ИТС регионам: Пермь Новые задачи, передовые технологии, первоклассные кадры
Мероприятие прошло при поддержке и участии Правительства Пермского края, Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства, Государственной Думы Российской Федерации, ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», ПАО «Ростелеком», представителей экспертного и бизнес-сообществ.
Ключевое региональное событие в области ИТС собрало свыше 450 участников из 37 субъектов Российской Федерации. В рамках деловой программы эксперты обсудили вопросы развития транспортной инфраструктуры и транспорта в субъектах Российской Федерации, цифровой трансформации транспортной отрасли, внедрения интеллектуальных транспортных систем в субъектах Российской Федерации в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», нормативно-правового регулирования ИТС, информационной и транспортной безопасности, применения искусственного интеллекта на транспорте и в дорожном хозяйстве, развития технологий информационного моделирования, применения технологий обеспечения безопасности дорожного движения, кадровой потребности транспортной отрасли и сферы ИТС.
В ходе открытия конференции с приветственным словом к гостям и участникам мероприятия обратился губернатор Пермского края Дмитрий Махонин. Как отметил глава региона, ежегодно в рамках конференции промышленники и представители государственной власти, эксперты со всей страны обмениваются опытом и наработками в части развития интеллектуальных транспортных систем и технологий безопасности дорожного движения.
«Первые этапы цифровой трансформации отрасли в Пермском крае начались еще 15 лет назад. В крупных городах региона постепенно вводился мониторинг параметров транспортных потоков. За эти 15 лет проделана очень большая работа, и, конечно же, Пермский край теперь может делиться наработанным опытом с другими территориями нашей страны. Сегодня большое внимание мы уделяем обеспечению безопасности на дорогах. Благодаря расширению зоны покрытия детекторами транспорта и видеокамерами увеличилась оперативность получения данных о дорожной обстановке и, как следствие, скорость реагирования на инциденты», — подчеркнул Дмитрий Махонин.
Заместитель министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов выделил важность внедрения технологий в транспортную отрасль, а также отметил, что выставка «ИТС регионам» зарекомендовала себя как уникальная площадка для обсуждения тенденций развития интеллектуальных транспортных систем в России.
«Инновации помогают улучшить безопасность на дорогах, повысить эффективность работы транспорта и обеспечить комфорт для всех участников дорожного движения. Конференция «ИТС регионам» призвана содействовать ускорению развития интеллектуальных транспортных систем в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», развитию и реализации ключевых цифровых инновационных проектов и технологий в субъектах Российской Федерации, объединив усилия бизнеса, потребителей и государства, что приведет к развитию автодорожной и транспортной инфраструктуры, обеспечит ее функциональность, безопасность, повысит эффективность и конкурентоспособность», — прокомментировал Дмитрий Баканов.
Заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Антон Журавлев подчеркнул необходимость формирования анализа эффективности внедренных технологий.
«Нужно понимание, что же мы построили на сегодняшний день. И поэтому встает вопрос анализа и подтверждения работоспособности ИТС в регионах. ФАУ «РОСДОРНИИ» совместно с Ассоциацией «Цифровая Эра Транспорта», разработчиками и отраслевым сообществом такую задачу перед собой поставили. Подобная работа ведется, и к осени текущего года мы выйдем с первыми результатами», — отметил Антон Журавлев.
Министр информационного развития и связи Пермского края Петр Шиловских рассказал участникам о развитии цифровизации в Пермском крае.
«Сейчас в Прикамье работает Региональная навигационно-информационная система. Ее данные помогают составлять рейтинг муниципальных образований Пермского края по цифровой трансформации. К системе подключено более 1900 единиц общественного транспорта. Министерство активно взаимодействует и с другими ведомственными учреждениями ИОГВ, ОМСУ для модернизации системы. Это позволяет улучшать транспортную инфраструктуру, создавать новые инновационные решения и обеспечивать безопасность на дорогах. Также идет взаимодействие с Яндекс Картами и 2ГИС. Благодаря этому на картах видна информация о передвижении 98 % средств общественного транспорта», – подчеркнул министр.
Также спикер уточнил, что сейчас в Прикамье показатель цифровой зрелости по транспортной отрасли, установленный на федеральном уровне, достиг 95,05%.
На мероприятии Пермский край продемонстрировал опыт региона. Интеллектуальная транспортная система в Перми, действительно, одна из образцово-показательных в части как внедрения технологий, так и подходов руководства субъекта. На базе Государственного краевого учреждения «Центр безопасности дорожного движения Пермского края» в 2019 году был создан Центр организации движения, который занимается диспетчеризацией, моделированием транспортных потоков и организацией дорожного движения. Также там располагается диспетчерская служба автоматизированной системы управления дорожным движением и транспортные инженеры по проектам организации дорожного движения.
Реализация проекта по внедрению ИТС началась с объединения основных подсистем в единую платформу управления транспортной системой – ЕПУТС. В основе стоит полностью отечественная разработка – опорная модульная платформа ИТС «Трансфлоу».
Отметим, что по результатам внедрения ИТС и запуска единой платформы, которая позволяет эффективно управлять транспортной инфраструктурой города, в среднем до 20 % увеличилась пропускная способность уличной дорожной сети, до 15 % – средняя скорость движения транспортных средств и практически на четверть снизилась аварийность на дорогах.
Первый этап создания ЕПУТС в Перми прошел еще 2022 году. Сейчас работают шесть модулей, некоторые из них находятся в открытом доступе, а некоторые предназначены для работы специалистов. Благодаря общедоступным функциям ИТС водители могут видеть актуальную информацию о дорожных работах, текущую ситуацию на дорогах и ее прогноз (например, аварии или пробки), а еще погоду. Один из модулей системы создает полный цифровой двойник города, который представляет собой карту с виртуальными моделями зданий и дорожных развязок.
Для дорожных специалистов работают модули для электронной организации дорожного движения – например, для наблюдения за транспортным потоком при помощи средств фотовидеофиксации, чтобы оптимизировать работу светофоров и создать схемы проезда для общественного транспорта. Среди прочего также работает функция видеонаблюдения для обнаружения дорожных инцидентов – аварий и пробок – и оперативного оповещения специальных служб.
В результате использования цифровых решений в Пермском крае был улучшен сервис контроля за транспортными потоками, а использование платформы и специальной программы Центром безопасного дорожного движения дает возможность в реальном времени собирать и анализировать информацию от детекторов, расположенных на главных улицах города.
В рамках мероприятия выступил директор пермского филиала ПАО «Ростелеком» Ильдар Фахрутдинов, который рассказал о ходе реализации работы компании в области ИТС, в том числе в Перми.
«На сегодняшний день мы лидеры в области внедрения ИТС и интеграции единой платформы. В середине 2024 года достигнем второго уровня зрелости. В 2022 году нами была создана единая цифровая платформа управления транспортной системой, в рамках которой мы объединили несколько модулей, таких как управление маршрутным транспортом, метеомониторинг, видеонаблюдение, контроль нарушений, фото- и видеофиксация, управление парковочными пространствами. Только в 2023 году мы построили более 500 комплексов фото- и видеофиксации. Всего за это время установлено 600-6000 таких комплексов в 63-х субъектах Российской Федерации. В 18 регионах ведем техническое обслуживание и эксплуатацию комплексов фото- и видеофиксации, весогабаритного контроля», — обозначил Ильдар Фахрутдинов.
Также Ильдар Фахрутдинов добавил, что на текущий момент специалисты фокусируются на установке дополнительных модулей и интеграции новых информационных решений, которые улучшают работу общественного транспорта и систему по оплате парковок.
Генеральный директор ООО «Траффик Дэйта» Иван Чебыкин — представитель индустриального цифрового кластера Пермского края — поделился с участниками разработками в области реализации приоритетного проезда для спецтранспорта и для пассажирского транспорта, а также обозначил важность использования собираемых данных.
«Мы можем получить от системы мониторинга информацию, которая позволит нам сделать приоритетный проезд. А если мы будем анализировать исторические данные о транспортных потоках, то, например, можно понимать, как смещается колея от смежных заносов, что может являться триггером для вывода дорожной техники для очистки проезжей части. Если мы также более широко взглянем на данные, которые может давать эта система, то мы сможем использовать получаемую информацию и для оптимизации режима светофоров, для адаптивного регулирования, учитывая локальные изменения пропускной способности улиц. Еще один важный момент, который уже давно пора поднять в этой сфере, это обеспечение юридической значимости той информации, которая собирается с этих подсистем мониторинга», — подчеркнул Иван Чебыкин.
В продолжение деловой программы на сессии «Интеллектуальные транспортные системы и цифровизация дорожной отрасли в субъектах Российской Федерации – подходы, эффективность, новые возможности» участники и эксперты обменялись мнениями по развитию ИТС в субъектах в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» и обсудили вопросы нормативно-правового регулирования в данной сфере, информационной безопасности, внедрения технологий информационного моделирования, а также развития Системы контроля дорожных фондов.
Напомним, что ФГИС СКДФ создана ФАУ «РОСДОРНИИ» в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Система позволяет вести учёт объектов дорожной инфраструктуры, формировать и осуществлять контроль за расходованием средств дорожных фондов на проведение работ, а также принимать управленческие решения на основе результатов анализа большого массива данных. ФАУ «РОСДОРНИИ» совместно с владельцами автомобильных дорог продолжает работу по наполнению системы данными мероприятий Плана по строительству, реконструкции и ремонту дорог, рассчитанного на 2023–2027 годы. С этой целью на базе СКДФ создан функционал внесения данных мониторинга их реализации. В ходе сессии участники отметили, что при внедрении интеллектуальных транспортных систем регионам предлагается проводить комплексную работу, которая включает в себя анализ текущего состояния транспортной системы, определение оптимального вектора развития ИТС, планирование контрактных задач, которые отвечают всем требованиям методических рекомендаций, нормативных актов и позволяют достичь максимального эффекта при выделенном финансировании. В свою очередь Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» необходимо оказывать содействие в части проведения независимой экспертизы, консультаций и предложений по выбору направлений и наиболее перспективных подсистем в субъектах РФ для максимальной эффективности вложенных средств.
Традиционно на «ИТС регионам» прошла сессия по технологиям, на которой ведущие производители оборудования и разработчики ПО представили гостям и участникам передовые решения в области ИТС.
Так, директор направления «Транспорт» Департамента формирования продуктового предложения КЦ ПАО «Ростелеком» Дмитрий Марков рассказал про 3D-модель мегаполиса – отечественный модуль «Цифровой двойник города», который призван повысить качество управления улично-дорожной сетью мегаполисов.
«Цифровой двойник города» – это 3D-модель мегаполиса, которая объединяет информацию и формирует инвентаризационную базу данных объектов дорожной инфраструктуры, включая точные параметры дорог, светофорные объекты, дорожные знаки, мосты, сооружения, столбы освещения, путепроводы и здания. В дальнейшем решение позволит отслеживать их нормативное состояние в автоматизированном режиме. В результате заказчик (в данном случае это центр безопасности дорожного движения Пермского края) получил инструмент визуализации ситуации на транспортных артериях», – подчеркнул Дмитрий Марков.
Отметим, что презентованный ПАО «Ростелеком» на выставке «Цифровой двойник» – один из ключевых модулей в составе интеллектуальной транспортной системы, которая является средством автоматизации других информационных систем организации дорожного движения. Данные, полученные при помощи цифрового двойника, позволяют автоматизировать процесс формирования заявок на устранение аварий или ЧС. Это существенно ускоряет получение диспетчерскими службами достоверной информации о нештатных ситуациях, а городским службам позволяет оперативно устранять последствия различных ситуаций на дорогах.
Генеральный директор компании «Алтек» Михаил Кожуховский продемонстрировал опыт использования «Трансфлоу» в регионах. Большой интерес у специалистов и гостей конференции вызвал модуль диспетчерского управления ИТС для ЧС и ВС, а также ряд других уникальных решений, которые уже сегодня предвосхищают необходимости отрасли.
В продолжении сессии руководитель проектов ООО «ТраффикДэйта» Елизавета Игнатенко рассказала про оптимизацию дорожного движения с помощью видеоаналитики. Программное обеспечение разработано для анализа транспортного потока, проведения мониторинга дорожного движения, управления светофорными объектами, детекции ДТП и ЧС. Данная система работает в г. Перми.
Про использование системы видеоаналитики Smart Traffic System рассказал инженер по компьютерному зрению компании CodeInside Никита Лысцов. Данное программное обеспечение разработано для сбора и анализа данных о транспортных потоках в реальном времени по данным видеокамеры.
Директор практики «Цифровые сервисы» AT Consulting Восток Александра Бочарова выступила с докладом «ИТС в концепции умных городов».
«ИТС осуществляет диспетчеризацию информационных потоков из всех нижележащих подсистем, агрегирует их и раздаёт всем заинтересованным потребителям. Такие данные должны быть доступны всем участникам, имеющим отношение к жизни в городе, — жителям, коммерческим компаниям, общественным организациям и государственным органам любого уровня. В этом случае будут возникать новые способы применения транспортной информации, а общая жизнедеятельность региона будет повышать свою эффективность», – прокомментировала Александра Бочарова.
Также специалисты AT Consulting Восток представили гостям конференции цифровую платформу управления транспортной отраслью. Основная задача платформы – рост уровня безопасности на дорогах и качества транспортных услуг, оказываемых жителям городов и агломераций. Как отметили представители компании, достигается это за счет контроля и управления транспортной системой на региональном уровне в режиме реального времени.
Руководитель отдела пропаганды ООО «Технологии Распознавания» Сергей Кусов презентовал участникам аппаратно-программный комплекс «АвтоУраган-МС». Комплекс является мобильным устройством автоматического видеоконтроля автотранспорта. Прибор устанавливается на крыше патрульного автомобиля и, используя встроенное оборудование, контролирует дорожную обстановку. Особенностью комплекса является то, что видеокамеры комплекса позволяют фиксировать окружающую обстановку вокруг патрульного автомобиля в зоне 360°, а также проводить автоматическую фотовидеофиксацию окружающего автотранспорта и измерять его скорость как в стационарном положении патрульного автомобиля, так и при его движении. Одновременно с контролем скорости АПК фиксирует нарушения стоянки/остановки, выезд на полосу встречного движения, проезд по обочине, полосе маршрутного транспорта и др.
Про контроль дорожного освещения и управление освещением как часть интеллектуальной транспортной системы рассказала директор по развитию ООО «Кулонспецкомплект» Ирина Савченко.
«Освещение – это безопасность. Если спросить любого водителя или пешехода, что максимально влияет на его безопасность в тёмное время суток и создаёт комфортное пребывание на улице, то скажут именно про освещение. Поэтому сегодня нужно говорить уже не про управление освещением как часть ИТС, а про контроль электроснабжения освещения как часть ИТС. Без электроснабжения ИТС не будут работать. На автодорогах мы были первой системой, которая была установлена в России. Мы создавали основные тренды. То, что сейчас применяется на больших автодорогах – это комплексный подход нашей системы», – подчеркнула Ирина Савченко.
Генеральный директор АО «Группа Телематика-Один» Леонид Парамонов презентовал участникам конференции цифровую платформу для повышения эффективности работы транспортного комплекса.
«В целом ситуация, которая складывается с цифровизацией транспортного процесса в РФ, не сильно радужная: где-то все только начинается, где-то уже можно перенимать опыт. В Пермском крае ситуация гораздо лучше, чем в целом в стране. Наша основная работа заключается в разработке программного обеспечения, которое может быть региональной информационной системой и строиться с учетом тех требований, которые необходимы именно этой территории и будут ее развивать и обеспечивать возможность контроля как за пассажирскими перевозками, так и за другими видами транспорта. Сегодня мы помогли реализовать решение, которое обеспечивает контроль за пассажирскими перевозками, грузоперевозками, осуществляемыми водным путем. Тема актуальна для тех регионов, у кого есть навигация – речная, морская, а у нас в России их достаточно», – прокомментировал Леонид Парамонов.
В продолжении деловой программы конференции и выставки состоялась специальная сессия партийного проекта «Безопасные дороги» ВПП «Единая Россия», посвященная технологиям обеспечения безопасности дорожного движения, а также вопросам законодательства в данной сфере.
Открывая сессию, первый заместитель председателя Комитета по собственности, земельным и имущественным отношениям Государственной Думы РФ, координатор федерального проекта «Безопасные дороги» ВПП «Единая Россия» Сергей Тен отметил тесную взаимосвязь развития цифровых технологий и безопасности дорожного движения.
«Это может быть своевременное информирование участников движения, например, об ухудшении метеоусловий, превышении скоростных параметров, непредвиденных ситуациях на дорогах. Контроль соблюдения ПДД, состояния инфраструктуры, элементов обустройства, дефектов дорожного полотна, весогабаритных параметров. Важнейшее направление – применение систем повышения безопасности пешеходов. Это могут быть умные светофоры и оборудованные пешеходные переходы. Конечно, развитие общественного транспорта и систем, которые помогают водителям следить за состоянием здоровья, местах на парковках, управлением автомобилем и так далее», – подчеркнул Сергей Тен.
Вместе с тем Сергей Тен выделил контроль соблюдения ПДД в качестве фактора, влияющего на безопасность дорожного движения.
«Проведенный партией онлайн-опрос «Повышение безопасности дорожного движения», в котором приняли участие 94 000 человек, показал, что более 90 % респондентов поддерживают применение фотовидеофиксации. Люди видят, что в регионах с наибольшим количеством камер отмечаются наилучшие показатели по БДД, а также формируется культура соблюдения ПДД», – рассказал спикер.
Генерал-майор полиции, заместитель начальника Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Олег Понарьин в своем выступлении выделил ряд вопросов, которые стоят перед участниками отрасли для достижения заявленных показателей и достижения высокого уровня безопасности дорожного движения, а также заявил о важности пропаганды соблюдения ПДД.
«Массовая культура играет огромную роль в формировании правосознания участников дорожного движения. Необходимо еще активнее пропагандировать правильное и законопослушное поведение участников дорожного движения. Это даст нам еще большую уверенность и безопасность на наших дорогах», – прокомментировал Олег Понарьин.
Член общественного совета федерального проекта «Безопасные дороги» ВПП «Единая Россия», исполнительный директора Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Дмитрий Ольховиков также отметил важность работы по пропаганде БДД.
«Мы в Ассоциации на постоянной основе собираем информацию о лучших и наиболее эффективных технологиях, способствующих не только пропускной способности, но и безопасности дорожного движения. Сформированными материалами делимся с коллегами в рамках общественного совета партийного проекта. Кроме того, отмечу, что мы уже начали работу по созданию специального образовательного портала для детей и школьников, на котором дети и их родители смогут не только узнать о новейших технологиях, профессиях в области ИТС и дорожного хозяйства, но и послушать лекции о безопасности дорожного движения, поучаствовать в конкурсах, узнать какие системы помогут избежать тех или иных ситуаций на дороге», – подчеркнул Дмитрий Ольховиков.
Председатель Общественного экспертного совета национального проекта «Безопасные и качественные дороги» Михаил Блинкин обратил внимание на статистику ДТП за 2023 год и отметил, что впервые за последние десятилетия все основные показатели аварийности ухудшились, а ожидания по 2024 году спикер назвал достаточно тревожными. Отдельное внимание в выступлении эксперта было уделено нештрафуемому порогу в 20 км/ч.
«Цифра чрезвычайно большая в контексте мировой практики, и в России её также давно пора снижать. Такая тонкая мера организации движения критически важна для безопасности, где буквально каждый метр имеет значение и может оказаться решающим на дороге. 20 км/ч были актуальны во времена СССР, когда точностью определения скорости не могли похвастаться ни спидометры автомобилей, ни средства измерения скорости, которые применяли инспекторы ГАИ. Аргументы были честные и правильные, но сегодня, когда автомобильный парк современный, а комплексы фотовидеофиксации имеют погрешность в 1–2 км/ч, сохранять нештрафуемый порог в 20 км/ч – не оправдано. Необходимо внести правки в закон о безопасности дорожного движения, снижающие нештрафуемый порог в 20 км/ч, если не до лучших европейских образцов, то хотя бы наполовину», – прокомментировал Михаил Блинкин.
Отдельно на сессии был поднят вопрос нормативно-правового регулирования внедрения цифровых технологий в дорожной деятельности – в том числе, на территории Пермского края. Директор ГКУ «Центр безопасности дорожного движения Пермского края Александр Власов отметил необходимость изменения законодательства в сфере организации и обеспечения безопасности дорожного движения.
«Мы предлагаем распространить принципы установки фотовидеофиксаторов, изложенные в Федеральном законе от 29.05.2023 № 197-ФЗ, на установку детекторов транспортных потоков. Также внести в КоАП РФ явное указание на возможность привлечения к административной ответственности по результатам измерения средней скорости движения транспортного средства на участке дороги и указания этого участка дороги в качестве места совершения правонарушения», – прокомментировал Александр Власов.
В свою очередь директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики ГК «Урбантех» Александр Домбровский подчеркнул, что существует большой риск, что уже осенью 2024 года, когда в силу вступит Федеральный закон 197-ФЗ, в России могут отключить до 70 % комплексов фотовидеофиксации. Связано это с тем, что постановление Правительства к закону содержит очень узкий перечень мест, в которых возможна установка комплексов фотовидеофиксации, а отдельные пункты не расшифрованы в части их правоприменения.
«Документ полностью исключает возможности для региональных транспортных властей принимать превентивные меры по снижению аварийности и смертности в ДТП в части применения средств фотовидеофиксации. Становится фактически некоторым рудиментом тот огромный опыт и различные программные решения, разработанные отраслевыми специалистами. В том числе – «Аналитический модуль БДД», разработанный ГК «Урбантех», в который заложена функция предиктивной аналитики для прогнозирования аварийности на будущие периоды. В итоге в целом ряде случаев региональные транспортные власти будут вынуждены ждать, пока на участке дороги накопится определенное число аварий, раненых и погибших, прежде чем можно будет применить средства фотовидеофиксации», – отметил Александр Домбровский. Эксперт добавил, что прозрачное регулирование для применения фотовидеофиксации необходимо и востребовано, однако некоторые нормы должны быть скорректированы, чтобы технологии по борьбе со смертностью на дорогах использовались максимально эффективно.
Уже сегодня в деятельность дорожно-патрульной службы активно внедряются интеллектуальные системы, которые помогают оценить правильность поведения водителей, выявляют нарушения, в режиме онлайн проводят оперативно-розыскные мероприятия и многое другое.
Так, Александр Домбровский в ходе выступления рассказал о современных технологиях контроля безопасности дорожного движения, включая разработки на основе искусственного интеллекта.
«Безопасность на дорогах нельзя достичь бесконечным наращиванием количества комплексов фотовидеофиксации. Достичь максимального эффекта от их применения можно только в случае их качественной эксплуатации в круглосуточном режиме с предшествующим анализом ситуации на дорогах», – рассказал Александр Домбровский.
В ходе работы выставки «ИТС регионам» в Перми гостям и участникам мероприятия были представлены лучшие решения в области интеллектуальных транспортных систем и безопасности дорожного движения.
На экспозиции были презентованы комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД, программные продукты и оборудование для мониторинга транспортных потоков, системы видеоаналитики, комплексы метеообеспечения и метеомониторинга, телематические системы, цифровые платформы управления транспортной отраслью, системы оплаты проезда, радиолокационные и видеодетекторы транспорта, транспондеры, дорожные контроллеры и многое другое.
Помимо специального оборудования на выставке была представлена натурная техника – электробус, зарядная станция для электромобилей, мобильный комплекс ФВФ, комплекс весогабаритного контроля, дорожная техника.
Одним из решений на выставке был проекционный пешеходный переход, позволяющий сделать движение безопасным там, где нет разметки и светофора. Это решение уже можно встретить на дорогах во многих регионах страны.
Компания «Технологии распознавания» показала участникам выставки модернизированный мобильный комплекс-балку «Автоураган-МС», который производит автоматическую фотовидеофиксацию всего окружающего пространства вокруг патрульного автомобиля в движении.
Отдельно были представлены компании-разработчики Пермского края. Так, на стенде ГК «Урбантех» была продемонстрирована линейка аппаратно-программных решений для безопасности дорожного движения и интеллектуальных транспортных систем: моноблок «Азимут-4», комплекс «Азимут Парковка» купольного типа, детектор транспорта «Азимут ДТ» и вычислительный модуль, применяемый в составе распределенных систем фотовидеофиксации.
Компания TrafficData – разработчик программного обеспечения для интеллектуальных транспортных систем на основе технологий видеоаналитики – представила гостям и участникам конференции и выставки программное обеспечение для анализа транспортного потока, проведения мониторинга дорожного движения, управления светофорными объектами, детекции ДТП и ЧС.
ПАО «Ростелеком» презентовало региональные проекты, а также отечественную модульную цифровую платформу ИТС для построения модульных дорожно-транспортных решений. Такое решение уже работает, в том числе, в Пермском крае.
Участники выставки: ПАО «Ростелеком», Урбантех, ООО «Траффик Дэйта», ООО «КОДИНСАЙД», ООО «Технологии распознавания», АО «СМАРТС», AT Consulting Восток, ООО «Сорб Иннова», ООО «Код Безопасности», Кластер ГЛОНАСС «К-57», ООО «Золотой век», ООО «СПЕКТР ТМ», ООО «Интеллектуальная видеоаналитика», ООО «ПКФ«Иристон», ООО «Симикон», ООО «НПО «ИТС», Аvrora-V, ООО «Завод экранов», ООО «Астра Лаб», Fort Telecom, ПАО «МТС».
Традиционно в рамках мероприятий Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» состоялся этап ИТ-чемпионата в области интеллектуальных транспортных систем. За возможность стать первыми участниками финального этапа в Москве осенью текущего года боролись 11 команд из Москвы, Перми, Иркутска, Саратова, Тольятти и Томска, а также две команды Пермских школьников. 75 студентов работали над решениями интересных и сложных программных задач.
Для первого этапа ребятам были подготовлены кейсы от Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», ООО «ИКСОЛОДЖИ» и Кластера ГЛОНАСС К-57. Молодые программисты в течение двух дней разрабатывали веб-приложение для комплексной оценки качества эксплуатации объектов ИТС, мобильное приложение мониторинга состояния дорожного покрытия, сервис сбора сведений о планируемых и фактически выполненных перевозках воздушным транспортом с модулем анализа данных. Самые юные участники чемпионата – школьники, получили кейс по созданию цифровой карты интеллектуальных транспортных систем.
Победителями первого этапа ИТ-чемпионата стали:
- команда «Плацебо» из Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) (кейс по разработке сервиса сбора сведений о планируемых и фактически выполненных перевозках воздушным транспортом с модулем анализа данных);
- команда ITSC Mobile Томского государственного университета (кейс по созданию мобильного приложения мониторинга состояния дорожного покрытия);
- команда MISIS X6Retail из Московского университета науки и технологий МИСИС (НИТУ МИСиС) (кейс по созданию веб-приложения для комплексной оценки качества эксплуатации объектов ИТС);
- команда школьников «Цифровые дорожники» из МАОУ «Экономическая школа 145» г. Перми (кейс по созданию цифровой карты интеллектуальных транспортных систем)
На открытии ИТ-чемпионата заместитель председателя Правительства Пермского края Андрей Алякринский отметил значимость проведения ИТ-соревнования в Перми.
«Очень рады приветствовать всех участников соревнований. Хорошо, что ИТ-чемпионат проходит именно у нас в Перми. Все мы прекрасно знаем, что здесь, на Пермской земле, находится несколько команд – активных участников процесса по внедрению интеллектуальных транспортных систем в стране, а также производителей оборудования и программного обеспечения для ИТС. У нас очень хорошая научная кадровая составляющая, так что не случайно мы проводим чемпионат именно здесь. Желаю всем участникам победы, развития и принятия правильных решений!» – сказал Андрей Алякринский.
Напомним, ИТ-чемпионат в сфере интеллектуальных транспортных систем и цифровизации транспортной отрасли для учащихся вузов страны проводится с 2021 года и уже в четвертый раз собирает ведущих программистов и разработчиков программных решений и приложений. В 2024 году ИТ-чемпионат был разделен на этапы. Первый этап интеллектуального соревнования среди студентов и школьников в области интеллектуальных транспортных систем прошел в рамках конференции и выставки «ИТС регионам» 28-29 марта 2024 года в г. Перми в конгрессно-выставочном центре «Пермь-Экспо» при поддержке и участии Правительства Пермского края, Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства, Государственной Думы Российской Федерации, ФАУ «РОСДОРНИИ», отраслевых объединений, экспертного и бизнес-сообществ.
Участниками первого этапа ИТ-чемпионата заявились две команды из Москвы – Pet weasels из Высшей инженерной школы (ВИШ РУТ (МИИТ)) и MISIS X6Retail из НИТУ МИСИС. Четыре команды – участники из Перми – «ПрофIT» из Пермского национального исследовательского политехнического университета, IKNT_1 и «AI_кабанчики» из Пермского государственного национального исследовательского университета, Get_Start из Пермского политехнического колледжа имени Н.Г. Славянова. Постоянные участники ИТ-чемпионата команда – «Плацебо» из Иркутского национального исследовательского технического университета (ИрНИТУ). Также в соревнованиях участвовали две команды из Томска, Тольятти и Саратова – ITSC Mobile и ITSC Web из Национального исследовательского Томского государственного университета, Stakex из Тольяттинского государственного университета и «Иногда мы едим кабачки» из Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
Организатором ИТ-чемпионата выступила Ассоциация «Цифровая Эра Транспорта», соорганизатор и партнер – ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», партнер – ООО «Иксолоджи».
Фото: Интеллектуальные транспортные системы России (ИТС России)
Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через