По внедрению цифровых технологий транспортная инфраструктура Прикамья является одной из передовых в стране
За несколько лет регионом совершен рывок в повышении качества дорожной сети. На маршруты вышли более 1200 новых автобусов, полностью обновляется и парк трамваев. Власти успешно участвуют в нацпроекте и федеральных программах поддержки отрасли. О развитии дорожного комплекса и цифровой трансформации транспортной системы рассказал губернатор Пермского края Дмитрий Махонин.
Дмитрий Николаевич, Пермский край занимает уникальное положение на пересечении транспортных потоков и является одним из крупнейших субъектов Российской Федерации. Расскажите об основных направлениях работы в области развития дорожного комплекса.
Д.М.: Географически выгодное расположение Пермского края обеспечивает экономическое взаимодействие с крупными региональными центрами Приволжского и Уральского федеральных округов, другими регионами России, странами Азии и Востока. При этом логистический потенциал Прикамьем еще не исчерпан. Мы развиваем инфраструктуру для железнодорожных грузовых перевозок. Например, в 2022 году начались контейнерные отправки грузов из «Сухого порта Чайковский». Развиваем транспортную инфраструктуру стратегически важного для региона и страны Осенцовского промышленного узла. В нем, помимо уже действующих предприятий, приступают к реализации своих проектов резиденты Особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Пермь». Есть большие планы по развитию транспортно-логистического центра «Блочная». Эти и другие проекты позволят сократить сроки и стоимость доставок товаров компаний региона и соседних субъектов, а также снизить нагрузку на автомобильные дороги.
В числе наших приоритетов – развитие новых транспортных коридоров, «расшивка» узких мест и строительство новых дорог на территории края. В частности, в Краснокамском округе ведется реконструкция федеральной трассы М-7 «Волга» с расширением с двух до четырех полос. Там же, на 458-м км возводится транспортная развязка. На сегодня самый масштабный проект всероссийского уровня в регионе – строительство скоростной федеральной автомобильной дороги Казань-Екатеринбург на участке Дюртюли-Ачит. По Пермскому краю пройдет 92 км трассы – по южным территориям Чернушинского и Октябрьского городских округов, и далее она уйдет в Свердловскую область. Жители Прикамья получат третий, южный выезд в Свердловскую область. Это сократит путь до границы с соседним регионом почти на 100 км (в 2,5 раза). Кроме того, по сравнению с М-7 «Волга» на 280 км сократится протяженность транзита по югу Пермского края в направлении Казань-Москва. Оказываем всестороннюю поддержку Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в реализации этого проекта.
На состояние дорожной сети жители региона обращают внимание в первую очередь. Здесь многое делаем благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги». Он позволил нам только за 2023 год привести в нормативное состояние 92 дорожных объекта. Это реконструкции, строительства и ремонты региональных дорог, а также в границах городской агломерации – в Перми, Пермском муниципальном округе, Краснокамском и Добрянском городских округах. В том числе три крупных объекта – строительство дополнительных полос на трассах Пермь-Ильинский и Пермь-Березники, а также реконструкция третьего этапа автодороги Пермь-Ильинский-Хохловка.
В 2024 году в рамках дорожного нацпроекта приведем в порядок более 50 км дорог и будем ремонтировать 11 мостов и путепроводов по всему региону. Подходим к работам комплексно, помимо укладки дорожного полотна устанавливаем ограждения, остановочные павильоны, организуем съезды, тротуары, оборудуем светофоры и устройства фотовидеофиксации. Это позволяет делать дороги комфортными и безопасными, в том числе и для пешеходов.
Сразу по нескольким направлениям работаем в части развития качества пассажирских перевозок. Много удалось сделать в ходе подготовки к 300-летию Перми, в том числе благодаря федеральным программам и проектам. Результаты заметны всем, кто ежедневно пользуется городским пассажирским транспортом или приезжает к нам в гости. Отдаленные микрорайоны связывают с центром города электрички пермского наземного метро. На маршрутах ходят современные и удобные автобусы и низкопольные трамваи.
Цифровая трансформация – одна из национальных целей развития страны до 2030 года. В Пермском крае цифровая трансформация транспортной системы сегодня занимает особое место, как и развитие электротранспорта. Чего уже удалось достигнуть в этих направлениях?
Д.М.: Транспортную инфраструктуру Пермского края можно назвать передовой в части внедрения цифровых технологий. По всем ключевым направлениям цифровой трансформации либо уже внедрены конкретные решения, либо идет подготовка к внедрению. Весь общественный транспорт межмуниципальных маршрутов и города Перми подключён к системе навигационного контроля, к единой системе оплаты проезда и учета пассажиропотока. Это позволяет нам получать всю необходимую информацию для учета и анализа эффективности маршрутной сети, а затем принимать управленческие решения.
Сегодня пассажиры могут безналично оплачивать проезд банковскими и транспортными картами – и пластиковыми, и виртуальными. По итогам 2023 года доля безналичных платежей в транспорте превысила 95%. Кроме того, автобусы и трамваи оснащены медиа-экранами. На них транслируется социально значимый контент – это эффективный способ информирования жителей и коммуникации с ними.
Продолжаем подтверждать статус Перми как города с лучшей транспортной системой. В части развития электротранспорта столица края входит в десятку городов, в которых при поддержке Государственной корпорации развития России «ВЭБ.РФ» модернизируется городской электротранспорт и его инфраструктура. Благодаря концессионному соглашению до 2025 года планируется завершить реконструкцию 35 км трамвайных путей, 7 тяговых подстанций и трамвайного депо. Также запланированы поставки 44 низкопольных трамвайных вагонов, из которых 30 единиц уже вышли на маршруты. Также внедрим систему приоритетного проезда перекрестков, чтобы трамваи не теряли времени на светофорах. Все это позволит вывести этот вид транспорта каркасом городской транспортной сети и вывести на новый уровень комфорта для пассажиров.
Развиваем инфраструктуру для экологичного транспорта. Для нового городского маршрута №81, связывающего новый растущий микрорайон с центром города приобрели 16 электробусов и зарядные станции для них. В ноябре 2023 проехались на новом электробусе вместе с вице-премьером Правительства РФ – руководителем Аппарата Правительства РФ Дмитрием Юрьевичем Григоренко. Он отметил, что город внедряет этот вид транспорта в маршрутную сеть с опережением плана. Уверен, что пассажиры уже тоже оценили этот удобный, экологичный и почти бесшумный вид транспорта.
Для улучшения экологии, повышения безопасности дорожного движения, пропускной способности трасс и сокращения на них заторов реализуем проект «Внедрение интеллектуальных транспортных систем» в рамках нацпроекта. Для края этот проект является одним из ключевых в области цифровизации транспортного комплекса. Глобальной целью интеллектуальных транспортных систем (ИТС) считаем создание широкого мониторинга и управления транспортным комплексом в режиме реального времени. Возможности ИТС используем в том числе и для эффективного распределения ресурсов автобусных парков за счет интеграции с навигационно-информационной системой Пермского края. Все это в итоге позитивно влияет на качество и комфорт пассажирских перевозок.
Вы затронули очень актуальную тему как для всех регионов, так и для читателей нашего журнала – внедрение интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Как развивается ситуация с ИТС в вашем регионе?
Д.М.: Мы постепенно внедряем ИТС на протяжении нескольких лет. Несмотря на то, что субсидирование выделяется с 2020 года, многие субъекты РФ занимались развитием ИТС самостоятельно. Пермский край приступил к созданию элементов ИТС в 2008 году. К 2020 году за счет средств регионального и муниципального бюджетов в Пермском крае уже ввели в эксплуатацию системы светофорного управления, метеомониторинга и видеомониторинга, контроля соблюдения правил дорожного движения, весогабаритного контроля. Продолжаем эту работу, поэтапно вырабатываем и вводим новые решения ИТС для развития транспортного комплекса, повышения его удобства и безопасности.
Как в Пермском крае обстоят дела с развитием технологий и передовых цифровых решений для транспорта и дорожного хозяйства? И в части развития ИТС, и в вопросе импортозамещения?
Д.М.: Применение отечественных продуктов – одно из основных требований к внедряемым новым разработкам ИТС. Интеграционная платформа, оборудование и подсистемы, которые мы используем в Прикамье, являются российскими разработками. При этом подчеркну, что в эту работу активно включены наши местные компании. Например, мы применяем различные датчики для контроля потоков транспорта, мониторинга заторов на сложных участках – значительная часть этого оборудования разработана и произведена пермскими предприятиями.
Если говорить о системах, внедренных до запуска нацпроекта, здесь у нас также преимущественно используются отечественные разработки. Есть небольшая часть импортных устройств, которые мы постепенно заменяем на российское оборудование.
Как вы модернизируете транспортный комплекс, повышая его безопасность и комфорт для людей? И какая роль отводится развитию сервисов и приложений для пассажиров?
Д.М.: Одной из первоочередных задач было заменить весь морально и технически устаревший транспорт на городских маршрутах на новый. Для этого в 2020-2023 годах в Пермском крае провели транспортную реформу. На обслуживание маршрутов заключили брутто-контракты, в рамках которых перевозчики обновляют подвижной состав. В общей сложности за 4 года заменено 1200 автобусов. Большую поддержку в обновлении общественного транспорта оказывает Правительство Российской Федерации. Четвертая часть новых автобусов, вышедших на маршруты с 2020 года, поставлены в рамках федеральных программ.
Развитие сервисов и приложений для пассажиров – не менее важное направление в части удобства жителей. Мы понимаем, что среди них есть люди самых разных возрастов. Их знания современных технологий также сильно отличаются. И нужно сделать так, чтобы всем было комфортно. Например, если человеку не удобно пользоваться проездным, он должен иметь возможность и без него оплатить проезд и не переплачивать. Если пассажир не умеет пользоваться навигатором, надо предложить ему способ иначе получить информацию, когда к его остановке подойдет нужный автобус.
У нас работает приложение «Транспортная карта Пермь». В нем можно выпустить виртуальную транспортную карту и оплачивать проезд с помощью QR-кода. Также приложение позволяет пополнять и традиционные пластиковые транспортные карты. Пассажиры оценили удобство данного приложения, количество скачиваний превысило 200 тыс.
В конце 2023 года в приложении запустили функцию оплаты проезда по геолокации. Это еще больше упрощает процедуру для пассажиров. В планах – добавить сервис оплаты с использованием технологии Bluetooth для автоматического определения транспортного средства и оплаты проезда в одно касание. При этом оплатить проезд можно и обычной банковской картой, и даже наличными – водителю.
Для информирования пассажиров о движении транспорта постепенно устанавливаем «умные» остановки. Они укомплектованы в том числе табло, на которых отображается расписание движения.
Недавно в социальных сетях получило популярность видео о том, как в Перми по вашему приглашению гостил юный московский школьник, собравший робота. На это его вдохновило посещение стенда Пермского края на выставке «Россия» на ВДНХ. Расскажите, почему вы позвали мальчика в гости? И как в регионе выстроена система подготовки кадров и работа со специалистами в области ИТ, цифровой трансформации и ИТС?
Д.М.: С удовольствием показали Артему Алиеву из подмосковья, как у нас в Перми собирают роботов, и познакомили его с нашим городом. Мы поддерживаем интерес детей к новым знаниям, ведь порой он может повлиять и на выбор будущей профессии. И создаем условия, чтобы и молодежь, и люди более старшего возраста могли осваивать современные технологии и работать в этой сфере.
Мы действуем по нескольким направлениям. Создаем образовательную среду для школьников, чтобы они уже в юном возрасте знакомились с современными технологиями, пробовали себя в них, а затем выбирали работу в этом секторе для профессиональной карьеры. У нас на территории всего края работают центры образования «Точки роста», создан детский технопарк «Кванториум» и три школьных кванториума, действуют центры цифрового образования «ИТ-куб», региональный «Сириус» – «Академия первых». Проводим различные мероприятия в сфере информационных технологий для школьников и студентов – Школа ИТ-проектов, чемпионат по информационной безопасности, Пермская олимпиада по программированию CODE PERM. Наши школьники успешно участвуют во Всероссийском учебном фестивале по искусственному интеллекту и программированию RuCode.
В рамках таких мероприятий ребята могут почувствовать себя частью ИТ-сообщества, узнать больше о сфере информационных технологий. Школьники встречаются с будущими работодателями, участвуют в мастер-классах и воркшопах, разбираются в том, что им больше нравится, узнают, как соотносятся их желания и навыки.
Для обучения новым специальностям уже взрослых жителей в 2019 году в Прикамье был создан Пермский сетевой ИТ-университет (СИТУ), который бесплатно проводит обучение жителей края. В нем действует более 80 различных программ по ИТ – направлениям. Проект реализуется в рамках идеологии нацпроекта «Цифровая экономика».
СИТУ повышает квалификацию профессионалов в ИТ-сфере и обучает тех, кто хочет расширить свои знания и навыки в этой области. 50% слушателей – это люди, не связанные со сферой ИT. По данным анкетирования выпускников курсов ИТ-университета, переквалифицироваться или найти работу в IT-компаниях смогли 30% выпускников, еще 47% окончивших курс продолжили осваивать новые навыки по выбранной специальности. Обучение проходит на базе пермских вузов – ПГНИУ, ПНИПУ и Пермского кампуса НИУ ВШЭ. Учиться можно и очно, и онлайн. В качестве преподавателей выступают практикующие специалисты ИТ-компаний. По итогу слушатель получает актуальные и востребованные в регионе ИТ-компетенции.
В части подготовки специалистов цифровой трансформации и ИТС мы заинтересованы в том, чтобы в отрасль приходили сотрудники, хорошо владеющие знаниями и навыками на современном уровне. Для этого студентам смежных специальностей организовываем практику с последующим трудоустройством в подведомственные учреждения Министерства транспорта Пермского края. Также наши специалисты перенимают опыт внедрения ИТС других регионов, практикуются в центрах компетенций и центрах управления дорожным движением субъектов России, участвуют в профильных конференциях.
Все это позволяет впоследствии внедрять в Прикамье лучшие практики и технологические решения.
Фото: пресс-служба Правительства Пермского края / пресс-служба Губернатора Пермского края / Министерство транспорта Пермского края / Интеллектуальные транспортные системы России
Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через