баннер Телеграм каналбаннер Телеграм канал

Интеллектуальные транспортные системы – уровень зрелости!

Рейтинг 5
41582
Антон Журавлев
заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ», член Наблюдательного совета Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта»
41667
Дмитрий Ольховиков
исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», руководитель центра компетенций ИТС

Интеллектуальные транспортные системы сегодня активно внедряются в регионах Российской Федерации. В числе лидеров – Тюменская, Красноярская, Рязанская, Белгородская, Сочинская, Тульская, Пермская, Казанская агломерации. Впервые с этого года «умные» технологии стали внедрять в Смоленской и Курганской областях, Республике Северная Осетия – Алания, Приморском крае и других субъектах. Помимо развития непосредственно интеллектуальных транспортных систем в регионах, ведется серьезная научно-исследовательская работа, разрабатывается новое отечественное оборудование и софт, дорабатываются и актуализируются стандарты, создаются пилотные зоны и лаборатории, идет оптимизация подготовки кадров в данной сфере.

О развитии интеллектуальных транспортных систем и состоянии дел в данной области в информационно-аналитическом материале рассказывают заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ», член Наблюдательного совета Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Антон Журавлев и исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», руководитель центра компетенций ИТС Дмитрий Ольховиков.

В настоящее время в Российской Федерации активно и достаточно успешно реализуется процесс цифровой трансформации дорожной отрасли, предполагающий принципиальное изменение бизнес-модели ее деятельности за счет использования новых цифровых инструментов и технологий.

Одной из наиболее важных задач транспортной системы Российской Федерации является обеспечение максимальной эффективности функционирования дорожно-транспортного комплекса страны путем повышения качества и безопасности предоставляемых транспортных услуг и удовлетворенности населения их эффективностью и комфортом. А одним из инструментов реализации цифровой трансформации является внедрение и функционирование на дорожной сети интеллектуальных транспортных систем (далее – ИТС). Главной же стратегической целью создания ИТС является удовлетворение возрастающего спроса на пассажирские и грузовые перевозки, достижение транспортного баланса между пропускной способностью автомобильных дорог и их реальной загрузкой, обеспечение безопасности перевозок и дорожного движения в целом, а также снижение объемов выбросов загрязняющих веществ. Разберемся, что уже сделано и чем еще предстоит заниматься в дальнейшем.

Направления развития ИТС

Целью развития ИТС в среднесрочной перспективе является создание и системная интеграция информационных и коммуникационных технологий и средств автоматизации с транспортной инфраструктурой, транспортными средствами и участниками дорожного движения. Эти процессы должны быть ориентированы на повышение безопасности и эффективности транспортного процесса, а также на обеспечение комфортных условий для всех его участников.

Стратегической же задачей развития ИТС является обеспечение бесшовной интеграции ИТС всех уровней: от субъектов Российской Федерации до сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Это позволит сформировать национальную сеть ИТС на автомобильных дорогах общего пользования.

Ключевым трендом этих проектов является широкое использование и развитие цифровых платформ, нейронных сетей, искусственного интеллекта, интернета вещей и технологий работы с большими данными.

Необходимость скоординированного развертывания ИТС на автомобильных дорогах общего пользования и улично-дорожной сети муниципальных образований, обеспечения их функциональной совместимости, а также приоритетность создания ИТС в дорожно-транспортном комплексе установлены Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года и Концепцией создания и функционирования национальной сети ИТС на автомобильных дорогах общего пользования.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.06.2024 № 529 ИТС, включая автономные транспортные средства, определены как приоритетные направления научно-технологического развития, а транспортные технологии (в том числе беспилотные и автономные системы) вошли в перечень важнейших наукоемких технологий.

Межведомственное и наднациональное взаимодействие

Для совершенствования регулирования в сфере дорожного хозяйства при внедрении ИТС приказом Минцифры, Минпромторга и Минтранса России от 01.12.2023 № 1035/4675/399 создана межведомственная рабочая группа (МРГ) по подготовке предложений по вопросам совершенствования регулирования в сфере дорожного хозяйства при внедрении ИТС, в том числе при создании, внедрении и эксплуатации ИТС и высокоавтоматизированных транспортных средств на опорной сети автомобильных дорог Российской Федерации, включая участки международных транспортных коридоров на территории России и улично-дорожную сеть городских агломераций.

Основные вопросы, относящиеся к работе МРГ:

  • совершенствование документов по стандартизации;
  • совершенствование актов рекомендательного характера, издаваемых федеральными органами исполнительной власти в соответствии с п.3 ст.4 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
  • подготовка плана мероприятий, направленных на реализацию и совершенствование регулирования в сфере дорожного хозяйства при внедрении ИТС.

Вопросы внедрения ИТС на автомобильных дорогах и формирование национальных сетей ИТС в странах – членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) регулярно рассматриваются Евразийским межправительственным советом и относятся к числу перспективных направлений цифрового инфраструктурного развития. Это подтверждается разработкой Концепции взаимодействия национальных интеллектуальных транспортных систем в ЕАЭС, предусмотренной Основными направлениями и этапами реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств-членов ЕАЭС, утвержденными решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. № 19 и пунктом 20 Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики на 2021–2023 годы, утвержденной распоряжением Высшего Евразийского экономического совета от 20 августа 2021 года № 15.

Проблематика, связанная с развитием ИТС

Высокая динамика внедрения ИТС в дорожно-транспортном комплексе за последние четыре года выявила ряд проблем системного характера, которые требуют актуализации и новых подходов в этой сфере.
Необходима проработка и подготовка решений на уровне законодательных инициатив, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Минтранса России и нормативно-технических документов – в том числе в части, касающейся оптимизации понятийно-терминологического аппарата в сфере ИТС и законодательного закрепления достигнутых результатов.

Многообразие периферийного оборудования и технологий, используемых при внедрении ИТС, наличие различных подходов к созданию подсистем и интеграционных платформ ИТС создают серьезные проблемы при организации их взаимодействия в целях решения комплексных задач по бесшовной интеграции ИТС. Это требует системного мониторинга, аудита и компетентной поддержки процессов, связанных с развитием и обеспечением функционирования ИТС в субъектах Российской Федерации.

Формирование единой цифровой экосистемы транспортного комплекса Российской Федерации требует проработки вопросов единства данных и технологической совместимости создаваемых в рамках цифровой трансформации транспортной отрасли цифровых платформ, информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры и сервис-ориентированной архитектуры их реализации.

С учетом установленных приоритетов цифрового развития важным вопросом становится обеспечение технологической интеграции и информационного взаимодействия формируемой национальной сети ИТС с национальной цифровой транспортно-логистической платформой (НЦТЛП) в целях реализации мультимодальных грузовых и пассажирских перевозок и организации цифровых транспортных коридоров.

Эскалация угроз информационной безопасности в условиях напряженной международной обстановки и беспрецедентного санкционного давления со стороны недружественных стран привела к росту требований в части импортонезависимости элементной и технологической базы, а также информационной безопасности создаваемых в рамках цифровой трансформации транспортного комплекса информационных и технологических ресурсов. И здесь безусловным приоритетом является безопасность объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ), функционирующих в сфере транспорта, в том числе относящихся к ИТС.

Актуальной в этих условиях становится проблема отсутствия квалифицированных кадров, обеспечивающих внедрение и развитие ИТС, а также специалистов, выполняющих задачи по созданию отечественных образцов периферийного оборудования ИТС, разработке и адаптации инновационных технологий под нужды и задачи, решаемые в области ИТС. Поэтому требуется оценка кадровой потребности в области ИТС, разработка квалификационных требований к персоналу, обеспечивающему функционирование и техническую поддержку ИТС, подготовка образовательных программ для средних профессиональных и высших учебных заведений.

Роль ФАУ «РОСДОРНИИ»

В 2024 году ФАУ «РОСДОРНИИ» проводит мониторинг и анализ уровня технологического развития ИТС, находящихся в эксплуатации в субъектах Российской Федерации, на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения (включая дороги, находящиеся в доверительном управлении у Государственной компании «Автодор»), на улично-дорожной сети муниципальных образований и городских агломераций.

ФАУ «РОСДОРНИИ» ведет планомерную деятельность по разработке нормативно-технических документов в области ИТС. В период с 2020 по 2023 год было выполнено 17 научно-исследовательских работ на разработку документов по стандартизации в области ИТС, а по их результатам было разработано 17 документов по стандартизации. В 2024 году ведется работа по утверждению 4 новых документов по стандартизации и завершение работ по обновлению 4 действующих документов по стандартизации в области ИТС. На период 2025-2027 годов запланирована разработка 9 документов по стандартизации.

Для обеспечения ускоренного развития нормативно-технической базы Российской Федерации в области ИТС, гармонизированной с международными стандартами, и учета приоритетов развития ИТС разработана Перспективная программа стандартизации по приоритетному направлению Интеллектуальные транспортные системы на период до 2027 года.

Для научно-технической и экспериментально-технологической поддержки процессов разработки и формирования нормативно-технического и методологического обеспечения в области развития ИТС и обеспечения безопасного движения ВАТС по автомобильным дорогам общего пользования ФАУ «РОСДОРНИИ» совместно с Правительством Республики Татарстан в 2023 году создана пилотная зона. Она представляет собой комплекс дорожно-транспортной инфраструктуры, инструментальных подсистем ИТС, центра управления и динамической цифровой карты дорожного движения, предназначенных для проведения экспериментов и апробации технологий ИТС, в том числе обеспечивающих безопасное движение высокоавтоматизированных транспортных средств (далее – ВАТС) в условиях реального транспортного потока на автомобильных дорогах общего пользования.

В настоящее время на пилотной зоне проведены три серии определительных испытаний, направленных на оценку качества функционирования и натурное подтверждение соответствия значений основных параметров и характеристик оборудования ИТС требованиям нормативно-технической документации и технической документации производителя оборудования.

На 2025 год в рамках научной деятельности ФАУ «РОСДОРНИИ» запланированы исследовательские испытания по следующим приоритетным наукоемким технологиям:

  • ситуационная осведомленность участников дорожного движения, включая ВАТС;
  • высокоточное геопозиционирование участников дорожного движения и дорожных инцидентов;
  • динамические цифровые карты дорожного движения.

Дальнейшее развитие технологий на пилотной зоне планируется проводить на основе научно-технической и технологической кооперации с ведущими научными, научно-образовательными организациями и ведущими разработчиками ВАТС как центра коллективного пользования научно-технологическим оборудованием.

В рамках МРГ по ИТС ФАУ «РОСДОРНИИ» готовит предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты в целях дальнейшего внедрения ИТС в дорожную инфраструктуру транспортного комплекса, обеспечению производства отечественных интеллектуальных устройств и оборудования, которыми в базовой комплектации должна быть оснащена дорожно-транспортная инфраструктура страны.
Активное участие принимает ФАУ «РОСДОРНИИ» и в формировании технической политики по взаимодействию национальных ИТС в Евразийском экономическом союзе.

Совместно с РУТ (МИИТ) и Ассоциацией «Цифровая эра транспорта» ФАУ «РОСДОРНИИ» готовит оценку кадровой потребности в области ИТС и предложения по разработке квалификационных требований к персоналу, обеспечивающему функционирование и техническую поддержку ИТС.

ИТС – уровни зрелости

По данным Минтранса РФ, на март 2024 года в программе строительства и развития ИТС участвуют 62 городские агломерации в 56 регионах нашей страны1. Следует отметить, что перечень подсистем ИТС, реализованных в этих городских агломерациях различен, однако уровень зрелости ИТС у всех находится на одном уровне (0–1 уровни)2.Это обусловлено тем, что ряд регионов, которые начали строительство ИТС в 2020 году, использовали в качестве методической базы Методические указания «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек» в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (распоряжение Министерства транспорта РФ от 25 марта 2020 г. № АК-60-р), которые предусматривали широкую номенклатуру подсистем ИТС без определения обязательной этапности их реализации и подразделяли подсистемы ИТС на обязательные и опционные. Однако в 2022 году изменилась методическая база реализации ИТС в городских агломерациях3, в которых ряд подсистем был исключен из архитектуры ИТС городских агломераций. В связи с этим в 2022 году многие регионы оказались в одинаковых условиях, несмотря на то что количество реализованных подсистем у них разное. Для формирования объективной картины уровня развития ИТС в регионах необходима их комплексная экспертиза – аудит систем. Подобная работа ведется специалистами Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» и уже состоялась в ряде регионах.

Сейчас основной вектор развития ИТС в регионах направлен на управление дорожным движением и в основном подразумевает подключение светофорных объектов в единый центр управления дорожным движением. Также предусматривается оснащение светофорных объектов оборудованием мониторинга параметров транспортных потоков и видеокамерами. Но и здесь имеются определенные проблемы. Так, достижение уровня выше 1-го несет значительную финансовую нагрузку на региональный и федеральный бюджеты, так как резко возрастают затраты на установку детекторов транспорта и видеокамер. Дело в том, что в Методических указаниях2 есть требования по охвату магистральных городских дорог, магистральных улиц общегородского значения и магистральных улиц районного значения техническими средствами сбора данных о параметрах дорожного движения. В соответствии с требованиями методических указаний в расчете показателя учитываются все перечисленные дороги, однако в некоторых регионах для эффективного функционирования городской транспортной системы необходимо строительство ИТС только на некоторых улицах и дорогах и в этом случае будет иметь место неэффективного расходования средств.

Аналогичная ситуация и с установкой камер видеонаблюдения, которые необходимо размещать на всех пересечениях вышеперечисленных улиц. В ряде городских агломераций общее число пересечений может достигать значительных значений. В этом случае целесообразнее будет учитывать улицы, на которых производится строительство ИТС.

Также на основании уже проведённых и проводимых Ассоциацией «Цифровая Эра Транспорта» экспертиз ИТС в ряде регионов следует отметить, что многие реализованные подсистемы не соответствуют требованиям разрабатываемых ГОСТов на подсистемы ИТС.

Также подчеркнем, что вновь разрабатываемые стандарты не коррелируют между собой. В частности, ГОСТ Р 71096-2023 «Подсистема светофорного управления. Общие требования» и ГОСТ Р 71095—2023 «Интеллектуальные транспортные системы. Подсистема обеспечения приоритетного проезда транспортных средств. Общие требования» для управления светофорными объектами используют модули Интеграционной платформы ИТС имеющие различные названия: «Модуль координированного управления движением» (ГОСТ Р 71096-2023) и «Модуль АСУДД» (ГОСТ Р 71095—2023), что может вызывать недопонимание в процессе реализации этих подсистем.

Зачастую Интеграционная платформа ИТС выполняет роль «Витрины данных», а не платформы управления транспортными процессам и не соответствует ГОСТ Р 71092 – 2023 «Интеллектуальные транспортные системы. Требования к функциональной архитектуре интеграционной платформы интеллектуальных транспортных систем». Многие городские агломерации находятся в «вендорном рабстве», так как смена поставщика услуг приведет к невозможности подключения к существующим интеграционной платформе и подсистемам новых модулей и оборудования в связи с отсутствием стандартизированного подхода к протоколам взаимодействия. В данном случае необходимо вести целенаправленную политику по формированию нормативно-правовой базы ИТС, а также оказывать регионам помощь в формировании стратегии развития ИТС.

ИТС и кадры

Отдельным важным вопросом стоит выделить кадровую потребность сферы интеллектуальных транспортных систем. Для решения проблем в этом направлении Ассоциацией «Цифровая Эра Транспорта» создан центр компетенций интеллектуальных транспортных систем с программами обучения по ИТС и КИИ. Стоит отметить, что степень вовлечения региональных специалистов в обучение не соответствует масштабу внедрения интеллектуальных транспортных систем. За период с 2022 по 2024 год курсы повышения квалификации прошло всего 115 специалистов из 27 субъектов Российской Федерации.

Помимо повышения квалификации действующих специалистов и инженеров региональных управлений остро стоит вопрос и о создании профессионального стандарта в области интеллектуальных транспортных систем с целью последующего масштабирования в программы профильных и технических вузов, где присутствует специальность ИТС. На текущий момент данный модуль в программах обучения в вузах различен, не систематизирован. Сегодня необходимо организовать взаимодействие между экспертным сообществом и образовательными учреждениями по вопросам подготовки кадров для ИТС. По итогам проведения ежегодной региональной конференции и выставки «ИТС регионам» в г. Перми была инициирована рабочая группа на базе Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» и ФАУ «РОСДОРНИИ» по вопросам кадровой потребности и работе по формированию профессионального стандарта.

Стоит отметить, что по итогам обсуждений и проведенного опроса среди ведущих производителей оборудования и разработчиков ПО была выявлена серьезная нехватка ИТ-специалистов, аналитиков, системных администраторов, DevOps-инженеров.

Импортозамещение в ИТС

В соответствии с ГОСТ Р 56829-2015 «Интеллектуальные транспортные системы. Термины и определения», интеллектуальная транспортная система – это «система, интегрирующая современные информационные, коммуникационные и телематические технологии, технологии управления и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта».

Данное определение ИТС дает практически полное описание элементов структуры ИТС, уровень импортозамещения которых имеет значительную вариацию. Ассоциацией «Цифровая Эра Транспорта» был проведен анализ* по импортозамещению среди ведущих компаний – участников внедрения интеллектуальных транспортных систем. Он показал, что в области информационных технологий уровень импортозамещения очень высок, так как практически все программные продукты для ИТС созданы отечественными производителями, хотя для разработки и могут использоваться международные базы банных, библиотеки и сервисы.

В области коммуникационных технологий уровень импортозамещения достаточно низок, так как в данной области необходимо применение радиоэлектронной продукции, уровень локализации которой низкий. В основном используется компонентная база зарубежных производителей, локализовано лишь сборочное производство этого оборудования. Всё отечественное радиоэлектронное оборудование приведено в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции (ПП РФ 878).

Ситуация с производством технических средств ИТС (дорожные светофоры, детекторы транспорта, видеокамеры, ЗПИ, ДИТ и т.д.) примерно схожа с областью коммуникационных технологий. В нашей стране достаточно развит кластер производства дорожных светофоров и контроллеров, однако и в данной области высока доля импортных компонентов для производства продукции. При производстве детекторов транспорта также активно используется компонентная база из других стран. Ряд отечественных поставщиков технологий мониторинга параметров транспортного потока организовали сборочное производство детекторов транспорта, но опять же с широким использованием зарубежных компонентов. Некоторые поставщики просто используют зарубежные камеры с разработанным отечественными специалистами программным обеспечением мониторинга транспортных потоков, что ещё раз подтверждает высокий уровень импортозамещения в области программного обеспечения. Аналогичная ситуация сложилась и с производством видеокамер, ЗПИ и ДИТ.

Достаточно высок уровень импортозамещения в производстве оборудования мониторинга транспортных средств: существует множество отечественных производителей терминалов спутникового мониторинга транспорта.

Стоит отметить, что отечественные поставщики технологий ИТС в нашей стране не стоят на месте и прикладывают усилия к развитию импортозамещения, о чем свидетельствует расширение перечня оборудования, представленного в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции. Основным недостатком при этом является недостаточное производство в нашей стране компонентов этой продукции (платы, коммуникационное оборудование, элементы видеооборудования и т.д.)

Защита ИТС

Согласно п.8 ст. 2 ФЗ 187 от 26.07.2017 «О безопасности КИИ», государственные органы, государственные учреждения, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере транспорта, являются субъектами КИИ.

Согласно п.6 ст. 2 ФЗ 187 от 26.07.2017 «О безопасности КИИ» информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры являются объектами КИИ. Таким образом, информационные системы, входящие в состав ИТС, являются объектами КИИ.

Анализ управленческих, технологических, производственных, финансово-экономических и иных процессов в ИТС региона показывает, что:

а) к критическим процессам можно отнести следующие процессы:

  • управление, контроль и обслуживание элементов периферийного оборудования и инфраструктуры светофорных объектов;
  • мониторинг параметров транспортных потоков;
  • регистрация и контроль транспортных инцидентов.

б) нарушение и (или) прекращение выявленных критических процессов может привести к негативным социальным и экономическим последствиям.

Элементами ИТС региона, которые обрабатывают информацию, необходимую для обеспечения выявленных критических процессов, а также осуществляют управление, контроль или мониторинг данных критических процессов, являются следующие автоматизированные системы управления, как правило, являются:

  • Единая платформа управления транспортной системой (ЕПУТС);
  • Комплекс подсистем управления дорожным движением, видеонаблюдения и мониторинга первичных событий (КПУДД);
  • Комплекс подсистем координации движения общественного транспорта и диспетчерского управления транспортом служб содержания дорог (КПКДТ).

Минтрансом 15 мая 2023 г. утвержден и согласован с ФСТЭК России «Перечень типовых отраслевых объектов КИИ, функционирующих в сфере транспорта». К типовым объектам КИИ, в частности, относятся автоматизированные системы, предназначенные для управления техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

Осуществляемые критические процессы:

  • обеспечение доступа к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности, а также передача таких данных в соответствии с установленными требованиями;
  • управление техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности.

О работе Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта»

Ассоциация по развитию цифровых технологий транспорта «Цифровая Эра Транспорта» призвана объединить лидеров и ведущих участников цифровой трансформации транспортного комплекса. Ключевыми направлениями деятельности Ассоциации являются содействие в реализации национальных и федеральных проектов, включая «Безопасные качественные дороги», внедрении и продвижении новейших информационных технологий, отечественных технологических решений, интеллектуальных транспортных систем, участие в разработке стандартов и правил, формирование предложений и программ по повышению безопасности транспортной инфраструктуры и безопасности дорожного движения, содействие в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов.

На базе Ассоциации был открыт Центр компетенций интеллектуальных транспортных систем. Центр компетенций – это площадка, где на постоянной основе проводятся обучение и повышение квалификации профильных специалистов из регионов страны. В рамках курсов ведущие транспортные эксперты и действующие сотрудники государственных и коммерческих структур в области ИТС и дорожного движения рассказывают о базовых знаниях в области интеллектуальных транспортных систем, навыках их практического внедрения в городских агломерациях и федеральных трассах. Особенностью Центра компетенций ИТС стала уникальная лаборатория натурного оборудования в области ИТС и цифровых технологий на транспорте, аналогов которой в России нет. На представленном оборудовании, лекторы и эксперты центра подробно объясняют особенности работы подсистем ИТС.

Центр компетенций зарекомендовал себя как отраслевая площадка обмена опытом между представителями субъектов РФ и федеральных органов власти, а также как место встречи представителей экспертного сообщества для обсуждения актуальных вопросов и задач в области интеллектуальных транспортных систем, среди которых актуализация методических рекомендаций по внедрению ИТС в субъектах РФ, вопросы стандартизации и нормативно-правового регулирования, формирование подходов и программ. Обсуждения и рабочие группы проходят совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральным дорожным агентством, ФАУ «РОСДОРНИИ», Государственной Думой Российской Федерации, экспертным сообществом. Представители Ассоциации – эксперты в области внедрения ИТС и цифровых технологий на транспорте, разработчики программного обеспечения непосредственно участвуют в экспертизе проектов по ИТС в субъектах.

Фото: Интеллектуальные транспортные системы России (ИТС России)

Возврат к списку

Чтобы оставить комментарий - авторизуйтесь через