баннер ИТС регионам Бурятиябаннер ИТС регионам Бурятия

Инновационные технологии обеспечения безопасности пешеходов: подходы к сохранению жизней

Рейтинг 0

Безопасность пешеходов на дорогах остается одной из приоритетных задач современного градостроительства и организации дорожного движения. Внедрение передовых технологических решений позволяет существенно снизить риски возникновения дорожно-транспортных происшествий и минимизировать их последствия. Рассказываем о том, как работает один из перспективных инструментов — проекционные пешеходные переходы.

Риски на дорогах

Несмотря на постоянное совершенствование дорожной инфраструктуры и внедрение новых технологий безопасности, проблема защиты пешеходов на российских дорогах по-прежнему остается крайне актуальной. По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ за 2023 год, наезд на пешехода является вторым по распространенности видом ДТП. Статистика неутешительна: 3 400 человек погибли, более 30 500 получили травмы различной степени тяжести.

Особую тревогу вызывает тот факт, что подавляющее большинство таких происшествий — почти 94% — случается в населенных пунктах, причем более 42% наездов происходит непосредственно на пешеходных переходах. С начала 2024 года на пешеходных переходах уже зарегистрировано 12131 ДТП, в которых пострадали 15194 человека, а 1223 погибли. Примечательно, что даже на нерегулируемых пешеходных переходах произошло 594 происшествия, унесших жизни 29 человек, а 602 получили ранения.

Время суток играет критическую роль в тяжести последствий дорожных происшествий с участием пешеходов. Хотя в дневное время происходит больше ДТП (61,2% от общего числа), на темное время суток приходится значительно больше летальных исходов. При 38,8% ночных ДТП количество погибших составляет 67,3% от общего числа жертв. Более того, тяжесть последствий наездов на пешеходов в темное время суток втрое превышает дневные показатели.

Сезонность также оказывает существенное влияние на статистику происшествий. Наиболее благоприятным периодом считается время с апреля по июнь, когда фиксируются самые низкие показатели смертности. Это напрямую связано с увеличением продолжительности светового дня. Однако с июля, когда световой день начинает сокращаться, наблюдается рост числа пострадавших, достигающий пика в октябре.

Среди основных факторов, влияющих на возникновение наездов на пешеходов, специалисты выделяют недостаточную развитость инфраструктуры безопасности, неправильное поведение пешеходов, отвлечение внимания водителей и проблемы с видимостью. Представленная статистика убедительно демонстрирует необходимость поиска новых комплексных решений для защиты пешеходов, особенно в темное время суток. Это требует как совершенствования дорожной инфраструктуры, так и разработки дополнительных мер безопасности, способных эффективно снизить количество подобных происшествий.

В ответ на эти вызовы государство предпринимает решительные меры. Согласно указу президента РФ Владимира Путина, поставлена амбициозная цель — к 2030 году сократить смертность в ДТП в полтора раза, а к 2036 году — вдвое. На смену национальному проекту «Безопасные качественные дороги» приходит масштабная программа «Инфраструктура для жизни», направленная на комплексное повышение безопасности дорожного движения.

Помощь пешеходу

Заботиться о сохранении жизни и здоровья пешеходов помогают разнообразные инструменты — от простых до сложных инновационных и высокотехнологичных разработок. Часть из них ориентированы на оптимизацию действий водителя и помощь ему с целью минимизировать вероятность наезда. Например, тепловизионные системы создают детализированное изображение дорожной обстановки, позволяя специальным алгоритмам классифицировать объекты и прогнозировать их движение. Данные выводятся на монитор перед водителем. Эта технология особенно эффективна в условиях ограниченной видимости, когда традиционные средства наблюдения малоэффективны.

Среди других перспективных инструментов — интеллектуальные системы освещения (ILS), которые представляют собой адаптивные комплексы, автоматически регулирующие интенсивность и направление света фар в зависимости от условий движения. Система учитывает скорость автомобиля, погодные условия и наличие встречного транспорта, обеспечивая оптимальную видимость без ослепления других участников движения.

Другое направление развития — решения, расположенные непосредственно на дороге. Например, физические средства ограничения, такие как барьерные системы (проще говоря, заборы вдоль края дороги), эффективно предотвращают несанкционированный выход пешеходов на проезжую часть. Особого внимания заслуживает опыт китайского города Ухань, где внедрены автоматические ворота на пешеходных переходах, синхронизированные с сигналами светофора. Пока горит красный, пешеход попросту не может выйти на переход.

Есть и хорошо знакомые россиянам «лежачие полицейские», вынуждающие водителей снижать скорость, чтобы не навредить своему транспортному средству. Но в Скнадинавии, к примеру, пошли дальше и разработали инновационную систему, которая при превышении водителем скорости на определенном участке дороги перед пешеходным переходом создает временное углубление в дорожном покрытии, физически вынуждая водителя снизить скорость. Но, разумеется, массовое применение подобного решения потребует существенных ресурсов на доработку дорожной инфраструктуры — как временных, так и финансовых.

Интересный опыт — использование оптических иллюзий для создания эффекта трехмерной разметки. Такие решения показали высокую эффективность в Индии и Исландии, особенно в зонах повышенной опасности около школ и детских садов. Полосы на дороге нарисованы так, что при приближении создают иллюзию парящих над переходом балок. Такие переходы заставляют водителей инстинктивно снижать скорость, воспринимая разметку как физическое препятствие.

Особого внимания заслуживают проекционные пешеходные переходы — инновационная технология, использующая светодиодные гобо-проекторы для создания яркого светового коридора на проезжей части.

Система обеспечивает видимость пешеходного перехода на расстоянии до 150 метров даже в сложных погодных условиях. Проекционная технология отличается долговечностью и неизменностью качества проекции, высокой видимостью в любых погодных условиях, независимостью от состояния дорожного покрытия и активным освещением пешеходов. На данный момент эта технология многие считают одной из самых перспективных.

Дело в проекции

Принцип работы этой системы основан на использовании светодиодных гобо-проекторов, установленных на специальных стойках над проезжей частью. Устройства создают яркий световой коридор, который фактически дублирует традиционную разметку «зебры». Главное преимущество такого решения заключается в том, что водители могут заметить пешеходный переход и самого пешехода на расстоянии 100-150 метров, даже в сложных погодных условиях.

В Москве, к примеру, первый экспериментальный проекционный переход появился на Таллинской улице еще в сентябре 2022 года. Система автоматически активируется вместе с уличным освещением, что особенно важно в зимний период с коротким световым днем.

Технология демонстрирует особую эффективность в сложных погодных условиях. Если традиционная разметка может быть плохо видна из-за снега, луж или грязи, то световая проекция остается четкой и заметной при любых обстоятельствах. Это особенно актуально для российского климата с затяжными осенними дождями и снежными зимами.

Отметим, что внедрение проекционных пешеходных переходов в России происходит с учетом строгих технических требований. Оборудование должно соответствовать многочисленным ГОСТам и техническим регламентам, включая требования по электромагнитной совместимости и безопасности. Растущий объем государственных закупок в этой сфере свидетельствует о признании эффективности данного решения.

Особое значение проекционные переходы приобретают вблизи образовательных учреждений. Их установка не только повышает физическую безопасность школьников, но и создает психологический комфорт для родителей, уверенных в безопасности своих детей по пути в школу и обратно.

Эффективность технологии подтверждается статистикой: после установки проекционных систем количество ДТП на нерегулируемых пешеходных переходах снижается на 80%. Это не только сохраняет жизни и здоровье людей, но и приводит к значительной экономии средств, которые могли бы пойти на ликвидацию последствий аварий.

Таким образом, внедрение проекционных пешеходных переходов становится важным шагом в создании современной и безопасной городской среды, отвечающей потребностям всех участников дорожного движения.

«В эпоху, когда наша страна уверенно работает по реализации национального проекта „Инфраструктура для жизни“, внедрение современных технологий безопасности дорожного движения становится не просто желательным, а жизненно необходимым шагом. Статистика показывает, что проекционные пешеходные переходы уже доказали свою эффективность, снижая количество ДТП в тёмное время суток. Когда речь идёт о человеческих жизнях, важно использовать все доступные инновации, и проекционная разметка — это именно тот инструмент, который делает пешеходные переходы заметными в любых погодных условиях. Технология помогает водителям заблаговременно заметить пешеходный переход даже в самых сложных условиях видимости, что напрямую влияет на безопасность всех участников дорожного движения. В контексте нового национального проекта важно понимать, что безопасность дорожного движения — это не просто статистика, а реальные человеческие жизни, которые мы можем и должны сохранить. Внедрение проекционных пешеходных переходов — это яркий пример того, как современные технологии могут эффективно служить главной цели: созданию действительно безопасной и комфортной городской среды для каждого жителя нашей страны», — прокомментировал Дмитрий Ольховиков, член Общественного совета федерального проекта «Безопасные дороги» ВПП «Единая Россия».

Как отмечали представители ГИБДД в выступлениях на отраслевых профильных мероприятиях, проекционный пешеходный переход — это шаг к безопасному будущему для всех участников дорожного движения. С внедрением этой технологии отмечается значительное снижение количества ДТП на регулируемых участках дорог. Действительно, визуальная подсказка для водителей и пешеходов помогает повысить внимательность и дисциплину на дороге. Ключевая цель подобных инноваций — сделать улицы города максимально комфортными и защищёнными, а инновации играют ключевую роль в достижении этого результата«.

Опыт Avrora-V

Интересен опыт компании «Оркор», владельца торговой марки Avrora-V, которая стала одним из ведущих производителей проекционных пешеходных переходов в стране. История успеха компании началась необычно: первоначально она занималась дистрибуцией китайского оборудования для проекционных переходов. Этот опыт позволил команде досконально изучить потребности клиентов и недостатки существующих решений, что впоследствии помогло создать собственный инновационный продукт для обеспечения безопасности пешеходов.

Особенность решения Avrora-V — инновационный проектор со специализированной системой подвеса слайда. Ключевые преимущества включают возможность дистанционной настройки из ситуационного центра и систему самоочистки оптики, что существенно снижает эксплуатационные расходы. Среднемесячные затраты на обслуживание одного устройства составляют всего 8 тысяч рублей, что позволяет регионам экономить до 115 миллионов рублей в год на содержании инфраструктуры.

Эффективность внедрения технологии подтверждается статистикой: средняя скорость движения на оборудованных участках выросла на 27%, число остановок сократилось на 38%, а аварийность снизилась на 82%.

В Калужской области после установки пятидесяти переходов количество аварий уменьшилось с 21 до 5, число пострадавших — с 21 до 6, а смертельных случаев удалось избежать полностью. С момента запуска в 2022 году компания достигла впечатляющих результатов. По состоянию на конец 2024 года более 1200 проекционных комплексов было установлено в 67 регионах России. Наибольшее распространение технология получила в Калужской области (263 перехода), Омской области (200 переходов) и Тульской области (72 перехода). Например, в Омске началось летом 2024 года проекционные переходы были установлены возле образовательных учреждений. Причем, два перехода около школ № 109 и № 112 были оснащены передовыми системами распознавания пешеходов и подсчета трафика, включая специальное табло с предупреждающими надписями.

Значительную роль в развитии проекта сыграло сотрудничество с «Иннохабом Росатома», который не только предоставил грант в размере 7 миллионов рублей, но и помог с бизнес-моделированием и выстраиванием эффективной стратегии развития. Результаты не заставили себя ждать: выручка компании выросла с 7 миллионов рублей в 2022 году до 237 миллионов рублей в 2024 году, а доля рынка достигла 44%.

В октябре 2024 года успешное сотрудничество «Иннохаба Росатома» и Avrora-V было отмечено премией GenerationS Innovation Award в номинации «Коллаборация года». К концу 2025 года компания планирует достичь оценки стоимости в 1 миллиард рублей, продолжая совершенствовать технологии и осваивать новые рынки.

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через