вопросы, связанные с эксплуатацией уже созданных ИТС регионов.
Создание региональных ИТС, включающих ИТС городских агломераций, предполагает разграничение балансовой принадлежности технических средств, создаваемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов, что ведет к разделению ответственности эксплуатирующих организаций регионального и муниципального уровней.
Данную проблему целесообразно решать на организационном подготовительном этапе путем создания единого центра управления ИТС региона с последующей передачей полномочий по управлению ИТС городских агломераций на региональный уровень. Это позволит значительно снизить эксплуатационные затраты за счет применения единой платформы управления ИТС и оптимизировать бюджетные расходы на подготовку и содержание персонала ИТС.
Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через