баннер ИТС регионам Бурятиябаннер ИТС регионам Бурятия

ИТС и город: как технологии улучшают транспортную инфраструктуру Улан-Удэ

Рейтинг 0
42184
Ткачев Юрий Захарович
Председатель Комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству г. Улан-Удэ

О том, какие решения в регионе использовались ранее, какие инновации были внедрены за последние годы и что благодаря этому изменилось, читайте в нашем материале.

Дорожное движение Улан-Удэ стало умным

Это один из результатов нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Массовое внедрение современного программного обеспечения, оптики, чипов и другой электроники коренным образом изменило сферу дорожного движения Улан-Удэ. Она прогрессирует на глазах к радости всех, кто пользуется дорогами города. Если говорить об уровне, на который сейчас вышла система управления транспортным движением, то столица Бурятии входит в число передовых российских городов.

В числе лидеров

То, что еще каких-нибудь пять лет могло занять день, сейчас делается в режиме реального времени. Как в Улан-Удэ раньше определяли уровень интенсивности дорожного движения? Работники горадминистрации стояли у дороги, считали машины и записывали, сколько транспорта проезжает в час по какой-либо дороге в определенное время суток. Теперь такой мониторинг транспортных потоков ведется автоматически и удаленно — без выезда на дорогу. Определяется средняя скорость движения, число машин и их тип (легковые, грузовые, автобусы), дистанция между машинами и другие параметры.

Информационные технологии сбора и, что важно, оперативной обработки данных за несколько лет совершили настоящую революцию: в Улан-Удэ была внедрена интеллектуальная транспортная система (ИТС) в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Теперь если, например, сломавшийся грузовик где-то блокировал полосу движения, то об этом информируют жителей города. Причем сопроводив сообщение фотографией того участка улицы с обведенным рамкой грузовиком — виновником происшествия. Достаточно открыть телеграм-канал комитета по транспорту администрации города и ознакомиться с тем, где что случилось, какова ситуация на дорогах. Канал был создан почти два с половиной года назад, количество подписчиков на сегодняшний день превышает 5 тысяч человек, а опубликовано более 16 тысяч постов. Наиболее востребованная информация из ИТС очень оперативно попадает в открытый доступ, чтобы с ней мог ознакомиться любой желающий.

Внедрение ИТС стартовало в 2021 году в партнерстве с крупнейшим в России провайдером цифровых услуг и решений «Ростелекомом». Приоритетной целью было оптимизировать дорожное движение так, чтобы в Улан-Удэ стало меньше пробок. В работу была вложена солидная сумма бюджетных средств, и можно с уверенностью сказать, что деньги инвестированы результативно.

В городе развернули сеть уличных всепогодных датчиков транспортных потоков, которые автоматически собирают сведения о ситуации на дорогах. Был организован мощный центр обработки данных. Параллельно с этим прошла масштабная модернизация светофоров. Они получили современные контроллеры с расширенным функционалом. В самых напряженных местах города светофоры имеют возможность работать в семи-восьми режимах. Один из таких продвинутых светофоров действует на перекрестке улиц Бабушкина и Терешковой. Все эти шаги позволили удаленно координировать работу светофорных объектов.

Улан-удэнская ИТС включает в себя ряд модулей и подсистем различного назначения. Все работает круглосуточно. ИТС вывела управление дорожным движением на качественно новый уровень.

В числе важнейших возможностей ИТС — адаптивное управление светофорами, когда в зависимости от транспортной загрузки направлений система автоматически определяет сколько времени должен гореть тот или иной сигнал светофора. Эта технология на текущий момент находится на стадии тестирования.

На благо горожан

Первые же промежуточные итоги работы системы стали основой для принятия городскими властями «дорожных» решений. «Где-то запретили разворот или поворот машин, где-то перенесли пешеходный переход, где-то установили новый светофор и т. д.», — поясняет Юрий Ткачев, председатель комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству администрации города Улан-Удэ.

Современная улично-дорожная сеть Улан-Удэ — это наследие советских времен. Тогда на улицах не было так много машин, как сейчас. И никто не предполагал, что ситуация сильно изменится. В 2010 году в городе было 110 тысяч автомобилей, а сейчас почти 200 тысяч. Тем важнее умелое, рациональное регулирование дорожного трафика. Поэтому с учетом той картины, которая стала окончательно ясна, на дорогах Улан-Удэ сейчас строят дополнительные полосы движения (в т. ч. выделенные полосы для движения общественного транспорта, а также машин скорой помощи и других специализированных служб), развернулась работа по подготовке к строительству путепроводов через железнодорожные пути и т. д.

Внедрение ИТС позволяет повысить пропускную способность дорог и эффективность движения общественного транспорта.

Операторы Центра управления ИТС круглосуточно отслеживают дорожную обстановку. Установлен постоянный контакт с полицией, МБУ «Горсвет», МУП «Управление трамвая», МУП «Городские маршруты» и другими сторонами. В снегопад система отслеживает посыпку улиц. Есть телефон горячей линии, куда можно позвонить по вопросам работы светофоров, движения общественного транспорта и другими моментам.

ИТС постоянно прогрессирует.

В 2024 году был реализован четвертый этап внедрения ИТС. Проведено оснащение Центра управления дополнительным оборудованием и программами. В прошлом году в рамках внедрения подсистемы метеомониторинга появилась первая в истории Улан-Удэ дорожная метеостанция. Она обеспечила автоматизацию измерения метеорологических параметров и контроля параметров поверхности дорог. Новинка также выдает предупреждения об опасных погодных условиях.

«ИТС оценивается по уровню зрелости. Установка базовой метеостанции дает возможность с базового нулевого уровня подняться на первый уровень зрелости. Тем самым мы планируем претендовать на дополнительное финансирование в дальнейшем. Мы показываем, что ИТС Улан-Удэнской агломерации развивается. Всего уровней зрелости ИТС — три. Большинство городов Российской Федерации находится на нулевом уровне зрелости, за исключением буквально нескольких городов», — отмечали в преддверии запуска метеостанции в администрации города.

Важным шагом вперед в 2024 году стало появление в ИТС подсистемы детектирования ДТП. Она предназначена для того, чтобы помогать операторам в обнаружении ДТП на улицах, на которых установлены соответствующие камеры. При возникновении споров у участников ДТП записанное видео помогает установить виновного.

Кроме того, за минувший год было модернизировано шесть светофорных объектов, установлено 12 обзорных камер и еще 15 транспортных детекторов. С 2021 года в столице Бурятии модернизировано 86 светофорных объектов, установлено 150 обзорных видеокамер, 231 транспортный детектор по подсчету и анализу транспортных потоков. На остановках общественного транспорта установлено 120 информационных табло — 84 на трамвайных остановках и 36 — на автобусных.

В подсистеме видеонаблюдения ведется круглосуточная запись в высоком качестве изображения со всех камер. Записи хранят в архиве не менее 14 дней.

С момента введения координированного управления время движения транспортных средств по магистральным улицам города в утренние и вечерние часы пик сократилось на 15%.

За счет собранных данных с детекторов транспорта по интенсивности движения транспортных средств и дальнейшей оптимизации работы светофорных объектов на основных магистралях города произошло увеличение средней скорости движения по г.Улан-Удэ с 15,5 до 22,8 км/ч при приросте транспортных средств почти в 2 раза за последние 10 лет.

Компьютеризация и внедрение российской навигационной системы ГЛОНАСС в пассажирский транспорт позволили улан-удэнцам видеть движение автобусов и трамваев на экранах своих телефонов в приложении «Умный транспорт» (или на соответствующих сайтах). Можно таким образом рассчитать время своего выхода из дома или офиса к остановке, чтобы подойти прямо к приходу транспорта. Многие жители уже не представляют своей жизни без этой возможности. И «глонассовский» мониторинг движения пассажирского транспорта идет тоже на базе Центра управления ИТС.

Среди ближайших планов по развитию интеллектуальной транспортной системы — установка модулей управления дорожными работами, что поможет водителям планировать свои маршруты в условиях перекрытия некоторых улиц, а также дальнейшее наращивание числа транспортных детекторов.

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через