баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Создать, внедрить и заботиться — новый подход к повышению безопасности на дорогах

Рейтинг 0

О современных технологиях контроля безопасности дорожного движения, включая разработки на основе искусственного интеллекта (ИИ), рассказал Александр Домбровский, заместитель генерального директора, директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики ГК «Урбантех». Компания специализируется на разработке и внедрении современных ИТ-решений для обеспечения БДД и повышения эффективности элементов дорожной инфраструктуры.

Создать, внедрить и заботиться — новый подход к повышению безопасности на дорогах

Обеспечение безопасности дорожного движения и снижение аварийности для всех регионов России остается актуальной целью. Ее достижение требует активных действий по предотвращению ДТП и снижению тяжести их последствий. Цель, которую ставит перед региональными властями национальный проект «Безопасные качественные дороги», амбициозная. К 2030 году нацпроект предусматривает снижение смертности на российских дорогах до 4 погибших на 100 тыс. населения. Также в документе прописаны конкретные показатели увеличения количества комплексов фотовидеофиксации к 2030 году. Это обусловлено тем, что комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД являются одной из эффективных мер в снижении уровня аварийности на дорогах.

Массовое применение автоматических комплексов фотовидеофиксации на российских дорогах началось в 2008 году, когда была утверждена федеральная программа по безопасности дорожного движения. В то время на дорогах России ежегодно погибало почти 30 тысяч человек. Внедрение технических средств контроля соблюдения ПДД внесло вклад в повышение уровня безопасности дорожного движения. Спустя 15 лет количество погибших на российских дорогах сократилось в два раза. Так, по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), в 2023 году в дорожно-транспортных происшествиях на российских дорогах погибло 14 504 человека. Цифра по-прежнему велика. Поэтому повышение потенциала в области безопасности дорожного движения остается в нашей стране приоритетом и принципом, который основывается в том числе на использовании современных технологий. Большое внимание уделяется техническим средствам контроля соблюдения ПДД, системам автоматизации процесса управления и иным перспективным решениям, позволяющим качественно влиять на предупреждение и снижение тяжести последствий ДТП.

О современных технологиях контроля безопасности дорожного движения, включая разработки на основе искусственного интеллекта (ИИ), рассказал Александр Домбровский, заместитель генерального директора, директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики ГК «Урбантех». Компания специализируется на разработке и внедрении современных ИТ-решений для обеспечения БДД и повышения эффективности элементов дорожной инфраструктуры.

Три составляющих подхода к безопасности на дорогах

Число комплексов фотовидеофиксации на российских дорогах ежегодно увеличивается. Так, в 2023 году их общее количество выросло на 8,4% и составило 29,2 тысячи. При этом важно отметить, что безопасности на дорогах нельзя достичь бесконечным наращиванием количества комплексов. Достичь максимального эффекта от их применения можно только в случае их качественной эксплуатации в круглосуточном режиме с предшествующим анализом ситуации на дорогах. Таким образом, пазл складывается из трех взаимосвязанных элементов: всесторонний анализ при выборе дислокаций и своевременное размещение комплексов фотовидеофиксации, современное высокотехнологичное оборудование, а также поддержание его в должном техническом состоянии 24/7.

На практике только такой целостный подход к управлению комплексами фотовидеофиксации способствует существенному снижению уровня аварийности и смертности в результате ДТП, которое ежегодно отмечается в регионах, где мы работаем. Пример из практики ГК «Урбантех» в Московской области: на нескольких участках федеральных трасс М-7 «Волга», М-9 «Балтия», бесплатном участке ЦКАД, а также на региональных дорогах – Ильинском, Кубинском шоссе и ул. Калинина было зафиксировано 2  аварий, в которых погибли 2 человека, 32 человека получили ранения различной степени тяжести. Уже через несколько месяцев после установки комплексов фотовидеофиксации в Минтрансе Подмосковья отметили, что количество нарушений ПДД на данных участках дорог в общей сложности снизилось на 40%, а аварийность полностью отсутствует.

В целом с момента внедрения системы фотовидеофиксации на дорогах Московской области основные показатели аварийности снизились более чем на треть, а положительная динамика сохраняется от года к году.

Рациональный анализ при выборе мест размещения комплексов фотовидеофиксации

Проектирование системы фотовидеофиксации в том или ином регионе должно начинаться с качественного анализа аварийности и особенностей дорожной инфраструктуры. При этом аналитическая работа должна продолжаться непрерывно, когда работа системы уже запущена. Это позволяет отслеживать эффективность работы комплексов фотовидеофиксации, своевременно выявлять места концентрации ДТП и других участков с высокой аварийностью, а также своевременно осуществлять перевесы комплексов в соответствии с миграцией мест концентрации ДТП. Это база, которая делает из «камер» полноценную систему контроля безопасности дорожного движения.

Рассмотрим наш пример Московской области, где ГК «Урбантех» с 2016 года выступает единым оператором системы фотовидеофиксации в рамках крупнейшей в РФ концессии по безопасности дорожного движения. В своей практике для анализа аварийности и повышения безопасности дорожного движения мы применяем специальную аналитическую платформу собственной разработки – «Аналитический модуль БДД», который позволяет проводить учет и анализ ДТП на основе полученных данных из различных источников. Система является автоматизированным рабочим местом для пользователей за пределами защищенных сетей МВД, а также для тех, кто хочет расширить возможности работы в автоматизированной информационно-управляющей системе ГИБДД. Среди постоянных пользователей системы – Минтранс Подмосковья, ЦБДД, ЦАФАП, представители администрации муниципалитетов, служба комиссаров.

Для пользователей разработан интерфейс, который помогает онлайн следить за уровнем аварийности и статистическими показателями отдельных участков дорог. Также с помощью ПО специалисты, ответственные за обеспечение БДД, оперативно выбирают и применяют оптимальные инструменты реагирования на возникшие места концентрации ДТП. Кроме того, «Аналитический модуль» помогает оценить эффективность применения комплексов фотовидеофиксации и их влияние на аварийность в местах установки, а также дает оператору детальную информацию по статистике нарушений. В результате оптимизируется работа региональной группировки камер, которые перемещаются в те локации, где контроль соблюдения ПДД нужен в первую очередь. Это важно, так как большая часть ДТП происходит из-за нарушения ПДД водителями. Также в программное обеспечение заложена функция предиктивной аналитики, которая помогает прогнозировать аварийность на будущие периоды и своевременно готовить мероприятия для повышения БДД.

Оборудование как золотая середина

Следующее слагаемое нашего комплексного подхода к обеспечению безопасности на дорогах — оборудование фотовидеофиксации. Мы применяем комплексы фотовидеофиксации «Азимут». Они производятся на нашей технологический площадке в Перми компанией «ТБДД», входящей в ГК «Урбантех».

Оборудование производится преимущественно на отечественной элементной базе. Это обеспечивает независимость от санкционной политики, минимальные расходы на логистику, монтаж и обслуживание оборудования в различных регионах страны.

Продуктовая линейка оборудования «Азимут» включает в себя комплекс фотовидеофиксации «Азимут 4», детектор транспорта «Азимут ДТ» и комплекс «Азимут Парковка». Комплексы «Азимут 4» входят в топ-3 комплексов фотовидеофиксации, применяются в 42 регионах России, странах СНГ и уже подтвердили свою эффективность в снижении уровня аварийности. Они помогают повысить уровень безопасности дорожного движения и выполнять задачи по снижению транспортного и социального рисков. Комплексы способны распознавать 51 состав нарушений ПДД: как типовые, например движение по обочине, выезд на полосу встречного движения, пересечение сплошной линии разметки, так и составы с использованием нейросетевой обработки данных, например нарушения правил применения ремня безопасности, использование телефона за рулем и другие. Одновременно один комплекс может фиксировать все типы нарушений ПДД, которые могут быть совершены на каждом конкретном участке дороги.

Стоит отметить, что, по нашей практике, в Московской области именно комплексы «Азимут 4» в среднем в 3–5 раз дешевле в эксплуатации по сравнению с другими комплексами фотовидеофиксации, которые мы применяем.

Стационарный комплекс «Азимут 4» выпускается в двух исполнениях: моноблок и распределенный тип. В исполнении «моноблок» он оптимизирован под работу на линейных участках дорог. Однако в комбинации с обзорным ТВ-датчиком может контролировать соблюдение ПДД на перекрестках и пешеходных переходах.

«Азимут 4» в распределенном исполнении применяется на перекрестках, обрабатывая информацию более чем с 12 ТВ-датчиков сразу.

Погрешность при фиксации скорости комплексом «Азимут 4» составляет 1 км/ч на всем диапазоне измеряемых скоростей. Также в наших комплексах применяется камера машинного зрения с высоким уровнем светочувствительности. Это позволяет получать качественную доказательную базу на плохо освещенных или неосвещенных участках дорог.

Детектор транспорта «Азимут ДТ» – это видеодетектор, который позволяет фиксировать параметры транспортных потоков на основе видеоряда и передавать полученную информацию в городские и дорожные информационные системы. Камера, которой оснащен детектор, фиксирует все транспортные средства, проезжающие зону контроля, и распознает до шести типов транспортных средств (грузовой автомобиль, легковой, автобус и т. д.), модель, марку, цвет автомобиля, координаты и время, государственный регистрационный знак (в случае его наличия), а также проверяет распознанные госномера по подключенным базам данных. Однако несмотря на то, что у большинства детекторы транспорта ассоциируются исключительно с ИТС, ключевой отличительной особенностью «Азимут ДТ» является возможность фиксировать все линейные составы нарушений ПДД, в том числе превышение установленной скорости движения, движение по разделительной или автобусной полосе, движение по обочине, выезд на полосу встречного движения и другие. Таким образом, в некоторых случаях он может выступать в качестве полноценного комплекса фотовидеофиксации.

Для фиксации признаков нарушений правил парковки и стоянки мы применяем комплекс «Азимут Парковка». Он выполнен в форм-факторе купольной камеры и обеспечивает круговой обзор на 360 градусов без мертвых зон. Внедрение автоматизированного контроля соблюдения правил остановки и стоянки с помощью комплекса «Азимут Парковка» позволяет увеличить пропускную способность улично-дорожной сети, улучшить условия движения автотранспорта и снизить уровень аварийности.

Учет и повышение эффективности эксплуатации комплексов фотовидеофиксации 24/7

Третья составляющая системного подхода ГК «Урбантех» – поддержание всех технических элементов системы фотовидеофиксации в должном техническом состоянии. Пожалуй, это одна из основных наших задач, которая поделена между несколькими десятками сотрудников: специалистов по поддержке специального программного обеспечения, метрологами, специалистами службы мониторинга, аналитиками, дата-сайентистами и, конечно, высококвалифицированными инженерами, осуществляющими обслуживание комплексов непосредственно на рубежах. К примеру, в Московской области наш SLA подразумевает, что ежесуточно мы должны поддерживать не менее 95% комплексов в исправном состоянии. Наш реальный уровень выполнения SLA достигает 98–99%. В нашем случае неработоспособным комплексом считается тот, с которого 8 часов не поступают данные. Это гораздо более строгий SLA, чем в целом по стране. Обычно говорят о 24 часах.

Для учета и повышения эффективности эксплуатации комплексов фотовидеофиксации мы применяем единую платформу собственной разработки. С ее помощью происходит контроль параметров и точности работы оборудования, технический учет и мониторинг, управление сервисными заявками и всем жизненным циклом оборудования. Система позволяет получать всю актуальную информацию о местах размещения, составе и состоянии оборудования. Таким образом, мы используем предиктивную аналитику, которая позволяет прогнозировать возникновение проблемы – например, разряд источника бесперебойного питания, возможный выход из строя аппаратного обеспечения – и, что особенно важно, идентифицировать ложные тревоги. Другими словами, работать на опережение. В результате аварийные повреждения сводятся к минимуму благодаря своевременному эксплуатационному сервису. Оборудование исправно функционирует и позволяет оперативно получать нужные данные и фиксировать все потенциальные нарушения ПДД.

К слову, все разработанные нами технологические решения гибко встраиваются в существующие региональные системы фотовидеофиксации независимо от количества и типов применяемых комплексов.

Фото: пресс-служба ГК «Урбантех»

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через