баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Цифровизация транспортно-логистической отрасли: эффективное регулирование с учетом баланса интересов бизнеса и государства

Рейтинг 0
41577
Ольга Федоткина
исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ), главный эксперт Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика»

Внедрение «умных» инструментов позволяет бизнесу оптимизировать свои финансовые затраты, сокращать административные издержки, повышать эффективность и прозрачность работы рынка. В свою очередь, государство на основе огромного массива собираемых данных может детально изучать ситуацию в экономике, бороться с недобросовестными игроками и контрафактной продукцией, проводить анализ инфраструктуры и мониторинг ее загруженности, а также более качественно подходить к вопросам регулирования рынка и управления грузовыми потоками в стране.
В результате выигрывает и конечный потребитель.

Столь быстрые темпы внедрения изменений и инноваций неизбежно создают ряд рисков как для государства, так и для бизнеса. Их устранение должно стать приоритетом в рамках диалога между сторонами наряду с самим процессом цифровизации. Важно своевременно адаптировать законодательство под стремительно меняющиеся условия работы отрасли и бизнес-модели, совершенствуя регуляторные нормы и правила.

О возможностях и вызовах цифровизации транспортно-логистической отрасли, а также о ее влиянии на бизнес рассказывает исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ), главный эксперт Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Ольга Федоткина.

Сегодня участники бизнеса активно реализовывают переход на электронный документооборот взамен бумажного на базе Государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Счет оформленных через данную систему документов идёт на миллионы, в ГИС ЭПД уже работают компании из 83 регионов России. Среди них такие представители крупного бизнеса как Х5, ООО «ПЭК», ГУП «Мосгортранс», АО «Почта России», «Деловые линии». Также создана конкурентная среда – 11 операторов ИС ЭПД.

В отрасли используется огромное количество документов, в связи с чем переход на «цифровые рельсы» позволит сохранить леса нашей Родины и экономить на распечатке накладных, путевых листов, заказ-нарядов и прочих документов.

Более того, электронный документооборот ускоряет взаиморасчеты и взаимодействие с исполнительными органами власти, что напрямую влияет на эффективность работы рынка. Компании, которые первыми перешли на цифру, уже сейчас видят результаты и будут полностью готовы к моменту обязательного перехода на систему.

Деловое сообщество и государство ведут конструктивную работу над стыковкой ГИС ЭПД с автоматизированной системой ОАО «РЖД» ЭТРАН, в которой оформляются все перевозки грузов по железным дорогам. Цель – обеспечение бесшовности мультимодальной перевозки автомобильным и железнодорожным транспортом. В 2023 году Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками и Министерство транспорта РФ запустили пилотный проект по применению электронных перевозочных документов при обороте алкогольной продукции. Кроме того, в июне впервые в России был оформлен и передан в госсистему Минтранса России первый электронный коносамент. В дальнейшем стоит задача обеспечить тиражирование системы на остальные виды транспорта и обеспечить перевод в электронный вид международных документов.

Развитием ГИС ЭПД является переход к созданию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП) «ГосЛог», полное введение в эксплуатацию которой планируется в 2028 году. Она нацелена на повышение эффективности отечественного бизнеса в сфере грузовых перевозок путем использования цифровых решений и сервисов для интеграции государственных и корпоративных платформ, использования данных для управления процессами перевозки грузов и формирования на этой основе новых цифровых бизнес-моделей. Создание стандартов и сервисов для формирования единого цифрового пространства рынка транспортно-логистических услуг обеспечит повышение качества, безопасности и скорости грузовых перевозок.

Проект даст возможность упростить административное сопровождение транспортировки грузов, осуществить полный переход на электронный документооборот на всех этапах грузоперевозок автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным транспортом. В конечном счете это значительно сократит временные затраты бизнеса.

Эксперимент по созданию, апробации и внедрению системы стартовал 1 августа 2024 года. Участниками данного масштабного проекта стали представители как федеральных органов исполнительной власти, так и бизнес-сообщества, грузоотправители, экспедиторы, перевозчики, грузополучатели, операторы железнодорожного подвижного состава и владельцы инфраструктуры, а также операторы информационных систем электронных перевозочных документов.

Перед участниками пилотного проекта стоит ряд важных и комплексных задач, включая выявление различий в информационных системах органов исполнительной власти, с которыми работает бизнес, определение перечня сведений о грузоперевозках и разработку рекомендаций по улучшению регулирования для перехода на электронный документооборот в отрасли.

Результатом эксперимента станет систематизация информации обо всех документах, использующихся на каждом из этапов грузовой перевозки всеми видами транспорта, а также понимание, какое количество бумажных документов требует перевода в электронный вид и какие системы необходимо модернизировать. Первые маршруты охватят экспорт, импорт и перевозки грузов внутри страны: Индия (Мундра) – Россия (Москва); Вьетнам (Хошимин) – Россия (Москва); Россия (Иркутская область) – Китай (Шанхай); Владивосток – Сахалин; Тульская область – Новороссийск.

Перечисленные выше системы достаточно «молоды», вместе с тем у нас уже есть примеры информационных систем, которые сегодня полностью внедрены. Они оказывают положительное влияние как на безопасность дорожного движения, так и на качество инфраструктуры. Показательным примером является система взимания платы «Платон», запущенная в 2015 году. Она обеспечивает компенсацию ущерба, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средства массой свыше 12 тонн. За время работы государственной системы «Платон» грузоперевозчики обеспечили поступление в Федеральный дорожный фонд более 290 млрд рублей, за счет чего удалось отремонтировать более 300 тысяч км дорог и более сотни мостов. Только за прошлый год сборы составили 49 млрд рублей и были направлены на ремонт порядка 1100 км автомобильных дорог в российских регионах.

Система выполняет не только фискальную задачу по поступлению денежных средств в бюджет, но и собирает, обрабатывает, анализирует, хранит, а также передает в автоматическом режиме огромный объем информации о движении грузового транспорта по федеральным дорогам. «Платон» – одна из крупнейших баз данных участников отрасли с полным разрезом по регионам и типам игроков, начиная от индивидуальных перевозчиков и заканчивая зарубежными компаниями, работающими в России.

Однако в связи с накоплением у государства больших массивов информации возникает обоснованный вопрос об их дальнейшем использовании. Сами данные являются безусловным ресурсом в цифровой логистике, и перед всеми участниками процесса их накопления встает задача по их эффективному применению. Собирать информацию без ее дальнейшего перераспределения лишено смысла.

Эту проблему может решить интеграция СВП «Платон» в сервис «Цифровой профиль участника платформы» на базе НЦТЛП, который будет запущен на первом этапе в рамках вышеописанного эксперимента.

Еще одним примером внедренных и действующих цифровых проектов, которые помогают защитить дорожную инфраструктуру и бороться с недобросовестными перевозчиками, являются автоматические пункты весового и габаритного контроля (АПВГК). Системы функционируют автономно, не требуют присутствия сотрудника, а замеры происходят без остановки транспортного потока.

На точность измерения АПВГК может оказывать влияние ряд факторов, среди которых метеорологические условия, состояние дорожного полотна, динамическое перераспределение нагрузки по осям при допустимой общей массе транспортного средства. Данные факты не учтены и не заложены в работу пункта весогабаритного контроля, поэтому периодически перевозчики все равно могут получать штрафы при проезде отдельных рамок весогабаритного контроля, в то время как большинство других пунктов не фиксирует нарушение у данного транспортного средства. Оспорить такие санкции в отношении грузоперевозчика в суде оказывается крайне трудно. В связи с этим целесообразно предоставить компаниям возможность рассматривать случаи некорректной работы АПВГК в ходе совместного обсуждения с представителями органов власти, а при наличии доказательств штраф должен быть аннулирован еще во внесудебном порядке. По мнению СЭЛ, введение подобных систем в эксплуатацию и их обслуживание требуют повышенного внимания, а также постоянной модернизации.

Росавтодором планируется доработка информационной системы мониторинга транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы по федеральным трассам. В рамках проекта для АПВГК будет создан интеллектуальный модуль распознавания государственных номеров с механизмом поиска и выявления скрытых и нечитаемых регистрационных знаков. Также предусматривается реализация информационного обмена с ГИС ЭПД для исключения злоупотребления перевозчиками правом на специальные разрешения по транспортировке негабаритных грузов и внедрена функция учета иностранных госномеров для передачи в надзорные органы с последующим взысканием штрафов.

Активная цифровизация продолжается и в таможенной сфере. В феврале президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию поставил задачу сократить время досмотра грузового транспорта на границе до 10 минут. Он добавил, что очереди из большегрузных автомобилей на пограничных пунктах пропуска со стороны РФ являются острой проблемой, особенно для Дальнего Востока.

Важность ускорения процедуры таможенного досмотра на Дальнем Востоке стала более актуальной в этом году в условиях роста спроса на грузовой автотранспорт. Повышенный спрос на этот вид транспорта стал следствием дефицита порожних контейнеров и фитинговых платформ на железных дорогах, вызванного несоответствием объема импорта и экспорта России с Китаем.
Сегодня Министерство транспорта России продолжает внедрять систему электронной очереди, которая позволяет обеспечить порядок и контроль при формировании очередности проезда грузовых транспортных средств к пунктам пропуска, прогнозировать время прохождения границы, сократить время ожидания.

Данная система функционирует в многосторонних автомобильных пунктах пропуска (МАПП) Забайкальск, Чернышевское, Бугристое с 1 сентября 2023 года, планируется запуск на МАПП Тагиркент-Казмаляр и Пограничный. Однако на некоторых пунктах пропуска наблюдается проблема отсутствия мест для бронирования в данной системе на 10–14 дней вперед. В случае, если транспортное средство, зарегистрированное в очереди, задержалось или попало в аварию, забронировать место для проезда в ближайшие несколько дней окажется практически невозможным. Система должна давать возможность бизнесу в случае отклонения от планируемого расписания изменить время прохождения границы без необходимости длительного ожидания.

С 1 сентября 2024 года система электронного резервирования даты и времени подъезда к автомобильным пунктам пропуска начнет функционировать на базе Государственной информационной системы электронных перевозочных документов.

Одновременно Министерство транспорта России внедряет систему «Время в пути», которая осуществляет мониторинг и информирует водителей о длительности прохождения через пункты пропуска. Благодаря ей водители могут планировать время подъезда к АПП. Система уже работает на 10 автомобильных пунктах пропуска в Республике Крым, Херсонской и Ростовской областях, Донецкой и Луганской Народных Республиках. Отследить информацию о среднем времени проезда грузового и легкового транспорта можно на информационном портале Росгранстроя. В скором времени система будет внедрена и на МАПП «Забайкальск».

Одним из элементов развития цифровизации на транспорте являются электронные навигационные пломбы на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Их внедрение на территории России ведется с 2019 года с целью контроля транзита грузов по территории ЕАЭС, за все время было осуществлено более 56 тыс. перевозок. Система уже доказала свою эффективность при транспортировке товаров автомобильным, железнодорожным и морским транспортом, позволяя оперативно получать информацию о несанкционированном вскрытии и отклонении транспортного средства от заданного маршрута. Получение этих данных в режиме реального времени снижает вероятность недоставки товаров и ускоряет таможенную процедуру на границе.

Применение данной технологии будет способствовать достижению целей Соглашения о единой системе таможенного транзита Евразийского экономического союза и третьей стороны. Документ нацелен на упрощение и оптимизацию процедуры перевозки в том числе за счет применения единой транзитной декларации в электронном виде, единого обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных и других пошлин, налогов, взаимного признания решений таможенных органов и результатов проведения таможенного контроля.

Кроме того, не менее важным примером цифровизации отрасли является телемедицина, которая оптимизирует прохождение медицинского осмотра для водителя. Этот инструмент начинает внедряться благодаря закреплению соответствующей нормы в законодательстве. Однако в большинстве случаев водители проходят медосмотр в устаревшем формате в силу отсутствия необходимой инфраструктуры. В условиях стремительной цифровизации всех сфер экономики и общества целесообразно снижение административной нагрузки в данном случае, и телемедицина как раз является одним из способов достижения этого.

По оценкам СЭЛ, результативным станет размещение аппаратных комплексов для прохождения цифрового медицинского осмотра на площадках с большой проходимостью, среди которых, например, можно выделить заправочные станции и другую придорожную инфраструктуру. Данная опция особенно будет востребована для таксомоторной отрасли и позволит решить проблему отсутствия у представителей рынка возможности индивидуально закупать дорогостоящее оборудование. Рабочий день водителя, как правило, начинается на заправочной станции, где он как раз сможет пройти удаленный медицинский осмотр за 1,5 минуты и выехать на линию. В свою очередь, размещение аппаратов для цифрового медосмотра позволит увеличить проходимость соответствующих мест, что отвечает интересам их владельцев.

Цифровизация проникает во все сферы экономики, бизнеса и общества, перевозка пассажиров и багажа легковым такси не является исключением. В сентябре 2023 года была запущена Федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Такси», созданная в соответствии с Федеральным законом о такси № 580-ФЗ, позволила реализовать регулирование с применением цифровых технологий. ФГИС «Такси» включает в себя цифровой реестр разрешения на осуществление деятельности, реестр непосредственно транспортных средств, а также реестр перевозчиков и служб заказа легковых такси.

Преимуществом цифровизации стала возможность не просто собирать и анализировать статистические данные в интересах государства и бизнеса, а формировать риск-ориентированный подход для дальнейшего регулирования и развития отрасли.

Отдельно стоит отметить неудачные попытки цифровизации в транспортно-логистической отрасли – нереализованнаую платформу «Автодата», которая должна была собирать все данные, генерируемые автомобилями и дорожной инфраструктурой на территории России. Разработка законопроекта велась кулуарно, но все равно потерпела крах из-за большого числа критики. Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики указывал на отсутствие в законопроекте четкого целеполагания и перечня собираемых данных, а также на риск недобросовестного использования получаемой информации. В том числе не было понятно, кто станет оператором системы и его полномочия, а реализация проекта предполагала большие затраты со стороны автопроизводителей, которые потенциально были бы переложены на конечного потребителя.

Сегодня инициаторы вновь пробуют реализовать проект также без обсуждения с бизнес-сообществом. Однако в настоящее время уже внедрено ряд систем, которые собирают и обрабатывают огромный массив данных в режиме реального времени. В этой связи целесообразно использовать функционал и возможности уже внедренных систем, а не плодить сущности, увеличивая нагрузку на бизнес и автовладельцев.

Цифровые инструменты, внедренные в транспортно-логистической отрасли, затрагивают все звенья товаропроводящей цепи. Они оказывают положительное влияние на функционирование рынка, помогая сохранять здоровую конкуренцию, оптимизировать бизнес-процессы, повышать прозрачность услуг и безопасность дорожного движения.

Помимо государственных информационных систем, компании самостоятельно оптимизируют свои бизнес-процессы, разрабатывая и применяя автоматизированные системы управления складами, программы для оптимизации маршрутов доставки, системы отслеживания груза. Даже на обычных складах сегодня внедрено огромное количество технологий, среди которых роборуки, автоматизированные конвейерные ленты, системы погрузки и разгрузки. Кроме того, уже функционируют полностью автоматизированные заводы. Данные цифровые и роботизированные технологии позволяют освободить человека от тяжелого физического труда, ускорить производственные и логистические процессы, что напрямую влияет на увеличение производительности.

С ростом количества цифровых инструментов и увеличением масштабности их применения появляется все большая необходимость устранения несовершенств путем совместного обсуждения между государством и деловым сообществом. Бизнес оценивает правоприменительные риски с точки зрения сохранения конкурентной среды на рынке, которые несут в себе те или иные изменения на уровне не только законодательства, но и его исполнения. А значит, может дать качественную экспертизу для устранения несоответствий в регулировании, исключения дублирования систем и снижения избыточной нагрузки.

Разрабатываемое законодательство не должно создавать барьеров для добросовестных участников бизнеса, очень важно выбрать единственно правильные подходы, которые позволят увеличить прозрачность отрасли и сохранить здоровую конкуренцию, ведь любые меры регулирующего характера должны исключать дискриминационные условия и обеспечивать равные требования ко всем участникам рынка. В конечном счете это пойдет на пользу всей отечественной экономике и даст возможность наиболее полно раскрыть потенциал транспортной отрасли России.

Фото: Freepik.com

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через