Преодоление дефицита водителей
Мы живем в эпоху конкуренции за сотрудников. Решение проблемы нехватки работников в сфере транспорта требует комплексного подхода, который включает в том числе применение искусственного интеллекта для построения графиков выхода на маршрут водителей общественного транспорта, планирования их выходных и отпусков. Что выбрать в XXI веке? Жесткую структуру, статические нагрузки и усталость или гибкий график и баланс между работой и личной жизнью? Об этом рассказывает директор Департамента транспортных производственных систем ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Михаил Нечаев.
Хотите почувствовать, как работали в 1950-х?
В 1950-х годах человек вручную соединял ваш телефон с другим абонентом, а киномеханики меняли бобины с фильмами. Газетчики доставляли новости, наборщики вручную устанавливали литеры, а водители автобусов водили автобусы. Только одна профессия осталась с 50-х. Но в 2024 году подходы семидесятилетней давности уже не работают.
Решение проблемы нехватки работников в сфере транспорта нельзя найти просто за счет увеличения зарплаты водителей или кондукторов (хотя это важная часть задачи). Комплексное решение задачи нехватки водителей должно также включать идею гибкости рабочего графика, справедливого и сбалансированного назначения водителей на смены. Мы живем в эпоху конкуренции за сотрудников. Конкуренция по заработной плате среди работодателей – проигрышная стратегия, когда у конкурентов есть большие бюджеты и широкий выбор альтернатив – например, сменить роль водителя автобуса на водителя такси или грузового автомобиля. Есть другая стратегия – предложить гибкость рабочего графика. Это ключ к тому, чтобы сделать работу и, соответственно, жизнь водителя автобуса лучше, а значит – удержать его на транспортном предприятии.
Жесткая структура последних десятилетий с 40-часовой рабочей неделей, статическими маршрутами, правилами работы и оплаты, основанными на классности, выслуге и т.п., редкими выборками маршрутов и отпусков не работает на современном рынке труда. Это отличительные черты профессий 1950–70-х годов. Современные сотрудники наряду с рыночной зарплатой ищут гибкость, чтобы быть лояльнее к работодателю, и лучший баланс между работой и личной жизнью.
Методы формирования назначений водителей на смены последние полвека часто были продиктованы необходимостью уменьшения сложности планирования, через набор управляемых вручную правил и процессов внесение различных ограничений, чтобы снизить вариативность назначений в ущерб эффективности, но учесть юридические и практические требования, такие как Трудовой кодекс и современный Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей». Такой подход связан только с когнитивными ограничениями человека – возможности выбрать лучший вариант из возможных, учитывая тысячи переменных, скорость мышления, скорость коммуникаций и получения информации.
Также при этом транспортные предприятия всегда смотрели на производительность труда с одного простого измерения – оплата за час труда.
Новый взгляд на важные вещи
Создание гибкости для сотрудников начинается с переосмысления подходов к управлению водителями в XXI веке. Границы нашего переосмысления определяются тем фактом, что технологии позволяют нам мыслить вне исторической методологической рамки, другими словами – полностью переосмыслить подходы, которые десятилетиями использовали предшественники на рабочих местах, и до сих пор эти подходы крепко держатся в головах. Зная, что управление новым процессом можно упростить с помощью технологий, мы можем мыслить без ограничений, которые накладывались ранее.
Современный успех черпается из многих факторов: гибкости управления водителями по uber-модели; портала сотрудника на смартфоне для простоты взаимодействия; характерной для человека деятельности по обмену и внутренних ценностей справедливости и заработка – при этом справедливость не равна равномерности распределения благ.
Основная предпосылка для создания более гибкой и справедливой рабочей среды для водителей начинается с принципа, что водители могут лучше всего сами решать, какой компромисс между временем (сколько и когда они работают), сложностью работы (условно – количество левых поворотов на час работы или средняя скорость на маршруте) и деньгами (что они заработают за отработанное время) им предпочтительнее.
Важный аспект, что успех транспортных директоров в первую очередь заключается в способности обеспечить обслуживание в соответствии с опубликованным расписанием движения, которое по сути является обещанием гражданам, и таким образом гарантируя наличие достаточного количества водителей для полного выполнения производственного плана. Второй важный аспект – управление продуктивностью водителей с помощью нового набора мер, который фокусируется на общих затратах на предоставление услуг в реальных деньгах, а не на показателях производительности. Основы новой методологии управления водителями строятся вокруг того, что именно делает работу водителем автобуса привлекательной.
Вначале определим наше понимание того, что делает работу привлекательной для водителей. В общем случае выделим две основные переменные:
1. «Матрица желаемости маршрута»
Более желаемые маршруты могут быть определены как те, которые имеют небольшие интервалы, удобное время рабочего дня и прямую структуру маршрута. Менее желаемые маршруты могут включать раздельные смены, работу по выходным, по ночам, раздельные выходные дни (например, понедельник и четверг) и меньшее количество рабочих часов. Между наиболее и наименее желаемыми назначениями маршрутов будут определены промежуточные точки.
Маршрутная оплата будет оцениваться в соответствии с матрицей желаемости, отражающей компромисс между временем и деньгами. Более желаемые маршруты будут обеспечивать лучший баланс между работой и личной жизнью и большее количество оплачиваемых часов, но будут оплачиваться ниже, если измерять эффективной почасовой ставкой. Менее желаемые маршруты будут оплачиваться выше на почасовой основе, даже если количество рабочих часов будет меньше и время работы менее удобным. Алгоритмы в системе будут автоматически корректировать оплату за незабранную работу. Таким образом, сами водители будут устанавливать компромисс между оплатой и другими факторами, когда ставка оплаты станет «в самый раз».
2. Возможность влиять на назначения на рабочие смены с учетом начала и окончания смены, дня недели, типа дня недели, маршрута, типа транспортного средства, на котором выходить на маршрут, и другие.
Водители могут оставлять свои заявки-пожелания на то, в какую смену, на каком выходе и маршруте они хотели бы работать – а специальный алгоритм учитывал бы эти пожелания, а также их выслуги в целом и заслуги перед предприятием, количество удовлетворенных заявок ранее, влияние выполнения их заявок на производственный план и принимал бы решение, какие смены лучше всего соотносятся между желанием водителя и возможностями предприятия. Это условно «бесплатная» опция для предприятия, но крайне важная для водителя, т.к. добавляет гибкости в его жизнь и понимание лояльности предприятия к нему.
Иллюстрируя стратегию выбора водителей, мы можем увидеть, что водитель с высоким стажем может выбрать утренний прямой маршрут с выходными днями, работая в среднем 40 часов без гарантии, но с небольшим количеством запланированных сверхурочных. Общая стоимость маршрута может быть выше в целом в рублях, но ниже как эффективная почасовая ставка. В другие недели, когда важнее время с семьей, тот же водитель может выбрать раздельный маршрут, работающий только 25 часов при более высокой эффективной ставке с 10 часами гарантированного времени, чтобы составить полный рабочий день. Новые сотрудники с небольшим стажем будут менее склонны к худшему из обоих вариантов (низкая оплата и плохие назначения), но скорее к большей оплате или большему количеству рабочих часов, что соответствует нашей цели по снижению хронической текучести и недостаточности кадров.
Обмен назначениями или бартер маршрутов будет разрешен между водителями для создания еще большей гибкости для водителей на случай непредвиденных обстоятельств (при условии наличия необходимых допусков). Обмены будут согласовываться в системе, и начальники колонн и парков будут иметь полную видимость сделок, поэтому они всегда будут знать, кто отвечает за конкретный участок работы. Ожидаемый результат – снижение несогласованного отсутствия водителя, а в итоге – повышение процента выпуска.
Водители выбирают те предприятия, которые не только могут предложить деньги и бесконечный объем работы, а те, которые могут предложить гибкость и лучший баланс между работой и жизнью.
Технологии дают новые возможности
Из известных в России программных продуктов – интеллектуальная система планирования транспортных ресурсов «Оптуран», которая позволяет перейти к новой философии формулирования предложения для водителей и таким образом создать уникальное преимущество предприятия перед другими. Оценка маршрутов (смен, выходов) в соответствии с желаемостью, оценка этих маршрутов соответствующим образом, динамический выбор и диспетчеризация в режиме 24/7 и почти в реальном времени – все это необходимо для бесшовного управления процессом и назначения водителей и транспортных средств на маршруты.
Вместо автоматизации ручного процесса мы создаем совершенно новый подход к управлению нашими транспортными процессами и операциями: нарядчики управляют допусками водителей, методолог-нарядчик определяет принципы, по которым происходит занарядка водителей, а «матрица желаемости» определяет баланс между привлекательностью выхода и смены и оплаты за выполнение работы на этом выходе, что в итоге убирает лишние конфликты интересов и посредников между назначением на выходы и водителем. Сами водители могут произвести децентрализованный обмен своими назначениями.
В дополнение к использованию системы «Оптуран» необходимо обеспечить удаленную возможность водителю выбора маршрута, смены, выхода, рабочего и выходного дней. Для этого нужно, чтобы у водителей был возможность использовать смартфоны с соответствующим приложением – например, мобильным порталом водителя системы «Оптуран».
«Оптуран» – это настраиваемая «коробочная» система с искусственным интеллектом для решения задачи занарядки водителей, кондукторов и ТС для компаний транспортной отрасли любого размера. Включена в единый реестр российского ПО (№ 20933).
Ключевой функционал «Оптурана», который можно выделить:
- автоматическое построение наряда на глубину от 1 до 31 дня сразу же на различные маршруты, выходы, смены с учетом равномерного и справедливого распределения транспортной работы без необходимости корректировки полученного расчета;
- гибкий механизм настройки правил занарядки без дополнительных затрат на программирование;
- аналитический инструмент дашбордов для оценки качества построенного наряда»;
- возможность пересчета наряда при изменении доступности водителей, кондукторов и ТС или расписания и других жизненных событий;
- использование искусственного интеллекта для нахождения оптимального решения в расстановке водителей в наряде для предприятия;
- сценарное моделирование дает возможность выбрать лучший вариант из нескольких, а также смоделировать различные управленческие решения;
- – современный стек технологий, который гарантирует стабильную работу.
Предприятия, выбравшие «Оптуран», получают значимые экономические эффекты от использования:
- сокращение затрат на переработки водителей и кондукторов, равномерно распределяя рабочее время с учетом выходных;
- снижение трудоемкости процесса планирования и времени на 95%;
- уменьшение оттока водителей, увеличение удовлетворенности и лояльности водителей на 3%;
- снижение риска ДТП на 2%, учитывая уменьшение утомляемости водителей;
- повышение эффективности использования транспортных средств, снижение объема требуемого транспорта;
- снижение расхода на топливо за счет учета эффективности потребления по ТС, водителям и маршрутам.
Система «Оптуран» предоставляется как сервис, и это позволяет провести быстрое внедрение, не требует от предприятия нести сразу значительные затраты на сервера и лицензии и быстро внедряется, а цена зависит только лишь от количества водителей и транспортных средств.
Экспертный совет по программному обеспечению при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации вынес экспертное заключение, что созданная подведомственным Минтрансу России ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Система формирования оптимального наряда водителей и транспортных средств «Оптуран» относится к сфере искусственного интеллекта.
Фото: пресс-служба ФГУП «ЗащитаИнфоТранс»
Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через